Правила расчета норм гсм

Правила расчета норм гсм

IT в помощь


На помощь в решении практически любых бизнес-процессов приходит программное обеспечение. Главное выбрать удобный для себя инструмент, чтобы при минимуме усилий получить максимальный результат. Для отслеживания нормативных и фактических расходов на ГСМ можно использовать привычный всем Excel. Однако, для того, чтобы сделать учет и контроль более удобным, зачастую используют специализированные программные продукты.

С их помощью можно учитывать в автоматическом режиме поступление и расход ГСМ по автотранспортным средствам, по водителям и по видам, контролировать отклонение фактических затрат от нормативных, формировать отчетность и т.д.

ШАГ 1. Определяем базовую норму

Базовая норма расхода топлива — его расход в условиях, приближенных к идеальным (без пробок и прочих факторов, препятствующих движению).

Для этого есть несколько способов:

  1. исходя из данных о расходе топлива, указанных заводом-изготовителем в технической документации на автомобиль;
  2. по минтрансовским нормативам (далее — Методические рекомендации); ;
  3. на основании самостоятельных контрольных замеров. Важно обратить внимание на условия, в которых они проводятся. Чтобы результаты таких замеров показывали именно базовую норму расхода топлива, их надо проводить при хорошей плюсовой погоде, без использования кондиционера или системы климат-контроля, при отсутствии пробок и т. д. Результаты таких замеров должны быть зафиксированы в акте или другом внутреннем документе. Понятно, что подобные замеры и разработки — дело не бухгалтерии. Руководство должно это кому-то поручить.

Чтобы не напрягаться, часто руководство поручает бухгалтерии взять базовую норму из минтрансовских Рекомендаций. Это проще, чем самостоятельно проводить замеры и изыскания.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию. Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя.

Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

6. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ НОРМ РАСХОДА ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

6.1 Потребность в горюче-смазочных материалах для автотранспортного предприятия рассчитывается отделом нормирования материально-технических ресурсов предприятия или научно-исследовательскими организациями.

6.2 Документация 6.2.1 Титульный лист должен содержать: — наименование документа; — срок действия; — наименование вышестоящей организации; — утверждающую подпись руководителя вышестоящей организации или его заместителя по направлению деятельности; — согласующую подпись начальника транспортного отдела УТТ СТ и АД; — подписи разработчиков: начальника отдела нормирования материально-технических ресурсов и руководителя подразделения, на автотракторную технику которого разрабатывались нормы расхода ГСМ.
6.2 Документация 6.2.1 Титульный лист должен содержать: — наименование документа; — срок действия; — наименование вышестоящей организации; — утверждающую подпись руководителя вышестоящей организации или его заместителя по направлению деятельности; — согласующую подпись начальника транспортного отдела УТТ СТ и АД; — подписи разработчиков: начальника отдела нормирования материально-технических ресурсов и руководителя подразделения, на автотракторную технику которого разрабатывались нормы расхода ГСМ.

6.2.2 Документ должен содержать расчеты.

6.3 Приказом по предприятию вводятся нормы расходы топливных материалов на технические надобности предприятия: — внутригаражные разъезды; — технические осмотры; — регулировочные работы; — приработка двигателей после ремонтов; — производственные нужды и др. Расход топлива должен быть на данные работы до 1 процента от общего количества, потребляемого автотранспортным предприятием.

6.4 Для газобаллонных автомашин в дополнение к расходу газа допускается расходование бензина или дизельного топлива в следующих случаях: — для заезда в ремонтную зону и выезда из нее после проведения технических воздействий на 1 газобаллонный автомобиль до 5 л; — для запуска двигателя газобаллонного автомобиля в зимнее время (при температуре окружающей среды ниже 0 °С) на один автомобиль 10 л в месяц; — на маршрутах, протяженность которых превышает запас хода одной заправки газа, — 25% бензина и диз.

топлива от общего расхода топлива на указанных маршрутах.

Во всех указанных случаях нормирование расхода жидкого топлива для газобаллонных автомобилей осуществляется в тех же размерах, что и для соответствующих базовых бензиновых автомобилей.

6.5 При простоях автомобилей под погрузкой и разгрузкой в пунктах, где по условиям пожарной безопасности запрещается выключать двигатель (нефтебазы, спец. склады и т.д.), а также при простоях автомобилей в зимнее и холодное время года с работающим двигателем, при перевозке специальных грузов, не допускающих охлаждение салона (кузова) предприятие устанавливает нормируемый расход топлива из расчета 1 час простоя соответствующий 5 км пробега автомобиля.

склады и т.д.), а также при простоях автомобилей в зимнее и холодное время года с работающим двигателем, при перевозке специальных грузов, не допускающих охлаждение салона (кузова) предприятие устанавливает нормируемый расход топлива из расчета 1 час простоя соответствующий 5 км пробега автомобиля. 6.6 Для моделей и модификаций автомобилей, не имеющих конструктивных отличий, но отличающихся от базовой модели собственной массой (установки фургонов, дополнительного оборудования, бронирование и т.д.), норма расхода топлива определяется увеличением (уменьшением) до 2,0 л/100 км — по автомобилям с бензиновыми; до 1,3 л/100 км — дизельными двигателями; до 2,5 л/100 км — по автомобилям, работающим на сжиженном газе до 2,5 м — по автомобилям, работающим на сжатом природном газе и при газодизельном режиме — до 1,2 м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива на каждую тонну увеличения (уменьшения) собственной массы автомобиля. 6.7 Для новых моделей и модификаций автомобильной техники, на которые Министерство автомобильного транспорта РФ не утвердило базовые нормы расхода топлива, следует вывести временную норму согласно методу (раздел 5) или по приложению В (до установления постоянной базовой нормы).

6.8 Руководитель предприятия вправе ввести в действие приказом временную норму (расчетная документация, на которую была утверждена в вышестоящей организации) сроком до 2 лет.

6.9 Для расчета индивидуальных норм расхода топлива поправочные коэффициенты раздела 3.1 вводятся приказом по предприятию (с учетом сложности конкретных транспортных работ).

Расчет для легковых автомобилей

Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле: Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D), где:

  1. D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.
  2. Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
  3. Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
  4. S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;

Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями таблицы норм списания ГСМ Минтранса.

Например, отдельные значения предусмотрены:

  1. для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.
  2. для зарубежных авто до 2008 года;
  3. для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;

Учет пробега для исчисления нормативных значений ведется исключительно по путевым листам. Это специальный первичный документ, обязательный для заполнения организациями, эксплуатирующими транспорт.

О форме и правилах заполнения читайте в статье .

Поправочные коэффициенты, влияющие на расход топлива

О базовых нормах расхода топлива на каждые 100 км пути можно узнать не только в распоряжении Минтранса, но и в технической (паспортной) документации к автомобилю. При подсчете нормы расхода бензина необходимо учитывать множество поправочных коэффициентов:

  1. В холодное время года используются повышающие коэффициенты расхода топлива, в зависимости от региона. На Юге – от +5% до +7%, в Центре и на Урале – от +10% до +12%, в Сибири и на Севере — +15%, на Крайнем Севере – от +18% до +20%;
  2. Для старых автомобилей старше 5 лет с пробегом более 100 тыс. км — +5% расхода топлива. Для автомобилей старше 8 лет и пробегом более 150 тыс. км — +10%.
  3. Повышающий коэффициент действует и при использовании автомобиля в населенных пунктах. В городах с населением более 3 миллионов человек — +25%, от 1 до 3 миллионов человек — +20%, от 250 тысяч до 1 миллиона человек — +15%, от 100 до 250 тысяч — +10%;

Особые поправочные коэффициенты подставляются в формулу и при использовании кондиционера или климат-контроля (+7%), при перевозке нестандартных и тяжеловесных грузов (от +15% до +35%) и даже при использовании грузовых автомобилей без учета перевозимого груза (+10%).

Дополнительно, для подсчета нормы расхода топлива в случае грузового автотранспорта используется метод спутникового слежения за его перемещениями.

(10 оценок, среднее: 4,20 из 5)

Загрузка.

Рекомендуем статьи по теме

О введении в действие Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

(с изменениями на 20 сентября 2019 года) ____________________________________________________________________ Документ с изменениями, внесенными: ; ; ; . ____________________________________________________________________ В соответствии с (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3342) и в целях реализации (зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2003 года, регистрационный N 4916): Ввести в действие методические рекомендации

«Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

.

Заместитель Министра А.С.Мишарин

Задать вопрос или заказать пособие можно

С уважением к вашему бизнесу,Уже в продаже электронное методическое пособие «Все об уточненной налоговой декларации» автора Сушонковой ЕленыУже в продаже электронное методическое пособие «Все о счетах-фактурах» автора Сушонковой ЕленыПодписывайтесь на нас:Список всех публикаций блога вы найдёте Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюсДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Нормы расхода топлива на 2019 год: рекомендации Минтранса РФ

Последние поправки в данные нормы вносились еще в 2015 году.

На 2019 год предприятия, которые имеют в автопарк, расход ГСМ могут рассчитывать самостоятельно, либо же учитывая предписания Министерства Транспорта РФ. Все дело в том, что на 2019 год было указано, что нормы, установленные Минтрансом РФ, не являются обязательными, а только рекомендованными. Поэтому бухгалтер предприятия может сам решить, как ему лучше делать расчет расхода топлива.
Поэтому бухгалтер предприятия может сам решить, как ему лучше делать расчет расхода топлива.

Рекомендованные Минтрансом РФ нормы расхода топлива: Данная таблица является сокращенным вариантом. Полный перечень марок автомобилей вы можете найти в . Для того, чтобы узнать нормативные величины расхода горючего для конкретного авто, необходимо знать вид транспорта (легковой, грузовой, тягач или специального назначения).

После этого необходимо открыть нужную таблицу и найти точную марку автомобиля (нормы расхода бензина для конкретного авто уже посчитаны за вас). Если для автомобиля в силу его эксплуатационных характеристик можно применить повышающую надбавку, ее добавляют к норме расхода бензина/газа/солярки.

Автотранспорт — правила, нормы, положения

Надбавки к нормам расхода топлива.

1. Методические рекомендации

«Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

, утвержденные распоряжением Минтранса РФ № АМ-23-р от 14 марта 2008 года, предусматривают повышение или снижение норм расхода топлива в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта. 2. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов, изменяющих норму расхода топлива, производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации).

3. Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 метров) – до 15%.

(один случай снижения). 4. В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.

5. При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок. 6. Нормы расхода повышаются при следующих условиях: а) работе автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны – от 5 до 20% включительно.

6. Нормы расхода повышаются при следующих условиях: а) работе автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны – от 5 до 20% включительно. Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в приложении 2 вышеуказанных методических рекомендаций.

Пример: срок действия зимних надбавок в одном из регионов России – 5 месяцев. Администрация региона,города, района, поселения своим распоряжением может установить срок действия надбавок по месяцам зимнего периода по единой предельной величине (например 10 % на ноябрь, декабрь, январь, февраль, март) или дифференцированно по каждому месяцу. Если распоряжения администрации нет, то предприятие (организация) своим приказом устанавливает зимние надбавки самостоятельно.

б) работе автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий (дорогах с усовершенствованным покрытием) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря: – от 300 до 800 метров– до 5% (нижнегорье); – от 801 до 2000 метров– до 10% (среднегорье); – от 2001 до 3000 метров– до 15% (высокогорье); – свыше 3000 метров– до 20% (высокогорье). в) работе автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) со сложным планом, вне пределов городов и пригородных зон, где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути — около 500 поворотов) – до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий – до 30%. К IV категории относятся дороги с твердым покрытием из булыжника и гравия, к V категории относятся профилированные дороги, не имеющие твердого покрытия (проходящие по естественному грунту).

г) работе автотранспорта в городах с населением: – свыше 5 млн. человек – до 35%; – от 1,0 до 5,0 млн. человек – до 25%; – от 250 тысяч до 1,0 млн.

человек – до 15%; – от 100 до 250 тысяч человек – до 10%; – до 100 тысяч человек – в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) – до 5%. д) работа автотранспорта при частых технологических остановках, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутных таксомоторов – автобусов, грузопассажирских и грузовых автомобилей малого класса, автомобилей типа «пикап», «универсал», включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п.

(при условии в среднем более чем одна остановка на один километр пробега, при этом остановки у светофоров, перекрестков, и переездов не учитываются) – до 10%; е) перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движении в колоннах и при сопровождении, и других подобных случаях с пониженной скоростью движения автомобилей 20-40 км/час – до 15%, с пониженной средней скоростью ниже 20 км/час – до 35%; ж) при обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) – до 10%; При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной – до 10%; при перегоне – буксировке автомобилей в спаренном состоянии – до 15%, при перегоне – буксировке в строенном состоянии – до 20%; з) для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс.км – до 5%, более 8 лет или с общим пробегом более 150 тыс.км – до 10%; и) при работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п.

без учета транспортной работы — до 10%; к) при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, — до 20% л) при работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.п.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. – до 20%; м) при работе в карьерах, при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий: – для АТС в снаряженном состоянии (без груза) – до 20%; – для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля – до 40%; н) при работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий – до 35%, для дорог IV и V категорий – до 50%; о) при учебной езде на дорогах общего пользования – до 20%.

При учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом – до 40%; п) при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) при движении автомобиля — до 7%; р) при использовании кондиционера при движении автомобиля — до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается); с) при использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы; т) при простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем – до 10% от базовой нормы за один час простоя; у) в зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5°С) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей), устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем – до 10 % от базовой нормы. 7. Примеры применения поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива приведены в приложении №5 методических рекомендаций

«Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»

2008 года.

8. В условиях конкретного предприятия издается приказ (распоряжение) о значениях применяемых поправочных коэффициентов. Пример: 8.1. Зимние надбавки: ноябрь – 7%, декабрь, январь, февраль, март -10% (по распоряжению органов власти или же приказом по предприятию); 8.2. Движение в городе (400 тыс чел.) – 15%, движение в городе (1,3 млн.чел.) – 25%, движение в городах до 100 тыс.

чел. – 5% (с указанием городов); 8.3. Движение за городом (маршрут – протяженность загородной зоны – снижение 8%); 8.4. Для конкретных марок автомобилей по госномерам – 5 или 10% в зависимости от их возраста; 8.5.

При работе без учета массы перевозимого груза – 10%.

Примечание. Если имеют место разовые случаи применения других надбавок (поправочных коэффициентов), то ответственным за использование автомобиля лицом вносится соответствующая запись в графу «Особые отметки».

Какие нормы нужно использовать при списании гсм

Внимание Формула подсчета нормы расхода бензина для легкового автотранспорта выглядит так: Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D),

  1. где Qн – нормативный расход бензина, в литрах;
  2. S – пробег автомобиля, в км;
  3. D – повышающий или понижающий поправочный коэффициент, по отношению к норме, в процентах. Все поправочные коэффициенты представлены в распоряжении Минтранса.
  4. Hs – базовая норма расхода бензина по отношению к пробегу автомобиля, в л/100 км (свои цифры для каждого вида и типа транспорта есть в приложении к указанному распоряжению Минтранса);

Под пробегом автомобиля (S) в данной формуле понимается не общий пробег, а то расстояние, которое вы проехали или только собираетесь проехать при заданных погодных или иных условиях. При использовании поправочных коэффициентов необходимо быть осторожным.

9. Грузовые бортовые автомобили

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле: Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) x (1 + 0,01 x D), (формула 3)

  1. Qн — нормативный расход топлива, л;
  2. Hsan — норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза;
  3. S — пробег автомобиля или автопоезда, км;

Hsan = Hs + Hg x Gпр, л/100 км,

  1. Hw — норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т.км ;
  2. W — объем транспортной работы, т.км : W = Gгр x Sгр (где Gгр — масса груза, т;
  3. D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
  4. Gпр — собственная масса прицепа или полуприцепа, т;
  5. Hs — базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);
  6. Sгр — пробег с грузом, км);
  7. Hg — норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т.км ;

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлив увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега).