Трудовое воспитание осужденных кировской области

Трудовое воспитание осужденных кировской области

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корякин Евгений Анатольевич


Актуальность статьи обусловлена вниманием, уделяемым законодательной, исполнительной властью Российской Федерации, прокуратурой, общественностью к соблюдению законодательства при привлечении осужденных к труду в исправительных учреждениях. Наиболее проблемные вопросы трудовой занятости осужденных требуют научного обоснования для их разрешения и качественного обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы России. В статье рассматриваются общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования труда осужденных к лишению свободы и их привлечения к труду в исправительных учреждениях. В перечне проблем, стоящих перед производственным сектором уголовно-исполнительной системы в рыночных условиях хозяйствования, в качестве основной автор выделяет недостаточное исполнение требований уголовно-исполнительного законодательства, обязывающего каждого осужденного к лишению свободы трудиться, а администрацию исправительных учреждений привлекать максимальное количество трудоспособных осужденных к труду.

Рассмотрев международные нормативно-правовые акты, регламентирующие исполнение наказаний и защиту прав и свобод заключенных / осужденных при их привлечении к труду, автор статьи отмечает, что при реформировании уголовно-исполнительной системы России необходимо использовать общепризнанные принципы и нормы международного права. С целью снижения уровня рецидивной преступности в стране следует пересмотреть подходы, применяемые к труду осужденных, а в уголовно-исполнительное и трудовое законодательство внести изменения, касающиеся регламентации форм и методов их трудового воспитания в исправительных учреждениях. Также в статье предложена модель реализации трудовых прав и обязанностей осужденных к лишению свободы, основанная на принципе обеспечения уровня жизни осужденных в зависимости от их уважительного отношения к труду и комбинировании принципов обязательности и добровольности при их привлечении к общественно полезному труду.

Кроме того, автор полагает, что применение индивидуального подхода при воздействии на осужденных к лишению свободы в условиях сбалансированности режима отбывания уголовного наказания и социально одобряемых видов деятельности в исправительных учреждениях ФСИН России будет способствовать их социальной адаптации и реинтеграции в гражданское общество.

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы: Отправить Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных Читайте также СЕГОДНЯ 03:15 24 Дек.22:25 24 Дек.19:14 Сегодня 1:00 24 Декабря 2019 17:45 24 Декабря 2019 17:00 24 Декабря 2019 16:54 24 Декабря 2019 16:55 24 Декабря 2019 16:29 24 Декабря 2019 16:11

юридические науки

  1. , преподаватель
  2. , студент
  3. Вологодский институт права и экономики ФСИН России
  1. ТРУД
  2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. СРЕДСТВО ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
  4. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ

В статье рассматриваются проблемы трудового воспитания осужденных, автором приводятся статистические данные, анализируются проблемы привлечения к труду осужденных и возможные пути решения.

Глава 12. Трудовое воспитание осуждённых

10 Трудовая деятельность является основным источником материального и духовного богатства общества. Она является одной из составных частей процесса исправления осуждённых.

Трудовая деятельность в ИУ – это форма отношений, предусматривающих вовлечение осуждённых в трудовой процесс, формирование у них профессиональных умений и навыков, нравственных качеств, психологической и практической готовности к участию после освобождения от наказания в общественно полезном труде[103].

Трудовое воспитание осуждённых – это процесс закрепления или формирования трудовых умений и навыков, психологической готовности к труду, нравственного к нему отношения, осознанной потребности трудиться[104].

Как и процесс исправления осуждённых в целом, трудовое воспитание предполагает применение принципа индивидуального и дифференцированного подхода. Вовлекая осуждённых в трудовую деятельность, необходимо учитывать состояние здоровья, пол, возраст, трудоспособность и, по возможности, специальность, а также наличие рабочих мест. Каждый осуждённый к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией ИУ.

Однако, обязательность труда осуждённых не распространяется на ряд категорий.

В соответствии с УИК РФ осуждённые мужчины старше 60 лет и осуждённые женщины старше 55 лет, а также осуждённые, являющиеся инвалидами I и II групп, привлекаются к труду по их желанию.

Несовершеннолетние осуждённые привлекаются к труду в соответствии с законодательством РФ о труде[105].

В настоящее время в организации трудовой деятельности имеет место ряд негативных явлений, обусловленных безработицей осуждённых, их трудовой незанятостью. Такое положение дел сказывается на дисциплине, порождает отрицательные взаимоотношения и общение осуждённых, формирует их профессиональную деформацию.

В то же время педагогические исследования и практика свидетельствуют о том, что при правильной организации трудовой деятельности у осуждённых вырабатываются нравственные формы общения, уважение друг к другу и к окружающим[106]. При организации трудового воспитания осуждённых необходимо исходить из того, что труд в ИУ не имеет цели кары, не является элементом уголовного наказания, а входит в систему мер исправительного воздействия. Основными задачами трудового воспитания являются: а) психологическая подготовка осуждённых к общественно полезному труду; б) практическая подготовка осуждённых к трудовой деятельности; в) нравственная подготовка осуждённых к труду[107].

Задачи трудового воспитания связаны с успешной ресоциализацией после освобождения от наказания.

Психологическая подготовка к общественно полезному труду – это приведение психики осуждённого в состояние, обеспечивающее немедленное его включение в трудовой процесс, исключающее негативное отношение к трудовой деятельности. Необходимо пробудить интерес у осуждённого к определённой профессии, специальности. Это достигается путём профессиональной ориентации и трудоустройства осуждённых как в местах лишения свободы, так и по отбытии наказания.

Практическая подготовка к трудовой деятельности заключается, во-первых, в привитии осуждённым профессиональных умений и навыков, так как они усиливают значение личности в обществе.

Во-вторых, в воспитании у осуждённых производственной культуры, способствующей повышению производительности труда, являющейся базой для формирования нравственности. В-третьих, в формировании привычки к труду. Если у осуждённых не будет такой привычки, они легко оставят начатое дело, столкнувшись с первыми затруднениями.
Если у осуждённых не будет такой привычки, они легко оставят начатое дело, столкнувшись с первыми затруднениями. Нравственная подготовка осуждённых к труду является наиболее сложной задачей сотрудников ИУ.

Это завершающий этап в системе трудового воспитания. Психологическая и практическая подготовка осуждённых к труду позволяет формировать следующие нравственные качества личности: сознание значимости общественно полезного труда; активное участие в этом труде и т. д. Итак, трудовое воспитание включает в себя не только привитие профессиональных умений и навыков осуждённым, но также психологическую и нравственную подготовку, то есть развитие нравственных качеств и психических свойств личности, которые осуществляются в едином педагогическом процессе[108].

Глава 13. Физическое и санитарно-гигиеническое воспитание осуждённых § 1.

Физическое воспитание осуждённых Физическое воспитание осуждённых – процесс совершенствования и развития их физических способностей, укрепление здоровья, формирование у них морально-волевых качеств[109].

Оно способствует укреплению здоровья в условиях отбывания наказания и профилактики заболеваний при массовом скоплении людей, а также является благоприятным фактором успешной адаптации к новым обстоятельствам и последующей ресоциализации личности к жизни на свободе. Физкультурно-спортивная работас осуждёнными являетсяодним из направлений воспитательной работы. Она способствует рациональному использованию их свободного времени.

Систематические занятия физической культурой и спортом вырабатывают стремление у осуждённых заполнять свой досуг полезной деятельностью. Комплексное использование различных спортивных упражнений и видов спорта предполагает гармоническое развитие людей. При организации спортивных мероприятий необходимо учитывать особенности каждого осуждённого, в этой связи средства физического совершенства должны быть различны.

Физическое воспитание выполняет также профилактико-гигиеническую функцию.

Физическое воспитание в местах лишения свободы выступает и как средство борьбы с недостаточностью движения у осуждённых к лишению свободы.

При организации физического воспитания в ИУ следует учитывать тот факт, что работоспособность людей и их поведение зависят от уровня развития физических сил, волевых качеств, развивающихся в процессе физического воспитания, которые проявляются и формируются при преодолении различных трудностей.

Одной из важнейших задач физического воспитания осуждённых является воспитание у них морально-волевых качеств: силы воли, смелости, решительности, инициативности, организованности, сознательной дисциплины, привычки к соблюдению правил общежития и гигиены. Необходимо отметить, что физическое воспитание осуждённых способствует их физическому развитию, преодолению чувства усталости, эмоций страха, неуверенности и подавленности, а также содействует переключению энергии на полезные дела.

Таким образом, перед физическим воспитанием осуждённых стоят задачи: сохранить и укрепить их здоровье, закалить осуждённых физически для успешного процесса ресоциализации после отбытия срока наказания. Специфика ИУ обусловливает особенности организации, средств, методов и форм физического воспитания осуждённых.

В физическом воспитании осуждённых необходим строго индивидуальный подход, поэтому специально подобранными формами, средствами и методами воспитатели направленно развивают у осуждённых определённые качества, соответствующие их возрасту, полу и состоянию здоровья.

Основными средствами физического воспитания осуждённых являются гимнастика и спорт.

Физическое воспитание лиц, содержащихся в ИУ, осуществляется в форме: утренних физических зарядок; индивидуальных самостоятельных тренировок; тренировок в различных спортивных командах; спортивных игр и участия в физкультурно-спортивных соревнованиях; лекций и докладов на физкультурно-спортивные и санитарно-гигиенические темы.

Ежедневные утренние физические зарядки имеют большое гигиеническое и оздоровительное значение. Они способствуют воспитанию организованности и дисциплинированности. Специально подобранные гимнастические упражнения благотворно воздействуют на сердечно-сосудистую и дыхательные системы, на обмен веществ и укрепление нервной системы, а также содействуют переходу организма к бодрствованию и рабочему состоянию.

Важным средством физического воспитания являются занятия спортом. Известно, что воспитательная роль спорта определяется его соревновательным характером. Спорт – всегда преодоление определённых трудностей[110].

Спортивные игры – соревнование между отдельными осуждёнными или их командами, требующее рационального применения выработанных навыков и приёмов. В ходе спортивных игр вырабатываются такие морально-волевые качества как целеустремлённость, воля, дисциплинированность, упорство, настойчивость в достижении поставленных целей, трезвый расчёт и учёт своих сил, взаимопомощь и взаимовыручка. В этом и заключается воспитательная ценность спортивных игр.

Выработанные привычные действия и эмоционально-психические состояния постепенно сливаются с нравственным сознанием и поведением и играют важную роль в формировании положительных свойств личности.

Занятия спортом имеют большое значение в умственном развитии людей, которым необходима регулярная и целенаправленная мышечная деятельность. Важным моментом в процессе исправления осуждённых являются не только организация и проведение спортивных мероприятий, а также дальнейшая работа, связанная с подведением их результатов (распределение призовых мест, поощрение лучших спортсменов, отражение спортивных результатов в печати, передача их по радио и т.

Важным моментом в процессе исправления осуждённых являются не только организация и проведение спортивных мероприятий, а также дальнейшая работа, связанная с подведением их результатов (распределение призовых мест, поощрение лучших спортсменов, отражение спортивных результатов в печати, передача их по радио и т. д.), которая способствует улучшению дела их исправления, повышению действенности индивидуальной воспитательной работы с осуждёнными.

Рекомендуем прочесть:  За что отвечает датчик распредвала

Активной формой пропаганды спорта являются физкультурные вечера.Их программу обычно составляют показательные выступления лучших спортсменов, спортивных команд ИУ или специально приглашённых спортсменов; спортивные игры; соревнования на ловкость и выносливость. Физическое воспитание в ИУ решает задачи сохранения и укрепления здоровья осуждённых и должно быть неразрывно связано с их трудовым, правовым, нравственным и эстетическим воспитанием.

§ 2. Санитарно-гигиеническое воспитание осуждённых В связи с тем, что осуждённые являются гражданами нашего государства, они имеют право на охрану здоровья. Следует помнить, что здоровье осуждённых не является объектом уголовного наказания.

Осуждённые после отбытия наказания должны вернуться в общество здоровыми и жизнедеятельными. Основным направлением развития государственной системы здравоохранения в нашей стране является профилактика. Эффективность профилактики во многом определяется организацией санитарно-гигиенического воспитания осуждённых.

Санитарно-гигиеническое воспитание осуждённых – процесс повышения санитарно-гигиенической культуры осуждённых, формирования у них знаний, умений и навыков здорового образа жизни[111]. Цель санитарно-гигиенического воспитания – предупреждение инфекционных заболеваний среди осуждённых. Основными задачами санитарно-гигиенического воспитания осуждённых являются: формирование привычек санитарно-гигиенической культуры; сообщение осуждённым знаний о человеческом организме, нормах, правилах и необходимых мероприятиях, направленных на укрепление здоровья; формирование убеждений о необходимости соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила; привитие осуждённым элементарных санитарно-гигиенических умений и навыков; выработка у осуждённых потребностей самому соблюдать санитарно-гигиенические правила, а также требовать этого от других осуждённых.

Для проведения санитарно-гигиенического воспитания осуждённых привлекаются сотрудники медицинской части, воспитатели, преподаватели общеобразовательной школы и профессиональных училищ. Санитарно-гигиеническое воспитание осуждённых включает в себя следующие направления: · санитарно-гигиеническое просвещение; · формирование у осуждённых навыков соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил.

Санитарно-гигиеническое просвещение призвано дать осуждённым медицинские знания из этой области, показать важность этих знаний для человека в плане сохранения здоровья и продления жизни.

Для просвещения используются лекции, беседы, доклады, встречи с медицинскими работниками.

Формирование у осуждённых умений и навыков соблюдения правил гигиены и санитарии является самостоятельным направлением санитарно-гигиенического воспитания. Система методов педагогического воздействия на осуждённых может быть эффективной при умелом сочетании всеми сотрудниками ИУ метода убеждения с принуждением, приучением.

Санитарно-гигиеническое воспитание осуждённых проводится в массовых, коллективных, групповых, индивидуальных формах. Выбор формы обусловлен особенностями объекта воспитательного воздействия, возникшими или возможными эпидемиями. Сочетание массовых и индивидуальных форм может сочетаться с групповыми формами.

Особого внимания и контроля в подборе форм воспитательного воздействия требуют к себе малые неофициальные группировки. Эта категория лиц нуждается в повышении у них нравственного и правового сознания путём применения системы педагогических методов и средств при доминирующей роли методов убеждения.

Слово является одним из основных и эффективных средств санитарно-гигиенического просвещения.

Это самое распространённое и доступное средство, позволяющее отбирать конкретный специальный материал, учитывать особенности отдельных групп и коллективов осуждённых, период года, конкретные педагогические ситуации. Система самых разнообразных форм, методов и средств, используемая сотрудниками всех служб применительно к осуждённым, должна быть направлена на поднятие их общего уровня самосознания, изменить их взгляды на природу, общество, повысить общую и санитарно-гигиеническую культуру.

Система самых разнообразных форм, методов и средств, используемая сотрудниками всех служб применительно к осуждённым, должна быть направлена на поднятие их общего уровня самосознания, изменить их взгляды на природу, общество, повысить общую и санитарно-гигиеническую культуру. Санитарно-гигиеническая культура осуждённого – это элемент общей культуры человека.

Она позволяет добиться не только необходимых результатов в профилактике многих заболеваний, а также способствует повышению эффективности санитарно-гигиенического воспитания в ИУ.10 Читайте также:Рекомендуемые страницы:Читайте также:: Основных причин три.: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной.: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы.

Трудовое воспитание осужденных кировской области

А.С. Макаренко, являются для коллектива тем социальным клеем, который скрепляет его в единое целое, а вместе с тем создает и наилучшие условия для воздействия на личность.

Вовлечение осужденных в трудовую деятельность помогает выработке новых взглядов на труд, на значение коллективных усилий в жизни людей. А.С. Макаренко говорил, что труд сам по себе, не сопровождаемый напряжением, общественной и коллективной заботой, оказывался мало влиятельным фактором в ходе воспитания новых мотивов поведения.

Таким образом, методически правильно организованное трудовое воспитание осужденных не только способствует повышению их трудовой активности, но и оказывает положительное влияние на их подготовку к честной трудовой жизни, повышает результативность их социализации после выхода на свободу.

Литература 1. Важно Большое значение в организации трудового воспитания принадлежит ее индивидуализации.

Эта работа осуществляется на основе учета особенностей личности осужденного и ее индивидуальных перспектив трансформации.

Необходимость индивидуализации трудового воспитания осужденных получило свое закрепление в действующем в Кыргызстане уголовно-исполнительном законодательстве. Так, часть 1 статьи 75 Уголовно-исполнительного кодекса Кыргызской 178 6 Республики гласит:

«Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности»

.

Указание законодателя о привлечении осужденных к трудовой деятельности по имеющейся у них специальности лишь «по возможности» обуславливается рядом причин. Инфо Задачи трудового воспитания связаны с успешной ресоциализацией после освобождения от наказания. Психологическая подготовка к общественно полезному труду – это приведение психики осуждённого в состояние, обеспечивающее немедленное его включение в трудовой процесс, исключающее негативное отношение к трудовой деятельности.

Психологическая подготовка к общественно полезному труду – это приведение психики осуждённого в состояние, обеспечивающее немедленное его включение в трудовой процесс, исключающее негативное отношение к трудовой деятельности.

Необходимо пробудить интерес у осуждённого к определённой профессии, специальности. Это достигается путём профессиональной ориентации и трудоустройства осуждённых как в местах лишения свободы, так и по отбытии наказания.

Практическая подготовка к трудовой деятельности заключается, во-первых, в привитии осуждённым профессиональных умений и навыков, так как они усиливают значение личности в обществе. Во-вторых, в воспитании у осуждённых производственной культуры, способствующей повышению производительности труда, являющейся базой для формирования нравственности.

Но, поскольку отбывание наказания в тюрьме предусмотрено законодательством и его существование диктуется потребностями уголовно-исполнительной практики, вопрос о трудовом воспитании осужденных, содержащихся в тюрьмах, должен быть решен надлежащем способом.

К сожалению, в настоящее время организация трудового воспитания осужденных в тюрьмах сопряжена со значительными трудностями, которые сводятся, в основном, к следующим: 1. Характер тюремного заключения связан с необходимостью строгой изоляции осужденных не только от внешнего мира, но и одних категорий осужденных от других.

Характер тюремного заключения связан с необходимостью строгой изоляции осужденных не только от внешнего мира, но и одних категорий осужденных от других. Между тем современное производство предполагает тесный контакт технологических и производственных процессов, в которых занято большое количество работников.

Конечно, можно организовать какое-нибудь кустарное производство, но с воспитательной стороны это нецелесообразно, о чем говорилось выше. Для них особое значение приобретает учебный труд, особенно на первых этапах отбывания наказания.

Это важно, особенно для лиц, не имеющих специальности, либо имеющих малоквалифицированную специальность.

Этот учебный труд предполагает соединение обучения с производительным трудом по обучаемой профессии.

Внимание Трудовая деятельность для осужденных в колониях-поселениях приобретает особое значение.

Она является основным источником их существования. Здесь они сами должны беспокоиться о приобретении себе пищи, одежды, предметов домашнего обихода, содержания семьи и т.д.

В то же время здесь наиболее полно и ярко раскрывается воспитательная роль труда.

Организация трудового воспитания осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, должна быть нацелена на приобщение осужденных к ритму жизни социума как в сфере производства, так и вне его. Методика проведения вечера: выступление специалистов (гостей или самих осужденных) по определенной профессии; показ своей специальности (продуктов деятельности, процесс выполнения); поощрения и концерт.

Встречи с ветеранами и передовиками производства шефствующих предприятий.

Цель: обмен производственным опытом, воспитательное воздействие на осужденных.

Подготовка встречи: составляется программа; определяются конкретные участники и темы выступлений; оформляется наглядная агитация и объявления; концерт. Школа передового опыта и классы мастеров, где рассматриваются эффективные приемы и методы трудовой деятельности.

Цель: обучить осужденных передовым методам труда без отрыва от производства. Коллективный труд способствует вовлечению осужденных в трудовое соревнование, способствующее развитию инициативы и творчества, трудовой взаимопомощи и взаимовыручки.

Основные формы трудового воспитания: — трудовое соревнование (индивидуальное и коллективное); — слеты передовиков производства; — экономические конференции (учеба); — общественные смотры и рейды; — производственные собрания; — вечера, посвященные разным профессиям; — встречи с ветеранами и передовиками производства шефствующих предприятий; — школы передового опыта; — трудовые вахты и декадники, месячники. Трудовое соревнование является основной формой трудового воспитания осужденных и развития у них трудовой и общественной активности.

— те заключенные, которые по отбытии части срока лишения свободы в других местах заключения обнаружили приспособленность к трудовой жизни и признаны распределительной комиссией подлежащими переводу в обстановку полусвободного режима. Примечание. В переходные исправительно-трудовые дома, по ходатайству комитетов помощи, могут приниматься также освобождаемые из мест заключения с условием полного подчинения их установленной здесь трудовой дисциплине; 6) в трудовые дома: а) для несовершеннолетних правонарушителей — несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет, приговоренные судом к лишению свободы, и б) для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи — лишенные свободы правонарушители рабоче-крестьянского происхождения в возрасте от 16 до 20 лет.

Примечание. Означенные под литерой «а» и «б» п.

Понятие трудового воспитания осужденных

Стр 16 из 24 Трудовое воспитание осужденных связано со всем процессом исправительного воздействия, с применением всех методов и форм исправления и воспитания. Трудовое воспитание осужденных – это процесс закрепления или формирования трудовых умений и навыков, психологической готовности к труду, нравственного к нему отношения, осознанной потребности трудиться.

Содержание трудового и профессионального воспитания: ­ формирование потребности в труде, воспитание человека-труженника, способного к созданию материальных и духовных ценностей для себя и общества; ­ формирование общетрудовых знаний, умений и навыков; положительного, сознательного и творческого отношения к труду; ­ профессиональное просвещение в области труда и производственной деятельности, экономики и права; ­ развитие механизма самообучения в сфере труда и профессиональной деятельности; ­ профессионально-правовое воспитание – передача сведений о законах и нормах, имеющих юридическую силу в области трудовых и производственных отношений, и др. Организация трудового воспитания предполагает применение принципа индивидуального и дифференцированного подхода. Вовлекая в ту или иную деятельность осужденных, необходимо учитывать: состояние здоровья осужденного, пол, возраст, способности, срок наказания, характер совершенного преступления и др.

Эффективность трудового воспитания, как подчеркивал А.С. Макаренко, в большой степени зависит от соединения труда с нравственным воспитанием. Благодаря трудовому воспитанию у осужденных формируются такие качества, как: трудолюбие, желание участвовать в рационализаторской и изобретательской работе, осознание долга и ответственности за порученное дело, дисциплинированность, исполнительность и ответственность, уверенность в себе; самоконтроль, чувство справедливости и объективности, настойчивость и инициативность, самоутверждение личности в коллективе, уважительное отношение к результатам чужого труда, умение распределять свое время и т.д.

Дисциплинированность означает сознательное исполнение человеком общественного долга, осознание им необходимости вести себя в обществе так, чтобы личное поведение не противопоставлялось общественным интересам. При характеристике трудового воспитания осужденных необходимо учитывать: выполнение дневного задания; качество изготовляемой продукции (что свидетельствует о степени профессиональных трудовых навыков и умений); внесение рационализаторских предложений; побуждения, которые заставляют их работать так, а не иначе. Главное в трудовом воспитании – формирование убеждения, что труд является одной из основных общечеловеческих ценностей.

Каждому осужденному с учетом его личностных качеств и состояния трудоспособности необходимо по возможности определить тот вид и характер трудовой деятельности, который он может определить ступенчато (т.е. с перспективой): от тяжелого, приводящего к психологической встряске труда, к труду квалифицированному, требующему для своего качественного выполнения высокого интеллектуального, профессионального и культурного уровня. Стержневым в трудовом воспитании выступает отношение осужденных к труду и мотивация этого отношения.

Мотивация активной работы может быть разной: нежелание возвращаться в жилую зону; нежелание участвовать в воспитательных мероприятиях; нежелание ходить в школу, ПТУ. Статистические данные показывают, что 51,1 % – работают на производстве с желанием; 8,4 % – чтобы избежать упрека со стороны воспитателя; 27,4 % –- чтобы время летело быстро; 8,1 % – из-за боязни получить взыскание, у 4,7 % – другие мотивы. Итак, при определении отношения к труду следует учитывать личностные особенности осужденных во всем их многообразии.

Формы трудового воспитания осужденных и методика Их проведения Особое значение А.С.

Макаренко придавал коллективному характеру труда, который ставит людей в отношения взаимного контроля, деловой ответственной зависимости. Коллективный труд способствует вовлечению осужденных в трудовое соревнование, способствующее развитию инициативы и творчества, трудовой взаимопомощи и взаимовыручки.

Основные формы трудового воспитания: — трудовое соревнование (индивидуальное и коллективное); — слеты передовиков производства; — экономические конференции (учеба); — общественные смотры и рейды; — производственные собрания; — вечера, посвященные разным профессиям; — встречи с ветеранами и передовиками производства шефствующих предприятий; — школы передового опыта; — трудовые вахты и декадники, месячники. Трудовое соревнование является основной формой трудового воспитания осужденных и развития у них трудовой и общественной активности.

Чтобы оно не превратилось в формальность, необходимо главные усилия направлять на развития духа состязательности, соперничества на здоровой нравственной основе. Условия трудового соревнования должны вырабатываться с участием всех осужденных. Формы трудового соревнования: за повышение производительности труда, за выпуск продукции с первого предъявления, за быстрейшее освоение новой продукции, за досрочное выполнение плана, за внедрение новых методов и новой технологии и т.п.

Результаты должны и оформляться наглядно.

Слет передовиков производства проводится в масштабе учреждения не реже двух раз в год. Подготовительная работа: — разрабатываются условия; — вывешивается объявление; — выпускается стенгазета; — готовятся концерты художественной самодеятельности.

Порядок проведения слета: — избирается президиум; — доклад об итогах трудового соревнования (гл. инженер); — выступления участников слета; — выступление гостей (шефы, родственники, общественность); — оглашение приказа о поощрении; — принятие обращения участников слета ко всем осужденным; — художественная часть (концерт, кинофильм).

Экономические конференции проводятся инженерно-техническими работниками совместно с преподавателями профессионально-технического училища.

Конференции – одно из средств воспитания у осужденных любви к труду, избранной профессии, развития мышления и стремления к самообразованию, формированию навыков выражать собственное суждение по обсуждаемым вопросам.

Тема конференции объявляется заранее. Общественные смотры и рейды проводятся по проверке: качества выпускаемой продукции; обеспечения сырьем, инструментами, техническим оснащением рабочих мест; состояния борьбы за экономию сырья и электроэнергии; внедрения новой технологии; проведения дней качества.

Общественные смотры проводятся раз в год в соответствии с разработанным Положением, где определен порядок проведения и поощрения победителей.

Рейды проводятся с целью: контроля за качеством выпускаемой продукции; соблюдения правил техники безопасности; проверки по соблюдению трудовой дисциплины и культуры производства. Производственные собрания проводятся ежемесячно.

На них обсуждаются производственные вопросы.

Цель этих собраний: повышение трудовой активности осужденных; освоение новой техники и технологии; внедрение новых приемов труда; развитие рационализаторства и изобретательства. Собрания должны проходить на высоком деловом уровне.

Подготовка собрания: — заранее определить повестку дня, тему; — определить докладчика; — определить время и место проведения; — обеспечить гласность; -добиться, чтобы осужденные принимали активное участие в подготовке и обсуждении вопросов повестки собрания, вносили предложения. По итогам собрания вырабатывается решение, которое принимается голосованием для выполнения всеми осужденными. Вечера, посвященные разным профессиям.

Методика проведения вечера: выступление специалистов (гостей или самих осужденных) по определенной профессии; показ своей специальности (продуктов деятельности, процесс выполнения); поощрения и концерт. Встречи с ветеранами и передовиками производства шефствующих предприятий. Цель: обмен производственным опытом, воспитательное воздействие на осужденных.

Подготовка встречи: составляется программа; определяются конкретные участники и темы выступлений; оформляется наглядная агитация и объявления; концерт. Школа передового опыта и классы мастеров, где рассматриваются эффективные приемы и методы трудовой деятельности. Цель: обучить осужденных передовым методам труда без отрыва от производства.

Для этого привлекаются передовики труда, рационализаторы, коллективы шефствующих предприятий, которые помогают осужденным повысить качество выполняемых работ, производительность труда, овладеть современным оборудованием. Классы мастеров (25-30 человек) имеют целью дальнейшее улучшение работы по исправлению осужденных и обеспечение предприятий колонии квалифицированными специалистами. Занятия ведутся по специальной программе.

Возглавляют школы передового опыта инженерно-технические работники учреждения. Трудовые вахты и декадники проводятся в честь знаменательных дат и важных событий (в честь Дня отряда, Дня смотра полезных дел). Цель: повышение производительности труда.

Работа по рационализаторству и изобретательству тесно связана с различными конкурсами. Она способствует внедрению новых передовых форм и способов производственной технологии. На успешность трудового воспитания влияют сложившиеся в коллективе осужденных трудовые традиции, которые, по замечанию А.С.

Макаренко, являются для коллектива тем социальным клеем, который скрепляет его в единое целое, а вместе с тем создает и наилучшие условия для воздействия на личность. Вовлечение осужденных в трудовую деятельность помогает выработке новых взглядов на труд, на значение коллективных усилий в жизни людей.

А.С. Макаренко говорил, что труд сам по себе, не сопровождаемый напряжением, общественной и коллективной заботой, оказывался мало влиятельным фактором в ходе воспитания новых мотивов поведения. Таким образом, методически правильно организованное трудовое воспитание осужденных не только способствует повышению их трудовой активности, но и оказывает положительное влияние на их подготовку к честной трудовой жизни, повышает результативность их социализации после выхода на свободу.

Литература 1. Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. – Рязань, 1993.

2. Зубков А.И. Социально-правовые и организационные проблемы труда осужденных к лишению свободы.

– Рязань, 1980. 3. Прокопов, А.П. Фомин Н.С. Отряд – основное звено исправительно-трудового процесса в ИТУ. – М., 1983. ЛЕКЦИЯ 15

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически.

А. Чехов Похвалить человека очень полезно, это поднимает его уважение к себе, это способствует развитию в нем доверия к своим творческим силам.

М. Горький Физическая культура как часть образа жизни человека основана на системе специальных упражнений и спортивной деятельности, направленной на развитие физических и духовных сил.

Физическая культура, будучи частью общей культуры, направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека.

Каждый цивилизованный человек должен заботиться о своем физическом совершенствовании, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вести здоровый образ жизни. Содержание физического воспитания включает: ­ совершенствование организма человека, которое предполагает развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья человека (от физического состояния зависит успешность учебной и профессиональной деятельности, счастье всей жизни человека); ­ просвещение в вопросах физической культуры и личной гигиены; ­ формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины и др.

Функции физической культуры 16 

Похожие работы на — Трудовая деятельность осужденных в исправительных учреждениях общего режима как средство их реабилитации

  1. Скачать документ Информация о работе
  2. Скачать документ Информация о работе
  3. Скачать документ Информация о работе
  4. Скачать документ Информация о работе
  5. Скачать документ Информация о работе
  6. Скачать документ Информация о работе
  7. Скачать документ Информация о работе

Не нашел материал для своей работы?