В ссср разве строили 10 этажные дома

Почему в СССР массово строили именно девятиэтажки (3 фото)


Часто задавался вопросом: откуда эта цифра? Почему строят дома именно в 9 этажей, а не 8 или 10, к примеру?

Что за стандарт такой? И вот почти случайно получил достоверное объяснение. Источник: Источник: Причины оказались, как и можно было ожидать, прежде всего экономические. Разговорились со строителями со стажем, которым еще в советские времена довелось возвести немало типовых домов. И выяснилось, что нормативные документы учитывали высоту стандартной механизированной лестницы пожарной машины, которая составляла 28 метров.

И выяснилось, что нормативные документы учитывали высоту стандартной механизированной лестницы пожарной машины, которая составляла 28 метров. То есть максимальная высота от пожарного проезда до окон верхнего этажа должна была быть в этих пределах.

Вот и посчитайте: по 2,8 — 3 метра на этаж, плюс высота фундамента или цоколя, выходит как раз 9-этажка. Если строить дом выше этих 28 метров, потребуется устроить в нем незадымляемую лестницу.

В строительных нормах и правилах прописаны такие, незадымляемые, лестницы нескольких категорий: Н1 – лестницы, вход на которые с площадок этажа осуществляется через открытое пространство снаружи здания; Н2 – лестничные клетки с устройством дополнительного подпора воздуха; Н3 – лестничные клетки, вход на которые осуществляется через специально созданные зоны с подпором воздуха, с проходом через открытый балкон.

И располагать такие лестничные клетки Н1 нужно в углах зданий и сооружений с наветренной стороны, с переходами балконного вида, огражденными защитными экранами. По правилам противопожарной безопасности все незадымляемые лестницы оборудуют аварийным освещением.

По ширине дверной проем должен составлять не менее 1,2 метра, а высота его превышать 1,9 метра. Ширина прохода должна обеспечивать транспортировку пострадавших от пожара людей на носилках! Лестницам категории Н2 требуется тщательно просчитанный поток воздуха, который может создаваться и воздушными электронасосами.
Лестницам категории Н2 требуется тщательно просчитанный поток воздуха, который может создаваться и воздушными электронасосами.

Тогда их нужно снабжать источниками бесперебойного питания и т.д.

В итоге всё это слишком удорожает стоимость строительства, и ради одного-двух лишних этажей оборудовать незадымлямые лестницы не было смысла. Их устраивали в домах от 15 этажей. Источник: Кстати, начиная с 10 этажей, в каждом подъезде требовалось устанавливать еще и второй (грузовой) лифт.

Так что квадратный метр в 12-этажке обходился уже дороже, чем в типовом девятиэтажном доме.

А 10-этажки были бы совсем нерентабельны.

Начало построек «хрущевок»

Отвечал за решение жилищной проблемы Никита Хрущев.

Идею возведения недорогих домов он позаимствовал у других государств. Америка строила каркасные дома для иммигрантов, а в Европе были популярными сборное жилье.

Хрущев смог объединить немецкую идею и американскую. Так появились пятиэтажные панельные жилые дома. На строительстве получилось сэкономить приблизительно 30% общих затрат благодаря отказу от архитектурных излишков.

После окончания Первой мировой войны возникло понятие минимализма в архитектуре. Тогда чаще всего строили трехэтажные дома. А вот после Великой Отечественной войны начали возводить целые комплексы однотипных зданий.

Новостройки Хрущев приказал приобрести французскую автоматизированную линию по изготовлению панелей. Архитекторы занимались изучением однотипного строительства в Америке. Они решили, что дома можно конструировать из блоков, которые будут поставлять их прямо из завода. Это все происходило в кратчайшие сроки.
Это все происходило в кратчайшие сроки. Одновременно проводились отделочные работы.

Мнение экспертаЛариса Антоновна КарельскаяЗаведующая отделом, в московском ГУМ на протяжении более, чем 10 лет.Продавец в «Детский мир на Лубянке».Спустя некоторое время в деревни Черемушки были построены первые пятиэтажные здания из блоков. После этого дома подобного типа строили по всей территории Советского Союза. Процесс возведения «хрущёвок» длился до 1985 года.

Тогда появилось понятие «микрорайон» — комплекс жилых домов, учреждений, которые находились близко друг к другу.

Во время проектирования учитывали расстояние между зданиями, освещенность жилья и среднюю норму жилищной площади.

3. Качество

Конструкция самой бетонной коробки и планировки квартир за пол века практически не изменилась.

Те же самые панели. Ни чем не лучше времен СССР.А вот качество отделки, качество инженерных сетей из года в год, к сожалению, падает .

  1. Унитаз, раковина, ванна, межкомнатные и входную двери нужно сразу менять после заселения в квартиру.
  2. Самые дешевые обои на стенах, линолеум на полу. А то и вовсе квартиры без отделки.
  3. Минимум розеток и самые дешевые провода. Даже вместо светильника в 99% случаев в комнатах будет висеть только лампочка.
  4. Самая дешевая кафельная плитка в санузлах и на кухне.
  5. Вместо стальных труб отопления, водопровода и чугунных труб канализации мы получаем пластик. Качество работ выполненных этими материалами оставляет желать лучшего.

И делать ремонт. Разве в качественном жилье после получения ключей такое должно быть???

Ответ на данный вопрос напрямую связан с пожарной безопасностью и экономией.

Мало кто знает, что у советских пожарных машин длина механической лестницы была 28 метров.

Средняя высота этажа примерно 2,7-3,1 метра, если прибавить к этому высоту цокольного этажа, то получится, что лестница пожарной машины сможет дотянуться максимум до 9 этажа. Если же строение будет выше, то его потребуется оборудовать незадымляемой лестницей стандарта Н1 с проходом через открытый балкон.

Помимо типа Н1, нормативно выделяются типы лестниц Н2 и Н3.

Лестницы Н2 представляют собой лестничные клетки с дополнительным подпором воздуха, тип Н3 — это лестничная клетка, попасть на которую можно пройдя через балкон.

Соблюдение таких требований при строительстве жилых домов значительно увеличивало себестоимость квадратного метра жилья, приводило к удорожанию проекта и стоимости обслуживания таких зданий после завершения строительства, кроме того, такая лестница довольно массивная. Использование таких типов лестниц экономически оправданным становится только при строительстве домов высотой более 14 этажей.

Следует отметить, что в СССР экономией можно объяснить особенности многих проектов, в том числе и проекты массовой застройки жилыми домами.

По советским ГОСТам здание в 9 этажей должно было иметь один пассажирский лифт на один подъезд, в то время как здание в 10 этажей и более нужно было обязательно дополнительно оборудовать грузовым лифтом. Помимо грузового и пассажирского лифтов здания имеющие более 10 этажей дополнительно нужно было оснащать системами противодымной вентиляции и специальными путями эвакуации, также согласно требованиям использовать кухонные плиты, работающие на газе можно только в зданиях высотой не более 9 этажей.
Помимо грузового и пассажирского лифтов здания имеющие более 10 этажей дополнительно нужно было оснащать системами противодымной вентиляции и специальными путями эвакуации, также согласно требованиям использовать кухонные плиты, работающие на газе можно только в зданиях высотой не более 9 этажей.

Все эти дополнения серьезно влияли на окончательную стоимость реализации проекта.Кстати, если говорить о популярности «пятиэтажек», то тут тоже все довольно просто объясняется.

В соответствии со строительными нормативами и требованиями, дома, число этажей в которых более 5 (высотой больше 15 метров) в обязательном порядке оборудовались лифтами, а если дом 5-этажный или ниже, то и дорогой лифт ему не нужен.

Вот, таким образом, как могли экономили при строительстве жилья в СССР. Это одна из причин, почему часто можно встретить дома в 5 этажей.Конечно, из любых правил бывают исключения, и в своем городе вы можете увидеть 10 этажные здания, построенные еще в советские времена, но их очень мало.Если Вам понравилась статьяпоставьтелайкиподпишитесь на канал.

Оставайтесь с нами, друзья! Впереди ждёт много интересного!

4. I-515/9 (более 750 домов)

Эта серия девятиэтажек является развитием хрущевки I-515/5 и строилась в столице с 1966 по 1984 годы.

В доме предусмотрены 6-метровые кухни, а площадь «трешки» не превышает 57 м2, двушки — 47 м2, высота потолков 2,6 м. Характерная особенность дома — спаренные балконы расположены под углом (модификация Ш).

Московские многоэтажки «на курьих ножках»

В 60-е годы советскими архитекторами были подняты над землёй уже не коммуны, а обычные жилые дома, причём многоэтажные.

Первый расположился по соседству с «Алексеевской» станцией метро, на проспекте Мира, 110 (1966) а второй – на Смоленском бульваре, 6-8 (1967). Это дома в 17 этажей. Кроме того, что они подняты над землёй на сваях, здания мало чем отличаются от типовых «панелек».Более оригинальной получилась 25-этажка на проспекте Мира, 184/2 – та, что напротив статуи «Рабочий и колхозница» на ВДНХ.

Длинные балконы-лоджии в этом доме на V-образных сваях размещены в шахматном порядке, а единственный подъезд находится в «центральном столбе». Поскольку дом значительно приподнят над землёй, красивым видом парковых ансамблей ВДНХ можно любоваться даже из окон нижних этажей.Но самым известным архитектурным творением советского конструктивного модернизма является, прозванный «сороконожкой» или «осьминогом», «Дом авиаторов» на улице Беговой, 34 (1978).

С авиацией это здание связывает то, что его заселили семьями работников завода «Знамя труда» – старейшего отечественного самолётостроительного предприятия.Ног у «сороконожки» действительно 40: он стоит на двадцати парах опор и словно «парит над землёй».

Интересно, что изначально здание планировалось не как жилой дом, а как гостиница. И стоять оно должно было на берегу Химкинского водохранилища, по соседству со станцией метро «Водный стадион».

Автор «поставил» дом на ноги, чтобы обеспечить проход под ним к набережной, и не нарушать естественной циркуляции воздуха рядом с водоёмом. Однако в итоге необычное строение решили поставить на одном из основных въездов в Москву – чтобы оно удивляло своим авангардным видом гостей Олимпиады-80. Главная фишка дома состоит в том, что мощные пары его «ног» к основанию сужаются так, что два человека без труда обхватят любую из опор.

Главная фишка дома состоит в том, что мощные пары его «ног» к основанию сужаются так, что два человека без труда обхватят любую из опор.

4. Брежневский строительный период

Многие ностальгируют именно по временам «застоя», по относительно жирным «брежневским» временам.

Брежнев стал Генсеком в 1964 году, но как мы помним, строительство очень инерционная отрасль.

Проекты которые вводились в эксплуатацию в к конце 60-х, можно считать ещё «хрущёвскими».К 1970 году, прошло уже 25 лет со дня окончания Великой Отечественной Войны.

За это время страны Европы почти были восстановлены после разрухи военных лет.

Кому-то помог (помог-ли — вопрос) знаменитый План Маршалла, а соседняя с нами Финляндия (бывшая ещё до Революции Княжеством где правил Российский Император) обошлась своими силами.Так вот, материальное положение граждан Европы к этому времени стало хорошим, даже лучше, чем в СССР. Даже раньше, лет через 20 после завершения, Европа поднялась буквально из руин.

Очень хорошо были восстановлены, реконструированы дома в Австрии, Германии, Польше (очень качественная реконструкция!). А также во Франции, в Великобритании (после немецких бомбардировок), везде. У нас в СССР тоже было много памятников восстановлено.

Кроме Кёнигсберга, ставшего Калининградом, где решили старые «фашистские» дома не возрождать. Строить в союзе хрущёвки и дальше, было уже как-то не комильфо, не солидно, тем более что Европа нас уже обогнала в части комфорта.

И вот, на смену пятиэтажкам-хрущёвкам, пришли девятиэтажки. Девятиэтажки комфортнее панельных хрущёвок, но скорее даже хуже кирпичных. Из плюсов — есть лифт, но только пассажирский.

Ходить на 5-й этаж пешком тяжеловато, особенно пожилым. Параллельно строились жилые дома смешанного типа с внутренним сборным несущим железобетонным каркасом и наружными несущими кирпичными стенами.

Например: четырнадцати этажная «башня Вулыха», «Смирновская» и «Тишинская» серии.

Это были более качественные дома, их строили даже в центре Москвы («спорное» мягко говоря архитектурное решение).Проекты архитектора Ефима Вулыха имели ж.б. каркас, стойки и ригели для которого изготавливали на производстве.

А на стройплощадке только собирали, и возводили несущие внешние стены из кирпича. Внутренние перегородки не несущие, это даёт простор для фантазий дизайнеров.А затем пошли и 16-ти этажные панельные дома серий П3 и П44, к 1980-му году их строили больше всего, не забывая и о 9-ти этажках.В 80-е начали строить ещё более высокие дома: 22 этажки, такие как на фото ниже:По тем временам, дома были довольно модные. Но вот только если у тебя нет личного автомобиля.

А иначе, парковки во дворе не найти.А «проклятые буржуи» к 80-м годам уже имели по несколько авто на семью, и подземные автостоянки под жилыми домами. Но большинство всяких «бюргеров», которых СССР победил в войне, жило в частных или малоэтажных домах с палисадниками и проблем с парковкой не испытывали.Мы в СССР тоже не имели проблем с парковкой. Даже в Москве, машина была не у каждой семьи.

Почему, что пошло не так? Духовность? Не нужны нам машины (как пишет Илья Варламов).И войну то вроде мы выиграли, наши отцы, деды. И природных богатств у нас больше, чем у Европейцев.

Но, отстали мы в материальном плане от Европы.

Одно название «период застоя».Но вот, в конце 1980-х, после смерти Брежнева, и странных, ежегодных смертей следующих Генсеков Андропова и Черненко, к власти в СССР пришёл Горбачёв и этот «застой» забродил, забурлил и в августе 1991 года взорвался. Причём формально-юридически, СССР существует до сих пор, «Беловежское» соглашение неправомочно. Но кого это теперь волнует? И речь не об этом а о строительстве домов для людей.Что мы имеем в итоге?

Самые качественные жилые дома во времена СССР строили при Сталине. Они красивые, проверены временем и до сих пор радуют москвичей.

Есть проблемы со старыми коммуникациями, кое-где с деревянными перекрытиями.

Но в целом, это и сейчас пока престижное жильё.Хрущёвки почти все снесли (в Москве). Брежневские дома пока стоят, и в них живёт очень много москвичей. Живёт в общем, тепло и неплохо.

Читайте далее:

Почему высота дома была именно такой?

Это все связано напрямую с безопасностью и возможными пожарами, точнее их ликвидацией.

Суть заключается в том, что длина механической лестницы на пожарной машине составляет двадцать восемь метров. Высота одного этажа около двух с половиной метров, если учитывать еще и фундамент, который тоже достаточно высокий в советских домах.

Итого получается как раз длина пожарной лестницы.