Потерпевший в административном процессе

Комментарий к Ст. 25.2 КоАП РФ


1. Потерпевшим в рамках дела об административном правонарушении является: — физическое или юридическое лицо; — лицо, которому административным правонарушением причинен вред: физический, т.е. вред здоровью; имущественный, т.е.

материальный вред, подлежащий денежной оценке — убытки (); моральный вред, т.е. физические и нравственные страдания (ст. , — ). В результате административного правонарушения потерпевшему может быть причинен как один из видов вреда, так и несколько. 2. Правовой статус потерпевшего характеризуется наличием следующих прав: — знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении; — давать объяснения; — представлять доказательства; — заявлять ходатайства и отводы; — пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу; — пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
2. Правовой статус потерпевшего характеризуется наличием следующих прав: — знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении; — давать объяснения; — представлять доказательства; — заявлять ходатайства и отводы; — пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу; — пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. Таким образом объем процессуальных прав потерпевшего не ограничен и сопоставим с объемом процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

Что касается обязанностей потерпевшего, то они также носят общий процессуальный характер, в частности, потерпевший обязан: — соблюдать порядок при рассмотрении дела об административном правонарушении; — являться по вызову судьи, должностного лица или органа, рассматривающих дело об административном правонарушении, и давать показания как свидетель в порядке ст. 25.6 КоАП РФ; — не злоупотреблять своими процессуальными правами при рассмотрении дела; — не нарушать права иных лиц, участвующих в деле, и т.д.

3. Потерпевший является обязательным участником рассмотрения дела об административном правонарушении, в связи с чем в его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях: — если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела; — либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Навигация по записям

Как привлечь к ответственности правонарушителя

Для того чтобы привлечь виновного к административной ответственности первое, что требуется сделать — возбудить административное дело.

В законодательстве предусматриваются поводы для его возбуждения. На практике возбуждение выглядит как оформление административного протокола.Лицу, которое желает привлечь обидчика к ответственности, для возбуждения такого дела потребуется написать заявление и подать его в компетентный орган.
Скачать для просмотра и печати:

Комментарий к Ст.

25.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

3.

Законодатель не определяет, какой орган или должностное лицо могут признать физическое или юридическое лицо потерпевшим от административного правонарушения. Однако по смыслу ряда положений КоАП РФ очевидно, что признание лица потерпевшим от правонарушения осуществляется судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, причем как при составлении протокола об административном правонарушении на стадии возбуждения дела, так и при рассмотрении дела.
Однако по смыслу ряда положений КоАП РФ очевидно, что признание лица потерпевшим от правонарушения осуществляется судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело, причем как при составлении протокола об административном правонарушении на стадии возбуждения дела, так и при рассмотрении дела.

4. Решить вопрос о возмещении имущественного ущерба (при отсутствии соответствующего спора между потерпевшим и лицом, совершившим административное правонарушение) одновременно с наложением административного взыскания вправе судья в процессе рассмотрения дела.

Возникшие же споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом только в порядке гражданского судопроизводства. Другие субъекты административной юрисдикции не наделены правом решать вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате правонарушения.

Вопросы, связанные с возмещением морального вреда, причиненного административным правонарушением, также рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.

5. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу (см. комментарий к ст. ст. 24.4, 25.5, 25.13, 26.2, 26.3, 30.1 КоАП РФ), пользоваться иными процессуальными правами.

Так, законодатель установил обязанность органов и должностных лиц, возбуждающих дело по административному правонарушению, вручать потерпевшему копию протокола об этом правонарушении (ст.

28.2 КоАП РФ). Потерпевшему, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, либо являющемуся немым или глухим, предоставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода (ст. 25.10 КоАП). О законных представителях физических и юридических лиц см. соответственно комментарий к ст.
соответственно комментарий к ст.

ст. 25.3 и 25.4 КоАП РФ. 6. Одно из важнейших прав потерпевшего — заявлять ходатайства, в том числе о привлечении и заслушивании специалиста, назначении по делу экспертизы, предлагать вопросы, выносимые на разрешение эксперта (см. комментарий к ст. 26.4 КоАП РФ).

Ходатайство должно быть заявлено потерпевшим в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

7. Как отмечалось, потерпевшему предоставлено право давать объяснения.

Формально в комментируемой статье ничего не говорится об обязанности потерпевшего явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, однако указывается, что потерпевший может быть опрошен по правилам, предусмотренным ст.

25.6 КоАП РФ для свидетеля (см.

комментарий к ст. 25.6 КоАП РФ). Представляется, что в праве опроса потерпевшего в качестве свидетеля имеется серьезное законодательное противоречие. С учетом положений ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.6 КоАП РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, очевидна возможность отказа потерпевшего от дачи показаний в качестве свидетеля.

25.6 КоАП РФ о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, очевидна возможность отказа потерпевшего от дачи показаний в качестве свидетеля.

Потерпевший вправе считать, что все необходимое он уже изложил в ранее данных объяснениях, а его ответы в процессе опроса как свидетеля будут истолкованы не в его пользу и лишь улучшат положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

8. Комментируемой статьей установлено, что дело об административном правонарушении разбирается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Поделитесь статьей: Просмотров Популярное Последние статьи Лучшее Слайд 2 Флаг Красный цвет флага Боливии символизирует кровь национальных героев, жертвеность и любовь, желтый минеральные ресурсы и инков, которые.

Введение. Родина бывает разная, но у всех она одна, а наша Родина – Россия.Страна, в которой мы родились, живём, и учимся.