Ттребования к процедуре закупок

Полномочия руководителя отдела закупок


Отдел закупок у государственного или муниципального заказчика – это всегда достаточно крупное подразделение, которое требует руководства для грамотного или полноценного функционирования без допущения ошибок в своей деятельности. Именно поэтому полномочиям руководителя отдела закупок всегда уделяется достаточно большое внимание. К числу основных его полномочий относятся:

  1. выступление с представительскими функциями от имени заказчика на семинарах, собраниях, заседаниях, имеющих своей целью обсуждение современного положения в сфере закупок и, при наличии таковых, выступление с предложениями о корректировке существующей системы государственных и муниципальных закупок в соответствии с целями ее создания;
  2. дополнительные полномочия, которые могут быть определены руководителем организации-заказчика с целью получения результата максимальной эффективности от функционирования отдела закупок.
  3. проведение контролирующих мероприятий с целью проверки тех сведений о потребностях заказчика, которые были ему предоставлены ответственными должностными лицами структурных подразделений заказчика;
  4. осуществление руководства деятельности по взаимодействию со структурными подразделениями заказчика с целью получения информации о потребностях таких подразделений для последующего формирования плана-графика закупок на основании собранной информации;
  5. осуществление непосредственного участия в собраниях подразделений государственного или муниципального заказчика либо в заседаниях, проводимых на уровне руководства подразделений организации-заказчика с целью получения максимально подробной информации о работе таких подразделений и влиянии их деятельности на потребности заказчика для последующего формирования направлений деятельности своего подразделения;
  6. работа по внедрению необходимых изменений в проведении процесса закупок для удовлетворения нужд заказчика путем предоставления соответствующих предложений руководителю заказчика о необходимости внесения изменений в действующие процессы функционирования отдела закупок;
  7. осуществление контролирующих функций в части исполнения требований норм действующего законодательства, а также существующих локальных актов, регламентирующих деятельность всех подразделений заказчика с целью удовлетворения его нужд;

Документация для конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок

Важно обратить внимание на особенности документации, которая зависит от способа определения поставщика — конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок. Конкурсы считаются самым сложным видом закупочной процедуры и включают следующие документы: извещение, документация — информационная карта, техническое задание на объект закупки, форма заявки с инструкцией по ее заполнению, проект контракта.

Принципы отбора участников закупки

Из числа закрепленных в ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принципов закупки товаров, работ, услуг, ключевыми, имеющими отношение к отбору участников закупки, являются:

  • отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

Первый принцип реализуется с помощью следующих положений Закона № 223-ФЗ:

  1. во-вторых, путем запрета на предъявление требований к участникам закупки по критериям, которые не указаны в документации о закупке (ч. 6 ст. 3).
  2. в-третьих, путем закрепления в Законе № 223-ФЗ положения, предусматривающего, что требования к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем без исключения участникам закупки (ч.

    6 ст. 3).

  3. во-первых, путем установления практически неограниченного круга субъектов, которые могут выступать участниками закупки (ч. 5 ст. 3);

Исключения из принципа равноправия могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ч.

8 ст. 3):

  • участие в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства. Установлено требование об обязательном размещении заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 15% общего годового объема поставок товаров в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ.
  • , работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. В законодательстве установлены ценовые преференции в торгах для участников, предложивших товары производства российского, белорусского и казахстанского происхождения, по ограниченному перечню товаров;

Принцип измеряемости требований реализован следующим образом.

В положении и документации о закупке устанавливаются только такие требования, которые позволяют участникам закупки на стадии подачи заявки самостоятельно оценить свое соответствие этим требованиям.

К примеру, требования, сформулированные как

«наличие кадровых ресурсов для выполнения работ в необходимом количестве»

или «наличие достаточного опыта выполнения работ аналогичного профиля» не будут соответствовать принципу «измеряемости» требований.

Почему? Дело в том, что критериев «достаточности» и «необходимого количества» нет, и, к тому же, они носят весьма субъективный характер. При этом, организатор торгов (закупочной комиссии) легко может отклонить заявку на участие в закупке, если, на его взгляд, она не соответствует требованиям.

Поэтому при установлении подобных требований должны быть установлены и конкретные измеряемые параметры определения, а так же точные показатели соответствия участника установленным требованиям в соответствующих единицах измерения.

Например:

«наличие в штате участника закупки не менее 20 физических лиц, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников 5 разряда и сдавших соответствующий квалификационный экзамен»

или «оказание участником закупки за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, услуг по энергосбережению в объеме не менее пяти энергосервисных договоров (контрактов) с ценой каждого энергосервисного договора (контракта) не менее пяти миллионов рублей. Для определения соответствия данному требованию учитываются энергосервисные договоры (контракты), заключенные в течение последних пяти лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а также энергосервисные договоры (контракты), исполнение которых завершилось в указанный период.

Для целей определения соответствия участника закупки установленному требованию не учитываются энергосервисные договоры (контракты), расторгнутые в связи с нарушением участником закупки условий такого договора (контракта)».

Единые требования к участникам закупок

1.

Участник закупки должен соответствовать требованиям законодательства, предъявляемым к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Это значит, что заказчик должен проанализировать действующее законодательство на предмет устанавливаемых требований к определенным видам деятельности (требований к лицензированию, к членству в саморегулируемых организациях и пр.).

1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Это значит, что заказчик должен проанализировать действующее законодательство на предмет устанавливаемых требований к определенным видам деятельности (требований к лицензированию, к членству в саморегулируемых организациях и пр.).

2. В отношении потенциального участника закупки не должна проводиться ликвидация.

В соответствии со ст. 61 ГК РФ, ликвидация юридического лица, влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, а также по решению суда. 3. В отношении участника закупки должно отсутствовать решение арбитражного суда о признании несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства (п.

3 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. На сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (http://bankrot.fedresurs.ru) заказчик может проверить соответствие участника этому условию.

4. Деятельность участника закупки на дату подачи заявки не была приостановлена в административном порядке (п.

4 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Понятие административного приостановления деятельности установлено ст. 3.12 КоАП РФ. Это вид административного наказания, который заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), или юридических лиц, оно может заключаться в прекращении как отдельного вида деятельности, деятельности обособленного или структурного подразделения юридического лица, так и эксплуатации определенных объектов. 5. Отсутствие недоимок по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (п.

5 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Учитываются недоимки, задолженности за прошедший календарный год, размер которых превышает четверть (25%) балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Следует иметь в виду, что если участнику закупки предоставлены отсрочка, рассрочка, кредит, которые были реструктурированы, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих денежных средств исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию, такие денежные суммы не учитываются при определении размера налоговой недоимки или задолженности.

Кроме того, если даже налоговая задолженность имеется, более того превышает 25%, однако участник закупки в установленном порядке подал заявление об ее обжаловании и решение на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика не принято, такой участник закупки считается отвечающим рассматриваемому требованию. 6. Отсутствие у участника закупки — физического лица либо руководителя или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики и уголовной ответственности за незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение или дачу взятки, а также посредничество во взяточничестве. Кроме того, в соответствии с п.

7 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, в отношении участника закупки — физического лица либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки на момент ее проведения не должно быть применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ), связанной с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, которые являются объектом закупки и административное наказание в виде дисквалификации (ст.

3.11 КоАП РФ). 7. В соответствии с п.

7.1 ч. 1 ст. 31 31 44-ФЗ, к участникам закупки — юридическим лицам предъявляется требование о непривлечении в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.

19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица). 8. Отсутствие конфликта интересов (п.

9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Данное требование универсально и в отличие от предыдущего, распространяется и на случаи, когда контракт заключается с физическим лицом, в том числе единственным поставщиком.

По этому вопросу см. также письмо Минфина РФ от 24.07.2017 № 24-05-09/47126, Обзор судебной практики, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 28.09.2016.

9. Участник закупки не должен являться офшорной компанией (п. 10 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) утвержден Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н.

Заказчику необходимо помнить, что соответствие участника закупки требованию, установленному п.1 ч.1 ст.

31 44-ФЗ, в ряде случаев требует документального подтверждения, соответствие всем остальным пунктам ч.1 ст.

31 декларируется.

Дополнительные документы заявки на участие в закупке

В закупочной документации заказчик вправе устанавливать к участникам закупок дополнительные требования к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта (копия бухгалтерского баланса); 2) оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта на праве собственности или ином законном основании (например, договор аренды); 3) опыта работы, связанного с предметом контракта; 4) деловой репутации (надежности); 5) профессиональной компетентности, т.е. наличию в необходимом количестве специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (копии дипломов, свидетельств и т.п.). Другие требования, которые заказчик вправе установить в закупочной документации:

  1. об отсутствии сведений об участнике в реестрах недобросовестных поставщиков (как в соответствии с 223-ФЗ, так и согласно 44-ФЗ). В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий договоров;
  2. о предоставлении в составе заявки гарантий производителя на товар;
  3. об отсутствии у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает определенный размер балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
  4. об отсутствии случаев (документально подтвержденных в соответствии с законодательством РФ) невыполнения участниками закупки ранее принятых ими договорных обязательств перед самим заказчиком или перед иными заказчиками. Подтвердить это можно, как правило, только декларативно;
  5. о наличии действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества) у участника и (или) предприятия – изготовителя товара, право на поставку которого является предметом закупки. При этом в документации о закупке должен быть указан стандарт, которому должна соответствовать система менеджмента качества (со ссылкой «либо аналог» либо «или эквивалент»), или должны быть изложены основные требования к такой системе;
  6. к обеспечению заявок, в том числе к форме предоставления и размеру обеспечения заявок в закупках, осуществляемых в электронной форме. Это нужно для того, чтобы заказчик мог оградить себя от ситуации, когда победитель закупки отказывается заключать договор. Как правило, обеспечение заявки может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств;

В документации о закупке и проекте договора заказчик вправе указать, имеет ли право лицо, с которым по результатам закупки заключается договор, привлекать к исполнению договора субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей), или исполнение договора должно осуществляться лично лицом, с которым заключается договор.

Если проектом договора допускается привлечение субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей), заказчик вправе указать виды поставок, работ, услуг, которые должны быть выполнены лично поставщиком(исполнителем), а также ограничить общий объем привлечения субподрядчиков (поставщиков, соисполнителей). В отношении всех требований к участникам закупки в закупочной документации должны быть установлены четкие измеряемые параметры определения и предельные показатели достаточности и необходимости обладания участниками закупки указанными ресурсами и характеристиками для исполнения предполагаемого договора, позволяющие однозначно определить соответствие либо несоответствие участника закупки установленным требованиям.

В отношении всех требований к участникам закупки в закупочной документации должны быть установлены четкие измеряемые параметры определения и предельные показатели достаточности и необходимости обладания участниками закупки указанными ресурсами и характеристиками для исполнения предполагаемого договора, позволяющие однозначно определить соответствие либо несоответствие участника закупки установленным требованиям. Например, заказчик будет рассматривать участника закупки как соответствующего требованиям, если участник располагает десятью штатными специалистами, имеющими лицензии охранника, копии которых должны быть приложены к заявке.

2. Второй раздел закупочной документации.

Включает в себя:

  1. предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе информацию о стране происхождения или производителе товара. Участник закупки должен описать объект закупки строго в соответствии с требованиями, изложенными в закупочной документации. Если заказчик таких требований не установил, участник закупки описывает объект так, как считает необходимым (в этом случае будет незаконным отклонение заявки на том основании, что объект закупки описан неправильно, непонятно и т.д.);
  2. в случае, если способом закупки выбраны конкурс или запрос цен участник включает в заявку предложение в отношении предлагаемой цены договора, заключаемого по результатам закупки.

3. В случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге).

При этом не допускается требовать представление таких документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром. 4. В случае, если заказчик установил требование об обеспечении заявки – документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).

Внимание к деталям при подготовке заявок В ходе подготовки заявок необходимо уделять внимание ряду деталей, игнорирование которых зачастую приводит к недопуску к процедурам.

Заказчик устанавливает как обязательные требования заказчика (формирующие критерии отбора), так и предпочтения (формирующие критерии оценки). Участнику закупки необходимо четко разделять их.

Обязательным требованием является такое необходимое заказчику требование, невыполнение которого означает недопуск соответствующего участника закупки к следующему этапу закупочной процедуры. Например, заказчику необходимо купить автомобиль, оборудованный системой кондиционирования.

На участие в закупке подали заявки 3 участника.

Первый участник в заявке указал, что автомобиль оборудован кондиционером.

Второй предложил автомобиль с люком в крыше. Третий указал, что автомобиль оборудован двухзонным климат-контролем. В этой ситуации заказчик вправе отклонить вторую заявку, так как наличие люка не соответствует понятию системы кондиционирования. Если предложенные характеристики превышают минимальные требования заказчика (заказчик требует наличие системы кондиционирования, а участник предлагает двухзонный климат-контроль, также включающий в себя кондиционер), заказчик вправе рассмотреть это в качестве своих предпочтений, если они указаны в закупочной документации.
Если предложенные характеристики превышают минимальные требования заказчика (заказчик требует наличие системы кондиционирования, а участник предлагает двухзонный климат-контроль, также включающий в себя кондиционер), заказчик вправе рассмотреть это в качестве своих предпочтений, если они указаны в закупочной документации. Если в документации предпочтения не указаны, то он рассматривает эти предложения в равной степени (и кондиционер, и климат-контроль).

К предпочтениям относятсяхарактеристики, соответствующие в совокупности следующим требованиям:

  1. характеристики и условия, превышающие минимально необходимые обязательные требования заказчика, учитываются при определении степени предпочтительности (сравнительной оценке) предложений участников закупки, если это указано в закупочной документации.
  2. несоответствие таким предпочтениям не может служить основанием для отклонения заявки;
  3. предлагаемые в заявке характеристики и (или) условия превышают минимально необходимые обязательные требования заказчика, установленные в закупочной документации;

Такие «улучшенные» характеристики и условия применяются только в отношении заявок, прошедших отборочную стадию (по результатам рассмотрения заявок участников закупки) и принимаются во внимание закупочной комиссией заказчика при ранжировании предложений участников закупки на оценочной стадии закупочной процедуры.

Если по какому-либо параметру заявка не соответствует документации, заказчик не примет ее, даже если по остальным она представляет «улучшенные» характеристики. В своей закупочной документации заказчик должен установить порядок подтверждения в отношении каждого заявленного обязательного требования и предпочтения:

  1. путем предоставления в заявке документа, выданного (заверенного) государственным органом, участником или третьим лицом.
  2. путем указания соответствующих сведений и (или) предложений в заявке (декларация);

В соответствии с п.9 ч.10. ст.4 223-ФЗ заказчиком должен быть установлен перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Особенности оформления заявки на участие в открытом конкурсе, проводимом в письменной форме При подготовке заявки на участие в открытом конкурсе в «бумажной» форме заявку следует оформлять строго в соответствии с закупочной документацией. Все листы поданной в письменной форме заявки на участие в закупке, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в закупке и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника закупки (для юридического лица) и подписаны участником закупки или уполномоченным лицом.

Заказчик может указать, что заявка готовится в двух экземплярах (подлинник и копия). В этом случае нужно подготовить два конверта: на одном указать «подлинник», на втором – «копия». Часто заказчики устанавливают такие формальные требования, как оформление нумерации страниц (например,

«страницы следует нумеровать авторучкой в правом нижнем углу»

и др.).

Следует обращать внимание на такие требования, чтобы заказчик не отклонил заявку.

Документы конкретной закупочной процедуры:

1.

Извещение о закупке (при проведении торгов — не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в таких закупочных процедурах. Для остальных процедур срок определяет сам заказчик); 2.

Документация о закупке с проектом договора; 3. Изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения документации (размещаются не позднее чем в течение 3 дней со дня принятия).

Если проводятся торги и изменения в извещение или документацию внесены позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем 15 дней; 4.

Протоколы, составляемые в ходе закупки – не позднее, чем через 3 дня со дня подписания таких протоколов; 5.

Сведения об изменении существенных условий договора (объем, цена, сроки) – не позднее, чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор; 6.

Отчеты о закупках – не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным; 7.

Сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком; 8. Сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика); 9.

Сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации о не размещении информации.

Случаются ситуации, когда официальный сайт недоступен по разным причинам в течение более, чем 1 рабочего дня. В таком случае заказчик обязан разместить всю информацию на своем сайте.

Это не обязательно должен быть официальный сайт заказчика, но должно быть четко обозначено, что конкретный сайт имеет отношение к конкретному заказчику. Доступ ко всей информации должен быть бесплатным.

Условия по 223-ФЗ

Федеральный закон № 223 закрепляет лишь общие положения и принципы о торгах, которые проводят организации, не устанавливая при этом конкретные требования к участникам закупки по 223-ФЗ.

Более детальную информацию о сроках, способах и параметрах можно почерпнуть из Положения о закупке, которое утверждается заказчиком и является основным документом при проведении торгов. Данное Положение обязательно публикуется в ЕИС.

Несмотря на то, что законом № 223 четко не определены требования к участникам закупки, закон обязывает заказчиков устанавливать их в указанном Положении, а также в документации тендера.

При этом одно из основополагающих положений — не допускается ограничение допуска к участию в тендере путем установления неизмеряемых требований к исполнителям. Помимо этого, применяются и единые требования, которые описаны выше. Рассмотрим условия, которые ставятся перед теми, кто желает принять участие в торгах, на примере одного из дошкольных образовательных учреждений.

Согласно Положению этого заказчика, чтобы принять участие в торгах, поставщик должен соответствовать обоснованным пожеланиям заказчика: опыт работы, наличие материально-технических, финансовых, кадровых и других возможностей, а также положительная деловая репутация. При этом заказчик оставляет за собой право предусмотреть условие об отсутствии сведений об участниках торгов в реестре недобросовестных поставщиков.

2. Назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу

44-ФЗ разрешает ограничиться одним контрактным управляющим, если объем закупок в год не выше 100 млн. руб. Во всех других случаях нужна контрактная служба минимум из двух сотрудников. Это может быть специальный «закупочный» отдел.

Или обязанности контрактной службы можно распределить между сотрудниками разных подразделений. Например, бухгалтер составляет планы-графики. Главный инженер готовит техзадание, отвечает на запросы разъяснений и принимает качество товара.

Секретарь собирает заявки с отделов, готовит и размещает документы в ЕИС. Руководитель контролирует работу, отвечает на претензии ФАС и подписывает контракты.

Все работники контрактной службы должны иметь профильное высшее или дополнительное образование по 44-ФЗ. Если в службе есть «недотягивающие» до требований сотрудники, то они должны пройти повышение квалификации (108 часов для сотрудников, 40 — для руководителей).

Это можно сделать очно или дистанционно в организации, у которой есть лицензия на образовательную деятельность.

Способы закупок по 44-ФЗ

Для начала разберем способы закупок по 44-ФЗ, таблица наглядно показывает все возможные варианты. Конкурентные Неконкурентные Конкурс (в т.

ч. и электронный) Аукцион Запрос котировок (в т. ч. и электронный) Запрос предложений (в т.

ч. и электронный) Закрытые способы (в т. ч и электронные)

Подробнее о конкурентных закупках

Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики.

Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.Конкурсы проводятся:

  • В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
  • В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
  • В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.
  • В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
  • В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
  • С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.

Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме.

Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону.

Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени.

Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов.

Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.Отличия закрытого аукциона от открытого:

  1. заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
  2. заявки подаются в запечатанном конверте;
  3. аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
  4. электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
  5. закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.

Другие способы конкурентных закупок:

  • Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов.

    Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений — это оценка каждой поступившей заявки в целом.

    В приоритете — лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.

  • Запрос котировок.

    При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно.

    Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.

Что в итоге?

Аукционы считаются «золотым стандартом закупок»: они быстрые и простые, с одной стороны, и обеспечивают реальную конкуренцию с понятным результатом и шагами между поставщиками — с другой.

Но по факту получается не всегда идеально, потому что установление в качестве критерия только цены — это «бич» госзакупок: качество иногда страдает. Ориентир только на цену вынуждает чиновников закупать дешёвую продукцию, но при этом они отчитываются о высоком уровне экономии, тем самым якобы повышая собственную эффективность.

Мы знаем случаи, когда, например, идёт закупка сливочного масла. Выигрывает поставщик с ценой ниже предложенной местными производителями.

Они говорят: это ниже себестоимости, то есть вместо масла будет поставляться спред. А в ТЗ — именно масло. Дальше он поставит этот спред, и заказчику надо решать, принять его или нет, ведь нужно будет начинать долгие разбирательства и, возможно, запускать новую процедуру.

А предприятие будет стоять вообще без масла всё это время.

Или вот пример: как-то залили бетон не той марки в стартовый стол для запуска ракет (непроверенная информация, но похоже на то).

Сейчас, конечно, за такое сильно наказывают, но раньше законодательная база была понежнее к нарушителям. Или вот был случай, когда заказчик три года писал в ТЗ устаревший советский ГОСТ на трамвайные рельсы по ошибке, к нему никто не приходил из поставщиков, процедура три года подряд срывалась.

Но он игнорировал советы и продолжал писать в ТЗ требования к рельсам по старому ГОСТу. Винить заказчика тут нельзя, ведь не каждый год рельсы покупаются.

Но факт остаётся фактом: предметную область изучать нужно. Собственно, вот на этом хрупком балансе между открытостью (может прийти каждый, кто соответствует требованиям), требованиями по закону к процедурам и ТЗ (объективность, полнота и грамотность), ценой и удобством самой процедуры держится система государственных закупок. С начала этого года благодаря практически полному переводу закупок в электронный вид скорость и эффективность проведения закупок должны ожидаемо повыситься.