Штрафы 223 фз

Предъявление требований, не соответствующих документации


Закон № 223-ФЗ предоставляет заказчикам достаточно большую свободу в регулировании закупочной деятельности. Но, осуществляя закупки, заказчику необходимо учитывать нормы не только этого закона, но и ГК РФ, а также иных правовых актов, в том числе закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Единых требований к участникам закупок, составу заявок, а также порядку оценки заявок закон № 223-ФЗ не содержит.

Заказчику следует соблюдать общие принципы равноправия, справедливости и не выдвигать требования, приводящие к ограничению конкуренции или дискриминации.

При совершении каждой закупки заказчик разрабатывает документацию, в которой указывает требования к товару (работам, услугам), исполнителям и пр. Данные документы формируются на основании положения о закупке (п. 9 ч. 10 ст. 4 закона № 223-ФЗ).

Важно! Требования, которые не зафиксированы в положении, нельзя включить в документацию о конкретной закупке (п. 21 Обзора судебной…, утв. Президиумом ВС РФ 16.05.2018).

Скачать проект закона

Поделиться с друзьями Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter.

Мы узнаем о ней и сможем все исправить Материалы, которые могут вас заинтересовать Почтовая рассылка Горячие новости Инструкции и образцы Мы никогда не передадим ваш e-mail кому-либо Подписаться © 2019 Подписаться

Ближайшие изменения по штрафам

В 2019 году в перечне проектов нормативно-правовых актов Федеральной антимонопольной службы опубликован законопроект, в котором указаны плановые санкции, предусматривающие ответственность за нарушение проведения процедуры закупки и порядка взаиморасчетов по 223 ФЗ. Вид нарушения Штраф на должностных лиц, руб.

Штраф на организацию-заказчика, руб. Признание участника уклонившимся от заключения контракта без правовых оснований 50 000,00 Ошибки в порядке подачи разъяснений по документации о закупке 2000,00-3000,00 10 000,00-30 000,00 Ошибки при составлении или неполное содержание протоколов рассмотрения заявок и протоколов подведения итогов для закупок по 223 ФЗ 2000,00-3000,00 5000,00-10 000,00 Преднамеренное, непреднамеренное занижение сроков, установленных для подачи заявок участниками закупок по процедуре заказа; несоблюдение сроков, положенных 223 ФЗ для отмены закупки 10 000,00-30 000,00 100 000,00-300 000,00 Невыполнение надлежащего объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223 ФЗ 30 000,00-50 000,00 100 000,00-300 000,00 Несоблюдение существенных условий договора по 223 ФЗ в части взаиморасчетов — нарушение срока и регламента оплаты, отсутствие фактической оплаты аванса, предусмотренного условиями соглашения 30 000,00-50 000,00 50 000,00-100 000,00

От чего будет зависеть размер штрафа

В КоАПе прописаны диапазоны штрафов. Конкретная сумма будет определяться, исходя из обстоятельств дела.

Если комиссия примет решение о том, что нарушение оказалось незначительным и не повлекло за собой негативных последствий, то будет вынесено предписание о назначение штрафа в минимальном размере. Допустимо и вовсе ограничиться замечанием, вынесенным в устной форме. При определении размера штрафа для должностного лица учитывается его личная характеристика.

Если нарушения происходили неоднократно, то санкции могут быть ужесточены. Комиссия должна учесть и материальное положение человека, наличие смягчающих факторов. Если несмотря на предписания ФАС должностное лицо продолжает нарушать законодательство, то этот факт признается отягчающим обстоятельством.

Штраф насчитывается в максимальном размере.

Штрафы по 223 ФЗ

Федеральный закон 223-ФЗШТРАФЫ ПО 223-ФЗ16.05.2014 вступил в силу Федеральный закон №122-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий административную ответственность за невыполнение норм 223-ФЗ при осуществлении закупочной деятельности заказчиков, попадающих под действие 223-ФЗ. Закон был разработан Федеральной антимонопольной службой.В зависимости от нарушения штраф для должностных лиц составит от 2 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 5 до 500 тысяч рублей.Кроме того, в случае повторной закупки не в электронной форме товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляется в электронной форме, должностное лицо, ответственное за проведение закупки, может быть оштрафовано либо дисквалифицировано на срок до 1 года.Под должностными лицами, подлежащими привлечению к ответственности, понимаются лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок, в т.ч.

члены комиссии по осуществлению закупок.НарушениеПояснениеШтраф для должностного лицаШтраф для юридического лицаНорма КоАП РФОсуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка должна осуществляться в электронной форме, в иной формеНарушение Постановления Правительства №61610 — 30 т.р.100 — 300 т.р.Часть 1 ст.

7.32.3Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка должна осуществляться в электронной форме, в иной форме, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух разМногократное нарушение Постановления Правительства №61640 — 50 т.р. или дисквалификация от 6 мес.

до 1 годаЧасть 2 ст. 7.32.3Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядкеНепроведение закупки в порядке, предусмотренном Законом о КС, когда закупка должна проводиться в таком порядке согласно Закону № 223-ФЗ20 — 30 т.р.50 — 100 т.р.Часть 3 ст. 7.32.3Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лицНарушение сроков публикации информации в ЕИС (кроме изменений в положение о закупке)2 — 5 т.р.10 — 30 т.р.Часть 4 ст.

7.32.3Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лицНеразмещение информации в ЕИС30 — 50 т.р.100 — 300 т.р.Часть 5 ст. 7.32.3Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки товаров, работ, услуг заказчиком, утвержденные с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лицНарушение сроков публикации информации в ЕИС об изменении положения о закупке5 — 10 т.р.10 — 30 т.р.Часть 6 ст.

7.32.3Несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услугНарушение ч. 9-10 ст.4 223-ФЗ (требования к содержанию извещения и документации)2 — 3 т.р.5 — 10 т.рЧасть 7 ст.

7.32.3Предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услугПредъявление требований, не указанных в документации2 — 3 т.р.5 — 10 т.рЧасть 8 ст. 7.32.3Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупокНевыполнение предписания или требования50 т.р.500 т.р.Часть 7 ст.

19.5Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лицНевыполнение решения или предписания об устранении нарушений30 — 50 т.р.300 — 500 т.р.Часть 7.2 ст. 19.5Непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) либо представление заведомо недостоверной информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лицНенаправление сведений об участнике для включения в РНП10 — 15 т.р.30 — 50 т.р.Статья 19.7.2-1УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАКАЗЧИКОВКроме административной, существует также уголовная ответственность за преступления в сфере публичных закупок, в том числе для организаций, осуществляющих закупки в соответствии с 223-ФЗ.Такие преступления могут быть квалифицированы по следующим статьям УК РФ:

  1. злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285).
  2. мошенничество (ст. 159);
  3. принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179);
  4. злоупотребление полномочиями (ст. 201);
  5. недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 178);
  6. присвоение или растрата (ст. 160);
  7. коммерческий подкуп (ст. 204);
  8. вымогательство (ст. 163);

Закон № 94-ФЗ

В Законе № 223 нет отсылок на положения иных законов, которые регулируют процессы госзакупок.

В то же время отдельные разработчики придерживаются сроков, прописанных в статьях 29 и 38 Закона № 94.

В них говорится о том, что договор можно подписывать не раньше, чем через 10 дней после того, как подписан итоговый протокол. Эти нормы соответствуют Закону о закупках.

Однако в случае, когда одной из сторон являются представители малого бизнеса, можно тем самым вступить в противоречие из-за установленных предельных сроков заключения договора (20 дней).

1-я группа административных правонарушений

Административные правонарушения, связанные с несоблюдением требований законодательства РФ о размещении информации о закупках товаров, работ, услуг

  1. Административные правонарушения, связанные с неразмещением или нарушением сроков размещения информации о закупках

№ п.п. Вид нарушения Кем нарушено Сумма штрафа 1 Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок (часть 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ). Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

2 Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (часть 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ). Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок. Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

3 Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки товаров, работ, услуг заказчиком, утвержденные с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок (часть 6 статьи 7.32.3 КоАП РФ).

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Ответственность по 223 ФЗ

Административная ответственность за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Административная ответственность в зависимости от субъекта, совершившего правонарушение Должностное лицо Юридическое лицо Осуществление закупки, которая должна проводиться в соответствии с законодательством РФ в электронной форме, в иной форме Штраф от 10 тыс.

руб. до 30 тыс. руб. Штраф от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. ч. 1 ст. 7.32.3 Осуществление закупки, которая должна проводиться в соответствии с законодательством РФ в электронной форме, в иной форме должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение более двух раз Штраф от 40 тыс.

7.32.3 Осуществление закупки, которая должна проводиться в соответствии с законодательством РФ в электронной форме, в иной форме должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение более двух раз Штраф от 40 тыс.

руб. до 50 тыс. руб. или дисквалификация от 6 месяцев до 1 года ч.

Права и обязанности заказчика

Права заказчика (организатора) торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии: • направить возражение на жалобу или дополнение к ней; • участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в пункте 6 Порядка, в ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы. Обязанности заказчика (организатора) торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии:

  1. в течение одного рабочего дня с момента получения уведомления обязан известить лиц, подавших заявки на участие в закупке, о факте поступления жалобы, ее содержании, месте и времени ее рассмотрения. Это необходимо для того, чтобы участники закупки, находясь в неведении, не трактовали дальнейшие действия заказчика как нарушение своих прав, что может стать поводом для дополнительных жалоб в антимонопольный орган;
  2. представить по запросу антимонопольного органа на рассмотрение жалобы по существу Положение о закупке, закупочную документацию, изменения, внесенные в документацию, заявки на участие в закупке, протоколы, аудио- и видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения закупки. За непредставление этих сведений и нарушение сроков их предоставления предусмотрена административная ответственность (ст. 19.8 КоАП);
  3. со дня направления уведомления приостановить закупку до рассмотрения жалобы по существу;
  4. не заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе.

Однако это не влечет за собой обязательное приостановление всех стадий закупки, потому что это может негативно повлиять на деятельность заказчика и других участников закупки.

Для антимонопольного органа непременным условием является то, чтобы не был заключен договор. Даже если жалоба будет признана необоснованной, такой договор будет являться незаконным.

Примеры нарушений

Чтобы обеспечить единый подход к выявлению и оценке нарушений, Счетная палата РФ разработала Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля). В него входит классификатор нарушений в сфере закупок (как государственных, так и корпоративных), который содержит 55 пунктов.

Нарушения 223-ФЗ, за которые установлено административное наказание, можно разделить на несколько групп. К первой относится неисполнение требований к форме и порядку заказов. Например, процедуру провели по правилам 223-ФЗ, а не 44-ФЗ или проигнорировали требования о проведении закупки именно в электронной форме.

Вторая группа связана с ненадлежащим исполнением правил размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок. Например, если информацию о заказе разместили с задержкой сроков или не опубликовали вовсе, или нарушили сроки размещения изменений в правила закупки. К третьей группе можно отнести незаконные требования заказчиков к поставщикам и документации, а также нарушение требований извещения и документации.

Административным правонарушением будет признано также невыполнение в установленный срок законного решения или предписания органа ФАС об устранении нарушений законодательства и иные деяния, состав которых определен в КоАП.

Способы избежать штрафов за допущенные нарушения 223-ФЗ

Один из самых интересных вопросов в сфере закупок — это освобождение от административной ответственности за нарушение 223-ФЗ. Составы правонарушений регламентируются статьей 7.32.3 Кодекса об административных нарушениях Российской Федерации.

Неизбежно в своей работе любой специалист по закупкам сталкивается с административным правонарушением. Какие существуют способы избежать штрафа?

Способ 1. Передача функций по размещению информацию в ЕИС другому юридическому лицу – «организации по обслуживанию». В Личном кабинете заказчика на официальном сайте можно прикрепить другую организацию (юридическое лицо), которая будет размещать информацию от имени заказчика.

Такая схема применяется в крупных госкомпаниях и корпорациях. Эти специалисты под электронной подписью размещают информацию. Таким образом, представитель заказчика с начала 2016 года узаконен в ЕИС.

Представитель теперь называется

«организация по обслуживанию пользователей Единой информационной системы»

. Речь идет обо всех заказчиках.

Если заказчик передает функции другой организации по контракту, то ответственность должна нести эта организация.

Но в КоАПе нет статьи, которая бы предусматривала ответственность за действия организации-посредника, которому переданы функции по размещению информации в ЕИС. Согласно части 2 статьи 4 Закона No 44-ФЗ о контрактной̆ системе Правительством РФ должен быть установлен порядок функционирования единой̆ информационной̆ системы. Способ 2. Передача функций по размещению информации секретарю комиссии по осуществлении закупок, который не является членом комиссии по осуществлению закупок.

Существуют такие комиссии, где есть председатель, секретарь и члены. Если информацию в ЕИС размещает секретарь, который не имеет права голоса при принятии решений или его обязанности прописаны не четко, то секретарь не будет нести ответственность.

Этот вывод подтверждается судебной практикой.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, к административной̆ ответственности может быть привлечено только должностное лицо либо лицо, осуществляющее функции по организации и осуществлению закупок, в том числе члены комиссий по осуществлению закупок Пример: Решение судьи Карталинского городского суда Челябинской области Никифоровой Г.Г.

от 27.10.2015 г. по административному делу No 12- 70/2015 (КоАП: ст. 7.32.3 ч.8). В этом случае секретарь не является субъектом административного правонарушения. Допустим, можно ввести в состав комиссии секретаря без права голоса, который будет размещать информацию. После вскрытия этого факта можно указать на секретаря.
После вскрытия этого факта можно указать на секретаря. Если УФАС не запросит эти документы и не обнаружит, что у секретаря этих полномочий нет, то можно рассматривать это дело в суде, сославшись на то, что у секретаря нет служебных обязанностей по размещению информации в ЕИС и что он не входит в состав комиссии по осуществлению закупок.

Способ 3. Прекращение производства по делу в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

Любое административное наказание преследует цель выявления и предупреждения последующих правонарушений.

Лицо от ответственности может быть освобождено от ответственности, если правонарушение не привело к негативным последствиям. Может быть вынесено только устное предупреждение, если нарушение лицом совершено впервые.

Если такое решение выносится, то оно оформляется постановлением о прекращении производства по делу.

Если прекращается производство по делу, то лицо автоматически признается невиновным.

Но в чем проблема? Существует сложность применения статьи 2.9 КоАП РФ. Есть 2 позиции среди судей по вопросу применения этой статьи, основанные на применении разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 No 5

«О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

: — малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Составы правонарушений являются формальными. По закону состав нарушения есть уже в действии (бездействии). Одна часть судей считает, что необходимо оценивать последствия нарушений для охраняемых общественных правоотношений и прекращать производство по делу за нарушения 223-ФЗ.

Вторая часть судей считает, что составы административных правонарушений за нарушение требований 223-ФЗ носят формальный характер, поэтому тяжесть наступивших последствий не оценивается и ст. 2.9 КоАП РФ не применяется. Можно посмотреть примеры различных судебных решений и сравнить их с собственной практикой.

Важно помнить, что решение по делу зависит исключительно от позиции судьи по данному вопросу.

Оба варианта действий судей являются законными.

Поэтому важно применять ссылку на малозначительность и следить за ситуацией.

Способ 4. Освобождение от административной̆ ответственности в связи с отсутствием события административного правонарушения. Отсутствие события правонарушения является исключающим производство административном правонарушении (п.

1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). То есть если правонарушения по факту не было, то лицо освобождается от ответственности. Но что здесь необходимо понимать? Спорной является ситуация с привлечением заказчиков, их должностных лиц и членов комиссии к административной ответственности за неразмещение информации в ЕИС до 1 января 2016 года.

Как известно, ЕИС была введена в эксплуатацию 1 января 2016 года. Согласно части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ, по которой общество привлечено к административной ответственности, конкретизировано, что административная ответственность по ней наступает не просто за нарушение сроков размещения информации о закупке товаров, работ, услуг в сети Интернет, а именно в единой информационной системе в сфере закупок. Была подтверждена позиция о том, что до 1 января 2016 года административная ответственность не применяется.

Суды общей юрисдикции считаю по-другому.

Для примера можно взять заказчика, который выиграл дело в арбитражном суде, но был привлечен к ответственности в суде общей юрисдикции в городе Химки. Аналогичное решение вынесли и в Республике Карелия. Этот способ освобождения от административной ответственности также спорный, так как шансы здесь примерно 50 на 50.

Способ 5. Освобождение от административной ответственности в связи с отсутствием вины в совершении административного правонарушения Это значит, что любая мера публичной административной ответственности применяется только при наличии вины. Ключевым звеном в решении вопроса является выполнение или невыполнение лицом своих служебных обязанностей.
Ключевым звеном в решении вопроса является выполнение или невыполнение лицом своих служебных обязанностей.

Важно помнить, что при обжаловании должна быть отсылка к документам, которые говорят о том, что в должностных обязанностях не прописано то, что, к примеру, необходимо размещать информацию в ЕИС.

Отсутствие вины в совершении административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Когда ФАС требует документы, то необходимо предоставить обобщенные положения, но только не документы, где прописаны обязанности.

Можно предоставить сканы документов с отсутствием тех или иных пунктов, которые говорят об определенных обязанностях. Если должностных обязанностей нет, то вину лица должен доказать антимонопольный орган.

Если документы будут подготовлены надлежащим образом, то вины можно избежать.

Способ 6. «Разваливание» через суд процессуальных оснований для решения о привлечении к адм. ответственности (постановления о назначении административного наказания) и возврат материалов дела на рассмотрение должностному лицу, вынесшему постановление.

Речь не идёт об оспаривании решения и предписания ФАС (его территориального органа), а о нарушениях при составлении протокола об административном правонарушении (как основания постановления по делу об адм.

правонарушении), а также самого постановления по делу об административном правонарушении.

Так как дело рассматривается в суде, а суды не имеют никакого отношения к сфере закупок, то суду важно только то, были ли соблюдены права сторон и соблюдается ли процедура рассмотрения дела.

Таким образом, в суде можно апеллировать к ошибкам в протоколе со стороны ФАС. Наиболее часто используемые приемы: составление протокола об административном правонарушении в отношении лица, не уведомлённого о времени и месте его составления; к примеру, лицо знает, что будет составлен протокол.

Уведомление регистрирует секретарь, лично лицо не подписывает протокол. Лицо может официально оформить больничный или документ о командировке.

Тогда лицу впоследствии будет необходимо уведомить контролирующий орган о том, когда оно сможет явиться для составления протокола. Что это дает? Срок давности по административным правонарушениям составляет 1 год.

Обычно постановления выносятся на 9-10 месяц (после вынесения решения).

Затем выдается постановление, далее можно оформить жалобу в течение 10 суток, а пока районный суд ее рассматривает, истекает годичный срок давности административного правонарушения.

Важно знать тонкости составления протоколов и постановлений, так как можно апеллировать к неточностям в них.

Наиболее частые ошибки сотрудников ФАС: нарушения требований ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей̆ и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской̆ Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Нарушения при закупках по 223-ФЗ

Автор: Кирилл Чагин Дата: 21.06.2019 В федеральном законодательстве об административных правонарушениях теме нарушений при закупках по посвящена отдельная статья1.

В этой статье предусмотрены меры административной ответственности за 8 видов нарушений. 1) Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с 223-ФЗ должна осуществляться в электронной форме, в иной форме — это нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тыс. руб., а на юридических лиц — от 100 до 300 тыс.

руб. Если же данное нарушение совершается должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за это нарушение уже более 2 раз, то на это лицо накладывается административный штраф в размере от 40 до 50 тыс.

руб. или дисквалификация на срок от 6 мес. до 1 года. Напомним, что согласно действующим нормам 223-ФЗ в электронной форме должны осуществлять конкурентных закупки, участниками которых могут быть только субъекты МСП2.

Также в электронной форме должны проводиться закупки определенных ТРУ, перечень которых установлен Правительством РФ3 (например, легковых автомобилей, авторучек, услуг по чистке и уборке и т.д.).

Здесь важно понимать, что имеется в виду под «электронной формой».

До второго полугодия 2019 г. это понятие не было конкретизировано в самом 223-ФЗ, а ФАС считал такой формой как те закупки, где просто обеспечивалась возможность подачи участником закупки заявки в виде электронного документа и размещения заказчиком в ЕИС информации о проводимой закупке, так и те закупки, где ее победитель определялся с использованием программно-аппаратного комплекса оператора электронной площадки, а также обеспечивалась дальнейшая возможность заключения договора путем обмена документами через такого оператора (причем последний подход рекомендовался ФАС как «целесообразно-преимущественный«)4. Теперь же под закупкой в электронной форме в 223-ФЗ понимается именно закупка, осуществляемая через функционал электронной площадки5. Причем перечень площадок, которым заказчик может пользоваться для проведения электронных закупок среди субъектов МСП, определен Правительством РФ6.

Для осуществления иных электронных закупок заказчик может пользоваться и другими площадками. Кроме того, важно учитывать, что если в положении о закупке конкретного заказчика установлено, что та или иная закупка должна проводиться в электронной форме, но заказчик будет проводить ее не так, то эта ситуация тоже подпадет под данное нарушение, так как согласно 223-ФЗ заказчик должен осуществлять свои закупки в соответствии со своим положением о закупке7.

2) Осуществление закупки по 223-ФЗ или в каком-то ином порядке, в то время как данная закупка в соответствии с нормами самого 223-ФЗ должна осуществляться по 44-ФЗ. Это нарушение карается наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тыс. руб., а на юридических лиц — от 50 до 100 тыс.

руб., а на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб. В 223-ФЗ предусмотрено 2 случая, когда заказчики по 223-ФЗ должны проводить их не по этому закону, а по 44-ФЗ. Первый случай — это ситуация, когда заказчик не выполняет свою обязанность осуществить в установленном объеме целевые закупки у субъектов МСП в течение календарного года и тогда с 1 февраля следующего года и до его окончания он должен проводить все свои закупки в рамках 44-ФЗ8.

Второй случай — это ситуация, когда заказчики не имеют в ЕИС размещенного положения о закупке, тогда они должны проводить свои закупки по 44-ФЗ, пока не разместят в ЕИС положение о закупке9. Примечательно, что в последнем случае ФАС может наказывать заказчиков и при неполном размещении в ЕИС положения о закупке (размещена только первая страница документа)10. В отношении данного нарушения отметим также, что в практике ФАС встречаются ситуации, когда данный орган трактует это нарушение весьма произвольно.

Например, наказывает автономное учреждение за проведение закупки по 223-ФЗ за счет средств предоставленной ему субсидии из бюджета на капитальный ремонт здания, считая, что данная субсидия должна тратиться через 44-ФЗ11. При этом в решении ФАС даже нет никаких ссылок на то, что в этом случае по нормам 223-ФЗ закупка должна осуществляться в рамках 44-ФЗ. 3) Нарушение предусмотренных 223-ФЗ сроков размещения в ЕИС информации о закупке.

Это нарушение наказывается наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 5 тыс. руб.; на юридических лиц — от 10 до 30 тыс. руб. Причем более строгое наказание предусмотрено за нарушение сроков размещения изменений, вносимых заказчиками в свои положения о закупке: здесь штраф на должностных лиц составляет от 5 до 10 тыс.

руб., а на юридических лиц — от 10 до 30 тыс. руб. И самое строгое наказание предусмотрено в случае, когда необходимая информация вообще не размещается — тут заказчика ожидает административный штраф на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 тыс.

до 300 тыс. руб. Данные виды нарушений встречаются весьма часто. При этом чаще всего речь идет о задержке размещения ежемесячных отчетов о заключенных договорах12, о задержке внесения установленных сведений в реестр договоров13, а также о задержке размещения протоколов закупки14.

4) Несоблюдение предусмотренных 223-ФЗ требований к содержанию извещений о закупке и (или) документации о закупке.

Это нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб.; на юридических лиц — от 5 до 10 тыс.

руб. Самый простой случай такого нарушения заключается в том, что заказчик в указанных документах просто «пропускает» ту или иную позицию, которая требуется соответствующими нормами 223-ФЗ в отношении состава извещения или документации о закупке15 — например, не указывает объем требуемых работ16.

Другой пример «технического» нарушения — это ситуация, когда необходимые документы (например, проектная документация) размещается в «неоткрываемых» файлах17. Но бывает и так, что ФАС признает за такое нарушение случаи, так сказать, методических несоответствий — например, ситуацию, когда содержащийся в закупочной документации порядок оценки заявок по критерию «цена договора» дает одинаковое количество баллов участникам закупки, подавшим разные ценовые предложения18.

5) Предъявление требований к участникам закупок, к закупаемым ТРУ и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

За данное нарушение положен административный штраф на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб., штраф на юридических лиц может составить от 5 до 10 тыс. руб. Этот вид нарушения вызывает больше всего споров между заказчиками и «недовольными» участниками закупок.

При этом характер конкретных нарушений, фиксируемых ФАС, может быть самым разным.

Например, заказчик может отстранить участника закупки от участия в ней на основании того, что последний не указал в своих банковских реквизитах место нахождения своего банка, хотя форма заявки не предусматривала предоставление именно этой информации19. Другой пример — заказчик отстраняет участника закупки от участия в ней на основании того, что он не предоставил требуемые сведения (документы) (например, решение об одобрении крупной сделки), хотя фактически эти сведения (документы) были предоставлены20.

Или даже бывает так, что данное нарушение трактуется, так сказать, расширенно, а именно таким нарушением признается ситуация, когда заказчик допускает к участию в закупке и заключает договор с участником несмотря на отсутствие в составе его заявки требуемых закупочной документацией сведений (документов) — например, лицензии на выполнение закупаемых работ21.

Во всех случаях здесь считается, что заказчик рассмотрел (оценил) заявку не в том порядке, который был изложен в документации о закупке. Также помимо нарушений, наказания за которые предусмотрены вышеуказанной статьей КОАП, отдельным административным правонарушением является невыполнение в установленный срок законного решения или предписания ФАС об устранении нарушений 223-ФЗ.

Оно наказывается наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб., на юридических лиц — от 300 до 500 тыс. руб.22. Например, такое наказание можно получить в случае, если в связи с выявленными нарушениями ФАС предписывает заказчику аннулировать результаты закупки, установив для этого определенный срок, а также срок для извещения ФАС о выполнении предписания, но заказчик по истечении данного срока так и не проинформировал ФАС об этом23.

Кроме того, отдельным нарушением считается ситуация, когда заказчик не предоставляет или несвоевременно предоставляет в ФАС информацию о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) либо представляет заведомо недостоверную информацию для включения сведений о них в реестр недобросовестных поставщиков.

Это нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 15 тыс.

руб., на юридических лиц — от 30 до 50 тыс. руб.24. Напомним, что при уклонении участника закупки от заключения договора заказчик должен направить сведения о нем в реестр не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора)25. Также сведения в реестр должны быть отправлены в отношении поставщика (исполнителя, подрядчика), договор с которым был расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением им условий договора — эти сведения направляются не позднее 10 рабочих дней после расторжения договора26.

Практика установления ФАС таких нарушений хоть и небольшая, но есть27. Наконец, следует упомянуть, что в настоящее время ФАС подготовила законопроект о внесении изменений в КоАП, в соответствии с которыми перечень административных правонарушений в отношении закупок по 223-ФЗ может быть расширен. На момент написания статьи (конец мая 2019 г.) этот законопроект не был еще внесен в Государственную Думу РФ, но с его текстом и пояснительной запиской можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов28.

Среди возможных изменений можно отметить «прибавление» к существующим нарушениям, наказываемых теми или иными штрафами, новых нарушений.

К ним относятся:

  • Неправомерный отказ участнику закупки в участии в закупке или неправомерный допуск участника закупки к участию в закупке. Отметим, что фактически это «узаконивает» практику ФАС по наказанию заказчиков за эти проступки в рамках действующей системы нарушений и наказаний (см. выше).
  • Нарушение сроков направления или ненаправление информации оператору электронной площадки.
  • Выбор способа закупки в нарушение норм 223-ФЗ. Отметим, что речь здесь идет о нормах самого закона, а не положения о закупке, но если выбор способа закупки будет произведен в нарушение правил положения о закупке, то такая ситуация все равно подпадет под данное нарушение, так как закон требует, чтобы заказчик осуществлял закупки в соответствии со своим положением о закупке7. Сразу укажем, что то же самое касается и всех других случаев, когда речь идет о нарушении чего-то, установленного 223-ФЗ (см. ниже).

Также предлагается дополнить следующую статью КоАП следующими новыми нарушениями, которые касаются уже не только заказчиков, но и операторов электронных площадок:

  • Заключение договора по результатам проведения закупок с нарушением сроков, установленных в соответствии с 223-ФЗ.

    Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб.

  • Размещение в ЕИС или направление оператору электронной площадки информации, подлежащей размещению, направлению с нарушением требований, предусмотренных 223-ФЗ, либо нарушение порядка разъяснения положений документации о закупке.

    Это нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 5 тыс. руб., на юридических лиц — от 10 до 30 тыс. руб.

  • Сокращение сроков подачи заявок на участие в закупке или нарушение сроков отмены закупки.

    Это нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 до 300 тыс. руб.

  • Необеспечение оператором электронной площадки непрерывности осуществления закупки, неизменности подписанных электронной подписью электронных документов, надежности функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления закупки, равного доступа участников закупки к участию в закупке.

    Это нарушение влечет наложение административного штрафа в размере 300 тыс. руб.

  • Нарушение заказчиком сроков, порядка заключения договора или отказ от заключения договора с нарушением требований 223-ФЗ. Это нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 тыс.

    руб.; на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб. Примечательно, что в отношении этого нарушения, как и предыдущего речь идет о нарушении сроков заключения договора. Можно предположить, что в предыдущей позиции имеется в виду общий срок заключения договора, а здесь — нарушение сроков каких-то отдельных действий, связанных с заключением договора (например, установленного срока передачи победителю закупки проекта договора).

  • Нарушение предусмотренных 223-ФЗ требований к содержанию протокола, составленного при проведении закупок.

    Это нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс.

    руб.; на юридических лиц — от 5 до 10 тыс.

    руб.

  • Нарушение заказчиком срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного договором. Это нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс.

    руб.; на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб.

  • Разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки информации об участнике закупки до подведения результатов закупки. Это нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс.

    руб.; на юридических лиц — 500 тыс.

    руб.

  • Нарушение установленных в 223-ФЗ порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника закупки для проведения операций по обеспечению участия в закупках. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа в размере 15 тыс.

    руб.

  • Ненаправление, несвоевременное направление в Федеральное казначейство договоров, заключенных заказчиками, невнесение в реестр договоров информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такой реестр договоров, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с 223-ФЗ, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию.

    Это нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 15 тыс. руб.; на юридических лиц — от 30 до 50 тыс. руб.

  • Нарушение оператором электронной площадки правил документооборота при проведении процедуры закупки в электронной форме, а также порядка и (или) сроков размещения, направления информации и (или) уведомлений, установленных 223-ФЗ.

    Это нарушение влечет наложение административного штрафа в размере 15 тыс.

    руб.

  • Непредставление или несвоевременное представление в ФАС информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с 223-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных информации и документов. Это нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 15 тыс.

    руб.; на юридических лиц — от 30 до 50 тыс. руб.

  • Осуществление закупок у субъектов МСП в размере менее размера, предусмотренного в соответствии с 223-ФЗ.

    Это нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 до 300 тыс. руб.

  • Заключение договора по результатам проведения закупок с нарушением объявленных условий проведения закупок или условий исполнения договора, предложенных лицом, с которым в соответствии с 223-ФЗ заключается договор.

    Это нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 30 тыс.

    руб.; на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. руб.

1Ст. 7.32.3 КоАП. 2Ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

.

3Ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

, Постановление Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме».

4Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, утвержденный ФАС России; Письмо Минэкономразвития России от 25.04.2016 № Д28и-1086. 5Ст. 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

.

6Ч. 11 ст. 3.4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

, Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р «Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 18.07.2011 № 223-ФЗ». 7Ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

. 8Ч. 8.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

.

9Ч. 5 и 5.1 ст. 8 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

.

10См. Постановление Тывинского УФАС России от 12.03.2018 по делу № А01-7.32.3/18. 11См. Постановление Оренбургского УФАС России № 07-22-47/2018. 12См., например, Постановление Омского УФАС России от 29.04.2019 по делу № 055/04/7.32.3-264/2019.

13См., например, Постановление Алтайского республиканского УФАС России от 04.04.2019 по делу № 004/04/7.32.3-56/2019. 14См., например, Постановление ФАС России от 12.10.2018 по делу № АК1025-18. 15См. ч. 9 и 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

.

16См., например, Решение Бурятского УФАС России от 19.12.2018 № 05-32/97-2018. 17См., например, Решение Ханты-Мансийского УФАС России от 02.04.2019.

18См. Решение ФАС России от 21.03.2019 № 223ФЗ-311/19. 19Решение Иркутского УФАС России от 18.04.2019 № 038/07/3-86/2019.

20См. Решение Московского областного УФАС России от 11.04.2018 по делу № 50-07-9713/19. 21См. Постановление Коми УФАС России от 15.04.2019 по делу № 011/04/7.32.3/161/2019. 22Ч. 7.2 ст. 19.5 КоАП. 23См., например, Постановление Омского УФАС России от 18.03.2019 по делу № 055/04/19.5-145/2019.

24Ст. 19.7.2.1 КоАП. 25П. 2 и 3 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211. 26П. 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211.