Порядок проведения внешней экспертизы по 44 фз

Правила проведения внешней экспертизы


Проведение внешней экспертизы является обязательной в тех случаях, когда речь идет о контракте, заключенном по итогам , признанной несостоявшейся. Речь идет о контрактах и договорах, правовым основанием для заключения которых являются положения пунктов 25.1-25.3 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».Правительство РФ в отношении таких контрактов рекомендует привлекать специализированные экспертные организации, которые смогут сформировать исчерпывающие ответы на вопросы о качестве исполнения взятых на себя обязательств.При этом для того, чтобы результаты такой экспертизы не были оспорены исполнителем по контракту или договору, к самой внешней экспертизе и порядку ее проведения предъявляются определенные требования:

  1. проведение самой внешней экспертизы должно осуществляться в течение периода времени от пятнадцати до сорока дней, а заключение должно быть подготовлено не позднее последнего дня срока, установленного для проведения экспертных изысканий.
  2. проводить экспертизу должен специалист, обладающий специальным образованием и опытом работы в отношении предмета оцениваемой закупки, либо в состав должны входить такие лица (уровень знаний и квалификации должны быть подтверждены документально, а сами такие подтверждающие документы должны предоставляться по запросу заинтересованных лиц);
  3. для проверки результатов исполнения контракта может быть осуществлена произвольная выборка образцов из всего поставленного товара, либо происходит выход на произвольный объект с изучением всего объекта либо какой-то его части с целью определения качества выполненных работ;

Проведение внешней экспертизы осуществляется в следующих случаях:

  1. внешняя экспертиза может быть проведена на основании соответствующего решения самого заказчика процедуры в том случае, если у него имеются какие-либо сомнения относительно качества исполнения взятых на себя обязательств.
  2. контролирующие органы в сфере закупок, а также высшие органы государственной власти Российской Федерации сформировали перечень тех закупок, по результатам исполнения контрактов и договоров которых должны быть использованы услуги сторонних экспертных организаций для оценки итоговых результатов исполнения взятых на себя обязательств;
  3. внутри организации-заказчика нет сотрудников, которые могут быть включены в состав внутренней экспертной комиссии для полноценной и достоверной оценки результатов или договора;

Если заказчику необходимо провести внешнюю экспертизу, он обязан соблюсти следующие правила:

  1. сам текст контракта на оказание экспертных услуг должен подписываться до момента, когда исполнитель по проверяемому контракту или договору предоставит заказчику документы об окончании исполнения взятых на себя обязательств;
  2. у заказчика есть право сформировать перечень тех требований, которым должны соответствовать привлекаемые эксперт либо организация, с которыми будет заключен соответствующий договор (в такой перечень требований могут быть включены требования о наличии образования, опыта работы в данной сфере, количестве проведенных экспертиз по конкретному профилю, соответствующему профилю изучения предмета закупки). Но если такие требования ограничивают конкуренцию среди потенциальных исполнителей контракта на оказание экспертных услуг, они будут признаны незаконными, с точки зрения действующего законодательства.
  3. контракт на оказание экспертных услуг может быть заключен с организацией или физическим лицом только посредством соблюдения процедуры, предусмотренной Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» (тип процедуры заказчик определяет самостоятельно исходя из срочности заключения контракта и объема контракта или договора);

Если говорить о порядке проведения внешней экспертизы, она будет состоять из следующих шагов:

  1. когда контракт на оказание экспертных услуг был подписан, начинается сама проверка посредством получения образцов для проведения экспертного исследования и осуществление собственно такого исследования;
  2. корректировка плана-графика закупок путем внесения в него закупки об оказании экспертных услуг и размещение внесенных изменений в в сфере закупок.

    Если закупка не будет отражена в плане-графике, это может быть расценено контролирующими органами, как нецелевое расходование бюджетных средств, что может повлечь санкции в отношении такого заказчика;

  3. следующим шагом становится собственно закупочная процедура в отношении экспертных услуг;
  4. завершает всю процедуру формирование экспертного заключения, на основании которого заказчик принимает решение о возможности принятия или непринятия результатов исполнения контракта или договора.

Методические рекомендации по экспертам (44-ФЗ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «О ПОРЯДКЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ЗАКУПОЧНОГО ЦИКЛА» I.

Общие положения по привлечению экспертов, экспертных организаций 1.

Настоящие Методические рекомендации (далее — Рекомендации) разработаны в целях оказания помощи заказчикам, уполномоченному органу, уполномоченному учреждению в определении порядка проведения экспертизы, случаев привлечения к осуществлению закупки для нужд Нижегородской области эксперта и/или экспертной организации в соответствии с положениями Федерального от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

(далее Федеральный закон № 44-ФЗ).

2. Рекомендации предназначены для приме­нения заказчиками, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением при привлечении к осуществлению закупки эксперта и/или экспертной организации, а также при планировании и обосновании бюджетных затрат на привлечение эксперта и/или экспертной организации и составлении проекта контракта (договора) на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).

3. Финансирование экспертных услуг заказчиком осуществляется путем включения затрат по этим услугам в смету бюд­жетных расходов.

4. Рекомендации разъясняют возможные случаи привлечения экспертов и/или экспертных организаций в соответствии Федеральным законом № 44-ФЗ. 5. Задачей экспертизы в рамках настоящих Рекоменда­ций является оказание содействия заказчикам, уполномоченному органу, уполномоченному учреждению в разрешении вопросов и/или подготовке предложений, требующих специальных познаний. 6. При оказании услуг эксперты и экспертные организации руководствуют­ся следующими принципами: — полноты, всесторонности, компетентности, достоверности, обоснованности и законности экспертизы и ее результатов; — объективности и беспристрастности; — ответственности сторон; — разумности сроков проведения экспертиз; — независимости от кого-либо, заинтересованного в результатах экспертизы; — ответственности за организацию, проведение и качество экспертизы; — обязательности выполнения требований, установленных контрактом и предусмотренной им нормативной и технической документации; — соблюдения государственной и коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при проведении экспертизы.

II. Основания и случая привлечение к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации 1. В соответствии с ч. 3 и 4 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики обязаны проводить экспертизу результатов, полученных по контрактам.

Цель такой экспертизы — проверка соответствия условиям контракта предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом. 2. Экспертиза проводится как по итогам исполнения всего контракта, так и по каждому этапу контракта в отдельности. Иными словами, количество заключений по результатам экспертизы должно совпадать с количеством подписанных приемочных документов.

3. Следует обратить внимание, что заказчикам необходимо проводить экспертизу результатов, полученных по всем без исключения контрактам, в том числе по закупкам на сумму до 100 тыс. руб. Каких-либо исключений не предусмотрено. 4. Экспертиза может быть проведена любыми работниками заказчика, в должностных обязанностях которых будет закреплено проведение экспертизы результатов, полученных по контрактам.

5. В отдельных случаях, указанных в ч. 4 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчик не может провести экспертизу своими силами, а обязан привлечь экспертов, экспертные организации.

Помимо этого Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного привлечения экспертов, экспертных организаций для экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

В остальных случаях заказчик вправе вместо экспертизы, проводимой своими силами, или в дополнение к ней привлечь таких экспертов, экспертные организации. 6. Эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией лицо, которое осуществляет деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным вопросам (п.

15 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ). 7. Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы товара, работы, услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п.

2, 3, 7, 9 — 14, 16, 19 — 21, 24, 25, 27 -34 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

Правительство РФ может определить иные случаи обязательного проведения экспертизы (ч.

4 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ).

8. Дополнительно, заказчик привлекает экспертов, экспертные организации при осуществлении закупки в случаях, которые предусмотрены Федеральным законом № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ). К ним относятся (ст. 58 Федерального закона № 44-ФЗ): 1) оценка конкурсной документации в рамках предквалификационного отбора участников конкурса; 2) оценка заявок на участие в конкурсах в рамках предквалификационного отбора; 3) оценка соответствия участников конкурса дополнительным требованиям заказчика при проведении предквалификационного отбора.
К ним относятся (ст. 58 Федерального закона № 44-ФЗ): 1) оценка конкурсной документации в рамках предквалификационного отбора участников конкурса; 2) оценка заявок на участие в конкурсах в рамках предквалификационного отбора; 3) оценка соответствия участников конкурса дополнительным требованиям заказчика при проведении предквалификационного отбора.

Экспертиза в перечисленных случаях может проводиться по усмотрению заказчика. Необходимость ее проведения обусловлена установлением при проведении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса дополнительных квалификационных требований к участникам закупки. К таким требованиям относятся условия о наличии у них финансовых, материальных, кадровых ресурсов и опыта работы, связанного с предметом контракта, а также требования к деловой репутации.

Установление указанных требований обусловлено технической и (или) технологической сложностью, инновационным, высокотехнологичным или специализированным характером объекта закупки (ч. 2 ст. 56 Федерального закона № 44-ФЗ).

Таким образом, у заказчика может возникнуть необходимость экспертно оценить требования, которые должны быть предъявлены к участникам закупки, а также соответствие участников этим требованиям; 9.

Решение о привлечении к приемке эксперта, экспертной организации заказчик принимает по своему усмотрению, однако в ряде случаев их участие в приемке является обязательным. Для привлечения к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации заказчику необходимо их выбрать и заключить с ними контракт.

Заключить контракт с экспертом, экспертной организацией целесообразно заранее, с учетом времени, необходимого для выбора эксперта, экспертной организации и заключения контракта.

III. Требования к экспертам, экспертным организациям 1. Эксперт, экспертная организация должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в отношении предмета экспертизы (п.

15 ст. 3 Федерального № 44-ФЗ).

Однако не каждое лицо, обладающее такими познаниями, опытом, квалификацией, может быть привлечено заказчиком в качестве эксперта, экспертной организации. 2. Таким образом, согласно положениям Федерального закона № 44-ФЗ для проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик вправе: — привлечь физическое лицо, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла и не являющегося либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшегося должностным лицом или работником заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя); — привлечь индивидуального предпринимателя, обладающего специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла и не являющегося либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшегося должностным лицом или работником заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя); — привлечь юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла); — провести экспертизу своими силами, то есть силами своего структурного подразделения.

3. Часть 2 ст. 41 Федерального № 44-ФЗ определяет перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы. К ним относятся лица, с помощью которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно могут оказывать влияние на результат проводимой экспертизы, в частности: 1) лица, являющиеся либо являвшиеся в течение двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, должностными лицами или работниками заказчика или поставщика (подрядчика, исполнителя); 2) лица, имеющие имущественные интересы в заключение контракта, в отношении которого проводится экспертиза; 3) близкие родственники, усыновители или усыновленные руководителя заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностных лиц или работников поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке; 4) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов либо более чем 20% вкладов, долей.

Эксперт, экспертная организация обязаны письменно уведомить заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы и отсутствии оснований для недопуска к ее проведению (ч. 3 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ). В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы, заказчик должен незамедлительно принять меры, направленные на привлечение иного эксперта, иной экспертной организации (ч.

4 ст. 41 Федерального закона № 44-ФЗ). Требования к независимости экспертов сформулированы в ч. 2-4 Федерального закона № 44-ФЗ.

Эксперты, экспертные организации должны быть независимыми как от заказчика, так и от поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого проводится проверка.

За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за не выполнение экспертом и/или экспертной организацией требования части 3 статьи 41 эксперт и/или экспертная организация, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. IV. Отбор эксперта, экспертной организации Привлечение эксперта, экспертной организации осуществляется на основании договора (п. 15 ст. 3 Федерального № 44-ФЗ).

Федеральный закон № 44-ФЗ не определяет особенностей порядка выбора заказчиком экспертов, экспертных организаций для заключения такого договора. Следовательно, при выборе он должен руководствоваться общим порядком, установленным Федеральным законом № 44-ФЗ.

Таким образом, для осуществления закупки услуг экспертов, экспертных организаций заказчику необходимо: 1) определить предмет экспертизы; 2) выбрать способ определения исполнителя — эксперта, экспертной организации. При выборе способа определения заказчик должен учитывать ограничения, предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и т.д.); 3) провести процедуру определения исполнителя — эксперта, экспертной организации.

Если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций осуществляется из числа лиц, соответствующих указанным требованиям (ч.

Если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций осуществляется из числа лиц, соответствующих указанным требованиям (ч. 8 ст. 41 Федерального № 44-ФЗ); 4) заключить контракт с экспертом, экспертной организацией. V. Контракт с экспертом, экспертной организацией Заказчик привлекает эксперта, экспертную организацию на основании договора (п.

15 ст. 3 Федерального № 44-ФЗ). Ввиду отсутствия в Федерального № 44-ФЗ указания на особенности порядка заключения контракта с экспертом, экспертной организацией такой контракт должен заключаться по результатам определения исполнителя в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом № 44-ФЗ.

Если закупка услуг эксперта, экспертной организации осуществляется путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, форма контракта должна соответствовать проекту контракта, утвержденному в составе документации о закупке. В контракте рекомендуется указать: 1) условия, которые являются обязательными для включения в контракт в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ; 2) предмет экспертизы, функции и полномочия эксперта, экспертной организации; 3) условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч.

6 ст. 41 Федерального № 44-ФЗ); 4) вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (ч.

7 ст. 41 Федерального № 44-ФЗ).

VI. Порядок проведения экспертизы 1. Перед началом проведения экспертизы эксперту, экспертной организации следует убедиться в создании необходи­мых условий для выполнения экспертных услуг и получить все необходимые и достоверные сведения, а заказчику экс­пертных услуг следует обеспечить создание указанных усло­вий и предоставление всех сведений.

При проведении экспертных услуг эксперту, экспертной организации следует: — соблюдать установленные контрактом (договором) порядок и сроки проведения экспертных услуг; — проводить анализ полученных в результате оказываемых услуг данных и готовить обоснованные, объективные выводы и (или) предложения по по­ставленным вопросам; — приостанавливать оказание экспертных услуг, если предъявленные для экспертизы документы недостаточны, не­пригодны, а также, если не созданы необходимые условия для проведения экспертизы; — сохранять объекты, переданные для проведения экспертизы, в усло­виях, исключающих их хищение, утрату, порчу или видоизменение. 2. В зависимости от вида экспертных услуг в контракт реко­мендуется помимо перечисленных в пункте 1 раздела VI настоящих Методических ре­комендаций полномочий включать, в частности, следующие положения о функциях эксперта, экспертной организации: а) при разработке технических, технологических и качественных характеристик товаров (работ, услуг), подлежащих включению в документации (извещение) по закупке: — формулирование технических требований к товарам (работам, услу­гам) исходя из установленного заказчиком функционального назначения то­варов (работ, услуг); — определение конкретных параметров характеристик товаров (работ, услуг), требований к результатам работ, вытекающих из нормативной и технической документации; — определение характеристик товаров (работ, услуг), исключающих возможность недобросовестной конкуренции участников закупки; — определение требований безопасности товаров (работ, услуг); — определение нормативной и технической документации (ТР, ГОСТ Р, ГОСТ, СТО, ТУ и др.), положениям которой должны соответствовать ха­рактеристики товаров (работ, услуг); — формулирование технических требований проекта контракта; б) при экспертизе технического задания входящего в проект документации (извещении) о закупке: — анализ содержащихся в техническом задании технических требований к товарам (работам, услугам) на соответствие установленного заказчиком функционального назначения товаров (работ, услуг); — анализ содержащихся в техническом задании характеристик товаров (работ, услуг), требований к результатам работ, требований безопасности — товаров (работ, услуг), вытекающих из нормативной и технической доку­ментации; — анализ характеристик товаров (работ, услуг) на предмет предотвра­щения недобросовестной конкуренции участников закупки; — предложения по техническим требованиям проекта конкурсной до­кументации, документации об аукционе, запроса котировок; в) при экспертизе заявок участников закупки: — определение соответствия указанных в заявках характеристик (коли­чества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров (работ, ус­луг) и результатов работы требованиям документации (извещении) о закупке; — определение соответствия указанных в заявках характеристик товаров (работ, услуг) и результатов работы определенному заказчиком функцио­нальному назначению товаров (работ, услуг); — установление соответствия указанных в заявках качественных ха­рактеристик товаров (работ, услуг) требованиям системы(ам) добровольной сертификации; — установление соответствия указанных в заявках систем менеджмента участников закупки требованиям российских и международных стандартов в сфере менеджмента (ИСО и другие); — анализ предложений участников закупки и информации об участниках закупки на предмет недопустимости заключения мнимого или притворного контракта и ограничения добросовестной откры­той конкуренции участников закупки; — проверку соответствия указанных в заявках критериев безопасности товаров (работ, услуг) установленным законодательством требованиям безопасности товаров (работ, услуг); г) при приемке товаров (работ, услуг): — соблюдение установленных контрактом и (или) предусмотренной им нормативной и технической документацией правил, порядка, сроков и мето­дов проведения приемки товаров (работ, услуг), отбора образцов (проб) това­ров; — определение конкретных характеристик (количества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров (работ, услуг); — определение показателей (физико-механических, физико-химических, микробиологических и др.) товаров, материалов, оборудования; — проведение полного исследования конкретных характеристик (коли­чества, ассортимента, комплектности, объема, качества) товаров (работ, ус­луг) на соответствие их требованиям контракта и положениям предусмот­ренной им нормативной и технической документации, образцу — эталону то­варов; — маркировку объекта экспертизы путем нанесения оттиска личного штампа эксперта или иным способом, подтверждающим проведение исследования с объектом экспертизы, за исключением случаев, если это невоз­можно осуществить на определенных видах товаров, результатов работ (ус­луг), или это может привести к потере товарного вида продукции, либо огра­ничить в последующем использование объектов экспертизы; — соблюдение правил по охране труда и противопожарной безопасности при проведении экспертизы; — право собирать или запрет на сбор самостоятельно сведений, связан­ных с приемкой товаров (работ, услуг), отбором образцов (проб) товаров; д) при инспектировании производства товаров, выполнения работ и оказания услуг (контроль качества сырья, соблюдения технологий производ­ства) в процессе исполнения контракта: — определение методов и программы инспектирования производства то­варов, выполнения работ и оказания услуг, обеспечивающей соответствие их характеристик качества и безопасности требованиям нормативных правовых — актов, договора (контракта), положениям нормативной и технической доку­ментации; — проверку наличия и достаточности технологического оборудования для обеспечения обязательных требований к безопасности продукции; — проверку соответствия инфраструктуры, производственной среды и технологического режима производства, включая критерии безопасности и качества, заявленным характеристикам и технологическому описанию соот­ветствующего производства и требованиям нормативной и технической до­кументации; — оценку соответствия производства отраслевым документам, регла­ментирующим качество продукции; — оценку стабильности качества продукции и основных технологиче­ских процессов; — проверку соответствия критериев безопасности производства сырья и материалов требованиям, установленным договором (контрактом), норма­тивной и технической документацией для безопасности товаров (работ, ус­луг); — осуществление контроля качества изготовления продукции, включая осуществление контроля за технологией изготовления продукции и проведе­ние всех видов испытаний в соответствии с требованиями договора (контрак­та) и технологической документации; — проверку системы или отдельных ее элементов менеджмента качества производителя продукции.

3. Для обеспечения проведения точного, полного и обоснованного экспертного исследования заказчику экспертных услуг следует проинформи­ровать эксперта, экспертную организацию о функциональном назначении подлежащих поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг. Помимо этого в зависимости от вида оказания экспертных услуг в кон­тракт рекомендуется включение, в частности, следующих полномочий заказчика: а) при экспертизе технического задания включенного в документации (извещение) по закупке: — предоставление проекта технического задания; — предоставление различных справочных и информационных материа­лов, необходимых для проведения экспертизы; б) при экспертизе заявок участников закупки: — предоставление проекта конкурсной документации, включая проект контракта; — предоставление, при необходимости, нормативной и технической до­кументации, предусмотренной контрактом; — предоставление имеющейся у заказчика экспертных исследований информации об участниках закупки, обеспечение содействия в получении необходимой дополнительной указанной информации; в) при приемке товаров (работ, услуг): — присутствие либо отсутствие при проведении экспертизы представи­телей заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) или изготовителя, если это вытекает из условий контракта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; — присутствие представителей таможенных органов, карантинной службы, органов государственного контроля (надзора) или других органов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации товары подлежат досмотру этими службами, органами; — предъявление необходимой для проведения экспертизы коммерче­ской, товаросопроводительной, нормативной, технической и иной докумен­тации; — предоставление, при необходимости, поверенных органами государ­ственной метрологической службы или другими уполномоченными органами средств измерений (в том числе переносные средства измерений — щупы, из­мерительные линейки, рулетки и другие средства), подлежащих государст­венному метрологическому контролю, а также калиброванных любой метро­логической службой или уполномоченным физическим лицом средств изме­рений, не подлежащих государственному метрологическому контролю; — обеспечение свободного доступа экспертов к товарам, результатам работ (услуг), подлежащим экспертизе; — предоставление отдельного помещения для обеспечения сохранности товаров, результатов работ (услуг), подлежащих экспертизе, за исключением случаев проведения лабораторных исследований в аккредитованных испыта­тельных лабораториях независимой экспертной организации; — соблюдение правил по охране труда и технике противопожарной безопасности при проведении экспертизы. 3. По окончании экспертных исследований эксперт, экспертная организация передает приемочной комиссии заказчи­ка экспертных услуг акт экспертизы.

VII. Акт экспертизы 1. По результатам произведенного экспертом, экспертной организацией исследования составляется акт экспертизы, в котором содержится описание только тех фактов, которые были установле­ны в ходе проведения экспертизы. В акте экспертизы не допускаются подчи­стки, помарки и незаверенные печатью эксперта, экспертной организации исправления.

Акт экспертизы прилагается к протоколу приемочной комиссии по проведению приемки товаров (работ, услуг). Акт экспертизы включает вводную часть, исследовательскую часть и выводы.

2. В водной части акта экспертизы следует, в частности, отражать: — сведения о эксперте, экспертной организа­ции, о заказчике экспертизы и его представителях; — дату и место проведения экспертизы, дату и номер контракта (догово­ра) и уведомления — заявки; — фамилию, инициалы, должность эксперта, проводившего экспертные исследования, а также номер и срок действия аттестата эксперта (в случае наличия аттестата); — наименование и функциональное назначение объекта экспертизы; — задачу экспертизы; — сведения о предъявленной документации, поставщике (подрядчике, исполнителе), грузоотправи­теле, изготовителе объекта экспертизы; — условия хранения объекта экспертизы, состояние упаковки, маркиро­вочные данные. 3. В исследовательской части акта экспертизы следует, в частности, отражать: — описание объекта экспертизы; — ход изучения предъявленных заказчиком экспертизы документов, имеющих значение для формирования выводов; — этапы проведения экспертизы с указанием методов исследования; — сведения об использованных технических средствах измерений (пове­ренных, калиброванных), условиях их применения; — краткую характеристику использованных устройств, материалов, ре­жимов съемки и печати; — сведения о нормативной и технической документации, протоколах испытаний и других документах, которыми руководствовался эксперт при разрешении закупки; — фактически установленные результаты проведения экспертизы в со­ответствии с поставленной задачей; — оценку отдельных этапов экспертизы, анализ полученных результатов в целом; — даты начала и окончания экспертизы, — причины невозможности решения отдельных вопросов в полном объ­еме, требуемом задачей экспертизы. 4. В выводах акта экспертизы следует, в частности, отражать: — однозначные исключающие возможность двоякого толкования ответы на поставленные вопросы, корреспондирующиеся с задачей экспертизы и ис­следовательской частью акта экспертизы без потребности в дополнительных объяснениях эксперта; — причины, по которым не возможно было решить поставленный во­прос и дать на него ответ; — установленные в процессе исследования выводы по не поставленным заказчиком экспертизы вопросам.

Акт экспертизы подписывается экспертами, проводившими экспер­тизу. При проведении экспертизы экспертной организацией акт экспертизы регистрируется в этой организации, удостоверяется подписью её руководителя и скрепляется печатью экспертной организации. VIII. Стоимость экспертных услуг 1.

Стоимость услуг экспертов, экспертных организаций определяется в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567

«Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)»

.

Экспертиза результатов исполнения контракта собственными силами заказчика

Согласно мнению Минэкономразвития РФ если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки ТРУ, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке ТРУ11. Таким образом, документальное подтверждение проведения требуемой законом экспертизы осуществляется очень просто: если заказчик, например, подписывает акт сдачи-приемки ТРУ, то этим самым он одновременно подтверждает и проведение экспертизы результатов исполнения контракта собственными силами, отдельный документ о проведенной экспертизе не составляется12.

Но, конечно же, такая ситуация имеет место только в случае, если заказчик удовлетворен результатами исполнения контракта. В противном случае итоги экспертизы должны быть включены заказчиком в письмо поставщику (подрядчику, исполнителю) об отказе от приемки ТРУ по контракту – здесь эти итоги выступают в качестве мотивировочной составляющей такого отказа13.

Кроме того, экспертизу своими силами заказчик вправе произвести и для одностороннего расторжения контракта14.

Экспертиза по 44-ФЗ

В первую очередь важно знать, что Заказчик обязан провести экспертизу для проверки результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. После выполнения государственного контракта у заказчика есть не право, а обязанность провести экспертизу (все исключения из этого правила прямо поименованы в ч.4 ст.94 44-ФЗ).

Экспертиза может проводиться своими силами, и тогда необходимо создание экспертной комиссии. Либо к ее проведению могут привлекаться эксперты или экспертные организации на основании заключенных контрактов (ст.94, часть 3). Для проведения внутренней экспертизы, по решению заказчика, может создаваться приемочная комиссия, состоящая не менее чем из 5 человек (ст.94, часть 6).
Для проведения внутренней экспертизы, по решению заказчика, может создаваться приемочная комиссия, состоящая не менее чем из 5 человек (ст.94, часть 6). Если создается и работает приемочная комиссия, то документ о приемке в обязательном порядке подписывается всеми членами такой комиссии.

Если приемочная комиссия провела внутреннюю экспертизу и решила, что товар, выполненная работа или услуга не соответствует требованиям контракта, тогда приемочная комиссия направляет поставщику мотивированный отказ от подписания документа о приемке, обязательно в письменной форме. Соответственно, все документы, которые выписывает приемочная комиссия, утверждаются заказчиком.

Кто уполномочен проводить экспертизу?

Если экспертиза принимаемой по контракту продукции проводится своими силами, то ее проводить может любое лицо.

В 99% случаях – это штатный работник или работники заказчика. Проведение «внутренней экспертизы» может быть возложено заказчиком на членов приемочной комиссии, на работников контрактной службы или даже на членов комиссии по осуществлению закупок. В данном случае экспертиза будет проводиться коллегиально, т.к.

в Законе № 44-ФЗ нет обязательного требования о том, что экспертиза должна проводиться кем-то персонально.

В отличие от членов комиссии по осуществлению закупок, контрактных управляющих, работников контрактной службы Закон № 44-ФЗ не предъявляет каких-либо требований к лицам, проводящим экспертизу от имени заказчика. Такие лица могут не иметь образования в сфере закупок.

К сожалению, такие лица не во всех случаях являются специалистами в соответствующе предметной области. Однако, это не снимает с них ответственности, если в результате некачественно проведенной экспертизы заказчиком будет принята продукция, не соответствующая условиям заключенного контракта. В случае проведения «внешней экспертизы» требования к внешним экспертам установлены ст.

В случае проведения «внешней экспертизы» требования к внешним экспертам установлены ст.

41 Закона № 44-ФЗ. Важно отметить, что внешним экспертом, экспертной организацией может выступать физическое лицо (в том числе ИП), юридическое лицо, с которым заказчиком заключен договор на проведение экспертизы.

Требования к указанному договору два: 1) он должен быть возмездный; 2) он должен быть заключен на основании Закона № 44-ФЗ (не Закона № 223-ФЗ).

Первое требование объясняется тем, что Закон № 44-ФЗ не регулирует заключение безвозмездных сделок и соглашений. Соответственно заключаемый с внешним экспертом, экспертной организацией контракт должен быть возмездным.

Второе требование прямо предусмотрено ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ. К слову отметим, что контракт с внешним экспертом, экспертной организацией может быть заключен, например, по п.

4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии соблюдения иных ограничений, установленных для данного способа закупки. Это также будет является заключением контракта по Закону № 44-ФЗ.

Как проверить самостоятельно

Провести экспертную проверку можно и своими силами.

Вам понадобится образец акта экспертизы по 44-ФЗ (бланк), скачайте его в статье.

Механизм таков:

  1. руководитель заказчика издает внутренний приказ о создании экспертной комиссии (в ее составе должно быть не менее пяти человек, также указываются реквизиты договора и его предмет);
  2. документ, оформленный в ходе приема товара (работ, услуг), является тем документом, который подтверждает проведение экспертной проверки (это может быть акт приема-передачи либо документ иного рода, закрепляющий исполнение контракта, а также возможные претензии).
  3. приемка осуществляется в порядке, который указан в договоре;

Когда организатор считает, что обязательства по договору другой стороной не исполнены либо исполнены ненадлежащим образом, он должен в письменном виде направить отказ (с указанием всех причин) от подписания акта приема в порядке, установленном договором. На заказчика возложена обязанность по формированию отчета о выполнении всех условий контракта (либо его неисполнении).

Что касается внешнего исследования, то по его окончании должен составляться отдельный документ, который содержит данные о дате, времени и месте его проведения, членах комиссии, а также результатах. Оплатить внешний аудит обязан организатор.

И он не имеет права включить эту статью расходов в контракт.

Как заказчику провести «внешнюю» экспертизу по контрактам, заключенным по п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе.»

1.

Сначала немного предыстории.Судя по всему из-за недоработки законодателей с 1 июля 2019 г. заказчики по контрактам, заключенным по итогам электронного аукциона с единственным поставщиком по п.

25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ вынуждены проводить «внешнюю» экспертизу, т.е.

приглашать экспертов со стороны, заключая с ними контракты в порядке Закона № 44-ФЗ.Дело в том, что ранее п.

25 ч. 1 ст. 93 было установлено, что если на электронный аукцион поступила либо была допущена только 1 заявка, контракт заключается с единственным поставщиком. При этом п. 25 ч. 1 ст. 93 указан в исключениях ч.

4 ст. 94, по которым «внешняя» экспертиза не проводится. Но п. 25.1 ч. 1 ст. 93 в исключениях ч.

4 ст. 94 отсутствует, при этом с 1 июля несостоявшиеся (с 1 заявкой) электронные аукционы перемещены из п.

25 в п. 25.1. Соответственно — если проводимый после 1 июля электронный аукцион не состоялся в связи с тем, что подана или допущена только 1 заявка и заказчик заключил контракт по п.

25.1. ч. 1 ст. 93, заказчик должен проводить «внешнюю» экспертизу.Что делать в связи с этим:1) [так делать нельзя, но] имитировать конкуренцию [ну, а куда деваться?.], т.е. просить поставщиков подать вторую заявку просто ради подачи, чтобы аукцион считался состоявшимся,или2) проводить «внешнюю» экспертизу.

Да, это обязательно. При этом частью 8 статьи 7.32 КоАП РФ установлен штраф 20 000 рублей за несоблюдение требований законодательства о проведении экспертизы ТРУ или отдельных этапов исполнения контракта, если заказчик обязан привлечь экспертов. Некоторые контролеры решили игнорировать данное требование и не проверять или не наказывать заказчиков, но. не все. 2. Как провести «внешнюю» экспертизу 1) заключать возмездные договоры с экспертами (на общих основаниях 44-ФЗ — т.е.

конкурентными способами либо до 100 т.р.). Ключевая проблема тут — у заказчиков обычно нет денег на экспертизы.

Если деньги есть — основная задача только в том, чтобы найти эксперта.2) заключать безвозмездные договоры. Есть мнение, что безвозмездные договоры Законом № 44-ФЗ запрещены, но, например, Верховный суд РФ это мнение не разделяет (), правда, применительно к запросу котировок, но суть от этого не меняется.

Далее будем говорить в основном про безвозмездные договоры.3. Кто может быть «внешним» экспертом?Во-первых, законом предусмотрены «эксперты и экспертные организации». С организациями проще всего — в 99,5% случаев их нет )) Поэтому остановимся на экспертах [физических лицах].Во-вторых, к экспертам установлены 2 варианта требований — по ст.

3 и ст. 41 Закона № 44-ФЗ, а также по профессиональному стандарту «Эксперт в сфере закупок». Но поскольку профстандарт касается в основном работодателей, а эксперт будет с нами работать по договору ГПХ, то профстандарт можно с определённой оговоркой игнорировать.В ст.

3 сказано, что эксперт — это обладающее (1) специальными познаниями, (2) опытом, (3) квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, которые осуществляют на основе (4) договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам. А ст. 41 запрещает быть экспертами (5) сотрудникам (в т.ч. бывшим) либо родственниками заказчика и поставщика, (6) физическим лицам, если заказчик или поставщик прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицами экспертизы.

Есть ещё запреты, но они менее важны.Из перечисленного можно вывести 5 критериев эксперта — это (1) человек, который не работает и не работал у заказчика/поставщика и не является их близким родственником, (2) заказчик/поставщик не могут на него повлиять прямо или через сторонних лиц, (3) человек, заключивший договор с заказчиком, (4) человек с профильным предмету контракта опытом, или (5) с профильным предмету контракта образованием.Какими документами должны подтверждаться опыт и образование закон не указывает, соответственно, можно сделать вывод, что любыми: удостоверение, диплом, сертификат, трудовая книжка, договор ГПХ и т.д.Наличие документов об экспертности для заказчика обязательно. Несмотря на то, что закон не указывает их необходимости, контролёры будут их требовать с заказчика.4.

Как заключить безвозмездный договор на экспертизу.Оптимальный рецепт на сегодня базируется на двух моментах:1) практически у всех заказчиков присутствует проблема с «внешней» экспертизой. Поэтому, можно договориться с «соседским» заказчиком об обмене экспертами. Например, вы детсад и вам нужна экспертиза продуктов питания — повар соседнего детсада будет проводить экспертизу вам, а ваш повар им.

Или вам нужна экспертиза топлива при заправке на АЗС — ваш водитель или механик подписывает экспертизу соседнему заказчику, а их специалист вашу. Да, экспертизы часто будут формальными, т.е.

товар, работу, услугу будет принимать ваш человек, а эксперт (под ваше честное слово, что всё хорошо) подмахивать бумажки, но закон есть закон, он требует «внешнюю» экспертизу. Пока не приняты законы об ответственности экспертов за некачественную экспертизу (а они не приняты), схема рабочая;2) заказчик не может быть инициатором заключения безвозмездного договора (иначе будут вопросы у контролеров), но никто не мешает стать таким инициатором эксперту. Поэтому порядок действий следующий:0) договариваемся с соседним заказчиком, его и своим сотрудником;1) направляем письмо эксперту с просьбой заключить контракт на экспертизу с ценой не более 100 тыс.руб.

(по п. 4 ч. 1 ст. 93, чтобы не запускать долгую тему с конкурентной закупкой) и с просьбой сообщить стоимость такого контракта — пример письма: Обязательно либо излагаем в письме условия контракта, либо прикладываем проект контракта — пример: 2) получаем ответ эксперта о том, что он предлагает заключить договор на безвозмездное оказание услуг

«с учётом части 2 статьи 8, статьи 24, статьи 93 Закона № 44-ФЗ, пункта 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации»

(цитата из решения суда по ссылке в п. 2) — пример: 3) заключаем с экспертом безвозмездный договор — пример: (по ссылке также регламент проведения экспертизы и форма заключения эксперта) и обязательно берём у эксперта копии трудовой, сертификатов, дипломов и других документов об опыте и познаниях;4) по закону эксперт обязан уведомить заказчика и поставщика о том, что он может быть экспертом, поэтому:

  1. либо просим представителя поставщика расписаться на заключении эксперта, где есть формулировка уведомления (см. по ссылке выше)
  2. либо распечатываем с запасом пачку уведомлений эксперта с его подписью — пример: и вручаем 1 экз. каждому поставщику по п. 25.1 ст. 93 под его роспись на втором (вашем) экземпляре;

5) подписываем у эксперта экспертное заключение (или оформляем иначе, в порядке, утверждённом внутренним локальным актом заказчика), при этом обязательно стоит в заключении указывать способ проведения экспертизы, например, «визуальный осмотр» (помните же, что экспертиза по сути формальная?); 6) прикладываем заключение экспертизы к материалам закупки, плюс обязательно выкладываем скан заключения в реестре контрактов и в отчете об исполнении контракта в ЕИС.5.

Что дальше? Минфин ещё 4 мая 2019 г.

внёс законопроект, который возвращает электронный аукцион в п. 25 ст. 93 — под исключения от «внешней» экспертизы, но проект завис на стадии обсуждения и не движется Скорее всего, такие закупки вернут под исключение от «внешней» экспертизы, но когда — пока ясности нет. * * *Эти шаблоны и инструкции распространяются бесплатно, также как канал и чаты для заказчиков и поставщиков бесплатны для участников, но нужно понимать, что всё это требует времени, а время стоит денег.

Не будет денег, не будет времени на бесплатную помощь заказчикам и поставщикам.

Поэтому, просьба поддержать мою деятельность, перечислив любую сумму, какую не жалко, по ссылке:

Новые основания для заключения контракта по итогам несостоявшейся закупки

504-ФЗ внес многие изменения в 44-й закон (обзор изменений смотрите на нашем сайте) и в том числе дополнил 93 статью этого закона новыми пунктами, а именно п. 25.1, 25.2 и 25.3, согласно которым контракт с единственным поставщиком (исполнителем) заключается, если торги в электронной форме не состоялись. При этом п. 25 изменен и электронный аукцион исключен из этого пункта и перенесен теперь в п.

25.1 ч. 1 ст. 93.Согласно положениям ч. 3 ст. 94 заказчик обязан проводить экспертизу при приемке исполнения по контракту.

Такая экспертиза проводится либо силами заказчика (внутренняя экспертиза) либо путем привлечения экспертов или экспертных организаций (внешняя экспертиза).

Часть 4 ст. 94 закон устанавливает перечень случаев, когда внешняя экспертиза является обязательной, в том числе случаи закупки у единственного поставщика (исполнителя). Там же предусмотрены исключения, когда при закупке у единственного поставщика (исполнителя) внешняя экспертиза может не проводиться.Одним из таких исключений является п.

25 ч. 1 ст. 93. Однако п. 25.1 — 25.3 в перечне исключений не предусмотрены. Из чего следует вывод, что при закупках по этим пунктам внешняя экспертиза является обязательной.Что это значит для заказчиков? Это означает, что по электронным процедурам (электронные аукционы, конкурсы, запросы котировок, запросы предложений в электронной форме), которые признаны несостоявшимися, должны проводится внешние экспертизы для приемки исполнения по контрактам.Такие неутешительные выводы.

Есть надежда, что это ошибка законодателя, а не сознательное решение.