Особенности расследования дорожно транспортных происшествий первоначальный этап расследования

Планирование и его роль в версионной работе по отработке следственных ситуаций, возникающих на первоначальном этапе расследования ДТП Текст научной статьи по специальности «Право»


УДК 343.985 А.И. Коновалов ПЛАНИРОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ВЕРСИОННОЙ РАБОТЕ ПО ОТРАБОТКЕ СЛЕДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ДТП В статье рассматриваются основные принципы планирования на первоначальном этапе расследования дорожно-транспортных происшествий, а также следственные ситуации, возникающие в процессе расследования дорожно-транспортных происшествий.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, расследование, следственные ситуации, следственные версии. A.I. Konovalov PLANNING AND ITS ROLE IN THE VERSIONAL WORK ON THE PROCESSING OF INVESTIGATORY SITUATIONS ARISING AT THE INITIAL STAGE OF THE ROAD TRAFFIC ACCIDENT INVESTIGATION This article reviews the basic principles of planning at the initial stage of the road traffic accidents investigation, as well as considers the main investigative situations arising in the process of investigating road traffic accidents.

Keywords: road traffic accident, investigation, investigative situations, investigative versions. Системный подход к планированию определяет эффективность расследования дорожно-транспортных происшествий. Обычно планирование предваряет первоначальные следственные действия.

По мнению О.П. Грибунова,

«планирование является важнейшим средством организации расследования»

[1, с.

152]. Трудно с этим не согласиться, поскольку правильная организация расследования дорожно-транспортных происшествий, планомерная деятельность его участников ведет к раскрытию преступления и привлечению к ответственности виновных лиц. К задачам планирования относятся обеспечение полного и всеохватывающего расследования в наиболее минимальные сроки, а также согласованность действий следователя, сотрудников ДПС, экспертов на стадии проведения предварительных следственных действий.

К задачам планирования относятся обеспечение полного и всеохватывающего расследования в наиболее минимальные сроки, а также согласованность действий следователя, сотрудников ДПС, экспертов на стадии проведения предварительных следственных действий. Проанализировав научную и методическую литературу, можно сформулировать следующие основополагающие принципы планирования расследования дорожно-транспортных происшествий: — реальность планирования предполагает обоснованность следственных версий, практическую выполнимость предполагаемых мероприятий, а также возможность контроля за сроками выполнения отдельных следственных действий; — индивидуальность планирования означает, что в каждом конкретном случае совершенного дорожно-транспортного происшествия с учетом его специфики, субъектного состава, наличия или отсутствия тяжких последствий в виде причинения вреда здоровью или наступления смерти составляется свой индивидуальный план; — конкретность планирования дорожно-транспортных происшествий.

Данный принцип означает, что по расследуемому делу должны быть сформулированы реальные сроки проведения следственных действий, названы исполнители, в частности, сотрудники ДПС или эксперты, определены цели и задачи проведения определенных следственных действий; — динамичность планирования расследования дорожно-транспортных происшествий предполагает, что планирование должно вестись в соответствии с обозначенными сроками и не превышать их. Следователю зачастую сложно в одиночку провести все следственные действия, так как в зависимости от характера дорожно-транспортного происшествия много технических вопросов может оставаться за рамками компетенции следователя, поэтому в состав следственно-оперативной группы включаются оперативные работники, сотрудники ДПС, а также эксперты-криминалисты и специалисты. Планирование на первоначальном этапе расследования дорожно-транспортных происшествий заключается в выдвижении и проверке версий о причинах и механизме произошедшего дорожно-транспортного происшествия.

Т.В. Аверьянова пишет:

«криминалистическая версия — это обоснованное предположение о факте, явлении или группе фактов, явлений, имеющих или могущих иметь значение для дела; версия указывает на наличие и объясняет происхождение этих фактов, явлений, их содержание и связь между собой и служит целям установления истины по делу»

[2, с. 152]. Построение криминалистических версий о причинах, условиях и механизме дорожно-транспортного происшествия осуществляется на основе анализа следственной практики и типичных следственных ситуаций. Как правило, при расследовании дорожно-транспортных происшествий выдвигаются и проверяются следующие следственные версии: — о причинах, условиях происшествия и наступлении вредных последствий как по техническим причинам, например, неисправности тормозной системы, проблемы с двигателем, так и по вине водителя; — о субъектах, которые могут оказаться виновными в совершении дорожно-транспортного происшествия.

К ним относятся водители и пешеходы; — о форме виновности указанных субъектов; — о наличии или отсутствии причинной связи между нарушением правил дорожного движения и правил эксплуатации транспортного средства; — о состоянии чрезмерного физического утомления водителя, алкогольного опьянения, а также стресса, вызванного личными обстоятельствами и т.д. Проверка той или иной следственной версии предполагает выяснение следующих вопросов: — были ли нарушены правила дорожного движения участниками расследуемого дела, если было нарушение, то какое именно; — если были нарушены правила дорожного движения, то в чем эти нарушения конкретно выразились, а также какие обстоятельства им способствовали; iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . — кем из участников дорожного движения были нарушены правила дорожного движения, а также имел ли место недоброкачественный ремонт автотранспортного средства, что может исключить вину водителя в совершении дорожного происшествия; — каковы реальные последствия совершенного дорожного-транспортного происшествия, можно ли было их предотвратить в условиях дорожной обстановки и с учетом погодных или дорожных условий.

Выяснение ответов на поставленные выше вопросы с целью проверки следственных версий требует тщательного проведения следственных действий на первоначальном этапе расследования дорожно-транспортного происшествия. Первоначальные и неотложные следственные действия при расследовании дорожно-транспортных происшествий направлены, прежде всего, на поиск, закрепление и предварительный анализ информации о причинах, условиях и механизме происшествия [3, с.

136]. До возбуждения уголовного дела может производиться следственный осмотр места происшествия, транспортного средства и трупа, после возбуждения уголовного дела производятся остальные следственные действия.

Наряду со следственными действиями могут быть произведены неотложные оперативные мероприятия. Наиболее типичными криминальными ситуациями, влияющими на организацию расследования нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, являются две криминалистические ситуации: — ситуация, когда эти нарушения повлекли тяжкие последствия (человеческие жертвы, повреждения или разрушения транспорта и др.); — ситуация когда допущенные нарушения могли повлечь такие последствия, но они не наступили. Комплексы следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в этих случаях будут значительно различаться.

Исходная информация о фактах дорожно-транспортного происшествия поступает от органов дознания, скорой помощи, больниц, потерпевших, водителей, отдельных граждан-свидетелей. К моменту прибытия следователя на место происшествия в зависимости от наличия источников информации возникают следующие ситуации: 1) благоприятная. Возникает тогда,

«когда на месте происшествия сохраняются все источники информации: есть водитель, транспорт, потерпевший и свидетели»

[4, с.

283]; 2) малоблагоприятная ситуация возникает при отсутствии одного или нескольких ее элементов — источников. В свою очередь малоблагоприятных ситуаций может быть две: — на месте происшествия имеется транспорт, потерпевший и свидетели, а водитель скрылся и он неизвестен; — на месте происшествия находится потерпевший и свидетели, а водителя и транспорта нет, личность водителя неизвестна [5, с.

В свою очередь малоблагоприятных ситуаций может быть две: — на месте происшествия имеется транспорт, потерпевший и свидетели, а водитель скрылся и он неизвестен; — на месте происшествия находится потерпевший и свидетели, а водителя и транспорта нет, личность водителя неизвестна [5, с. 313]. 3) неблагоприятная ситуация возникает в случаях когда: — на месте происшествия есть только свидетели, нет водителя и транспорта, а пострадавший отправлен в лечебное учреждение; — на месте происшествия только потерпевший или труп; Как пишет Т.С.

Волчецкая,

«в криминалистической методике выделяют две типичные следственные ситуации, которые могут иметь место по уголовным делам о дорожно-транспортном происшествии на первоначальном этапе расследования: — сведения о водителе, как подозреваемом, отсутствуют; — отсутствуют данные о транспортном средстве и его водителе»

[6, с. 73]. На месте совершения преступления, как правило, остаются транспортное средство, материальные следы от транспортного средства. Очевидцы дорожно-транспортного происшествия или сам пострадавший могут запомнить приметы водителя.

В целом такую ситуацию следует считать неблагоприятной. В данной ситуации необходим поиск водителя (подозреваемого), если он не известен, либо о нем есть недостаточная информация для его установления.

Осмотр транспортного средства производится с целью установления его владельца и лица, управлявшего им и совершившего преступление, так как ими могут быть разные люди. В таких ситуациях можно выделить следующие версии: — преступление совершено владельцем транспортного средства; — преступление совершено лицом, управлявшим транспортным средством по разрешению владельца, или у этого лица имеется предполагаемое право на управление автомобилем (например, работник гаража, где осуществляется стоянка автомобиля); — преступление совершено лицом, неправомерно завладевшим транспортным средством (угон) либо его похитившим (хищение). Для проверки версий, а также оптимизации деятельности следователя необходимо сформировать алгоритм действий.

С учетом изложенной позиции алгоритм действий следователя может быть представлен в следующем виде. Следственная ситуация, когда отсутствуют данные о водителе и транспортном средстве является наиболее неблагоприятной.

Розыск скрывшегося водителя (подозреваемого) и транспортного средства нужно вести от материальных следов, выявленных на месте происшествия, марки и типа автомобиля, его цвета и других примет, государственного регистрационного номера, повреждений на окружающих предметах или на теле потерпевшего, следов транспортного средства на дороге и т.п. Необходимо помнить, что розыск и комплексное изучение личности преступника, виновного в совершении дорожно-транспортного происшествия, способствует получению сведений, необходимых для раскрытия, расследования и предупреждения аналогичных преступлений [7, с. 249]. Деятельность следователя в исследуемой ситуации должна строиться с учетом трех направлений.

Во-первых, получение доказательств о событии преступления, во-вторых, установление водителя (подозреваемого), скрывшегося с места дорожно-транспортного происшествия; в-третьих, установление транспортного средства, участвовавшего в дорожно-транспортном происшествии, но скрывшегося с места происшествия [8, с. 60]. iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . В целях установления транспортного средства, участвовавшего в дорожно-транспортном происшествии и скрывшегося с места происшествия, можно выделить версии о его месте нахождения: — транспортное средство находится в гараже, на стоянке, во дворе дома водителя (подозреваемого) или его родственников (близких друзей); — транспортное средство находится в автосервисе, автомастерской, принадлежащих водителю (подозреваемому) или его родственникам, друзьям, знакомым, либо расположенных недалеко от места дорожно-транспортного происшествия; — транспортное средство брошено в черте города (поселка) либо на трассах, проходящих через город (поселок), в котором совершено дорожно-транспортное происшествие.

Попробуйте сервис . В целях установления транспортного средства, участвовавшего в дорожно-транспортном происшествии и скрывшегося с места происшествия, можно выделить версии о его месте нахождения: — транспортное средство находится в гараже, на стоянке, во дворе дома водителя (подозреваемого) или его родственников (близких друзей); — транспортное средство находится в автосервисе, автомастерской, принадлежащих водителю (подозреваемому) или его родственникам, друзьям, знакомым, либо расположенных недалеко от места дорожно-транспортного происшествия; — транспортное средство брошено в черте города (поселка) либо на трассах, проходящих через город (поселок), в котором совершено дорожно-транспортное происшествие. Для проверки выдвинутых версий и оптимизации деятельности следователя необходимо провести ряд неотложных действий.

Особое внимание необходимо уделить наличию деталей, узлов и механизмов транспортного средства, в том числе осколков стекла и пластика, следов лакокрасочного покрытия и горючесмазочных материалов, следов торможения, юза на дорожном покрытии в районе 50-100 метров в оба направления от места столкновения (цель — установление марки, модели, цвета транспортного средства); следов обуви, биологических выделений (кровь, моча) с целью установления диагностических данных водителя (подозреваемого).

В процессе расследования дел, связанных с нарушением правил дорожного движения, приходится сталкиваться еще и с различными противодействиями расследованию [9, с.

154]. Содержание первоначального этапа расследования обусловлено разнообразием следственных ситуаций, которые требуют индивидуального подхода к оценке их особенностей и определению задач расследования.

В этой связи мы согласны с О.В. Трубкиной, что «перечень и тактические особенности проведения первоначальных следственных действий определяются исходя из особенностей конкретного уголовного дела, при согласовании с оперативно-розыскными подразделениями, носят плановый и тактически разработанный характер [10, с.

229]. К настоящему времени в криминалистике сформировался подход к разработке оптимальных алгоритмов действий по расследованию преступлений на основе выделения типичных следственных ситуаций. Кроме того, значимой частью разработки методики расследования преступлений является выделение типичных следственных ситуаций, которые во многом определяют содержание и направление деятельности правоприменителя на каждом из этапов расследования преступлений.

Список использованной литературы 1. Грибунов О.П. Особенности планирования расследования преступлений против собственности, совершаемых на транспорте // Ленинградский юридический журнал. — 2016. — № 2 (44). — С. 146-155.

2. Аверьянова Т.В. Криминалистика: учебник.

— 3-е изд., перераб. и доп. / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская. — М.: Норма, 2014. — 712 с. 3. Грибунов О.П. Особенности версионной работы по делам о преступлениях против собственности, совершаемых на транспорте // Библиотека криминалиста. — 2016. — № 4 (27). — С. 135-142.
— 2016. — № 4 (27). — С. 135-142. 4. Криминалистика / под ред. М.В.

Салтевского. — М.: Приор, 2005.

— 582 с. 5. Криминалистика / под ред. Р. С. Белкина. — М.: Норма, 1999.

— 693 с. 6. Волчецкая Т.С. Ситуационный подход в практической и исследовательской криминалистической деятельности: учебное пособие. -Калининград, 2011. — 174 с. 7. Грибунов О.П. Характеристика личности преступника, совершающего кражи на объектах транспорта / О.П.

Грибунов, В.С. Ишигеев // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2015. — Т. 9. — № 2. — С. 248-256. 8. Соколов А.Б. Расследование дел о ДТП: действия следователя на первоначальном этапе // Уголовный процесс.

— 2015. — № 9. — С. 54-63. 9.

Головин А. Ю. Криминалистические методы преодоления противодействия расследованию транспортных преступлений: монография / А.Ю. Головин, О.П. Грибунов, А.А. Бибиков.

— Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2015. — 164 с. 10. Трубкина О.В. О следственных ситуациях расследования мошенничества в сфере страхования // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2015. — № 3-2. -С. 228-234.

Первоначальный этап расследования дорожно-транспортных преступлений.

На начальном этапе планирования перечень первоначальных неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий зависит от наличия на месте ДТП участвовавших в нем транспортных средств. Если лицо, совершившее ДТП, скрылось с места происшествия на автомобиле или без него, в плане расследования предусматриваются меры по розыску того и другого, которые осуществляются параллельно с осмотром места происшествия.

Уголовное дело возбуждается обычно по факту ДТП, о котором органу расследования становится известно из сообщения сотрудника ГИБДД, очевидцев происшествия, а иногда и от водителя транспортного средства.

Расследование начинается, как правило, с осмотра места ДТП.

Основными задачами этого следственного действия являются: • установление факта ДТП, точного места и времени его совершения; • предположительная классификация ДТП; • установление направление движения, местонахождение и действия участников события в момент возникновения опасной ситуации и самого ДТП; • местонахождение и действия участников до и в момент ДТП, в конечной стадии ДТП; • состояние груза, дорожных сооружений и местных предметов в связи с ДТП.

Особенностью следственного осмотра места ДТП является то, что до прибытия следователя там могут быть произведены на законном основании существенные изменения, что требует учета и корректив в ходе осмотра. В соответствии с установленными правилами работник ГИБДД, прибывший на место ДТП, обязан оказать потерпевшим первую медицинскую помощь и при необходимости отправить их в лечебное учреждение. Если имеется труп, то его положение фиксируется на дорожном покрытии с помощью стойкого красителя или мела путем обвода контуров тела.

Далее инспектор ГИБДД принимает меры к отысканию следов ДТП и вещественных доказательств, отмечает их местоположение и устанавливает перед ними знак заграждения. При необходимости наладить дорожное движение разрешает отбуксировать поврежденные транспортные средства в сторону, отметив предварительно их положение на месте происшествия; устанавливает участников ДТП, изымает у водителей документы (водительские права, технический паспорт транспортного средства и др.), устанавливает очевидцев ДТП, налаживает нормальное движение транспорта и ожидает приезда следственно-оперативной группы. До выезда на место ДТП следователь с учетом поступивших сообщений определяет круг лиц, которых следует привлечь к участию в осмотре (специалист-автотехник, криминалист — специалист в области транспортной трасологии, судебный медик), а также дает указания относительно необходимых технических средств (осветители, средства для измерения, стереофотографии и пр.).

Если известно, что водитель скрылся, то в группу включают работника уголовного розыска или иного оперативного сотрудника. В начальной стадии осмотра следователь изучает и фиксирует (в протоколе, на схеме) дорожную обстановку.

• тип и состояние дорожного покрытия; • ширину и разметку дороги, ее обустройство, наличие дорожных знаков, характеристику прилегающих участков; • обзорность, видимость, освещенность; • интенсивность и плотность движения; наличие помех движению. Далее следователь устанавливает местонахождение центра (узла)происшествия. Для этого учитывают расположение осколков осветительной аппаратуры транспортного средства; пролившегося топлива, тормозной жидкости, смазки, охлаждающей жидкости, следов, оставленных на дорожном покрытии колесами и иными частями транспортного средства, следов на объектах обустройства дороги.

Отмечаются зона распределения выявленных объектов и следов, их размеры, осуществляется привязка к неподвижным ориентирам (столбу на обочине, осевой линии, бордюрному камню и пр.).

Особое внимание обращают на наличие или отсутствие следов торможения, отмечая вид следов (сплошные, прерывистые) и их длину.

Если опрокидывание транспортного средства произошло при заносе на повороте,то с помощью специалиста устанавливают радиус поворота, радиус закругления дороги и ее поперечный профиль.

Осмотр транспортного средства (ТС) начинают с той его части, которая, судя по следам, вошла в непосредственное соприкосновение с другим ТС, телом человека или иным объектом при столкновении или наезде. При этом фиксируют форму образовавшихся следов, их размеры и местоположение по отношению к частям ТС, а также по отношению к дорожному покрытию, высоту расположения верхней и нижней границ, следа. Повреждения ТС характеризуют вмятины, царапины, разрывы, изломы, отслоения и наслоения лакокрасочного покрытия, почвенных загрязнений.

При наезде на пешехода основное внимание обращают на детали передней части ТС, которыми чаще всего травмируется пешеход: бампер, облицовка радиатора, фары, крылья.

Фиксируют их деформацию, отслоение загрязнений, лакокрасочного покрытия, наложение волокон ткани, частиц, крови, эпидермиса, других веществ, отпечатки ткани одежды.

Если произошло столкновение двух ТС, то осмотр начинают с поверхностей, контактировавших при столкновении. Учитывают, что столкновения бывают встречные, попутные и угловые. Осматривая следы первичного соударения, выделяют так называемые контрпары следов, т.е.

следы, взаимно переходящие с одного ТС на другое. Для того чтобы определить, какой частью ТС оставлены следы на другом ТС, учитывают форму следа, его размеры и высоту от дорожного покрытия как следа, так и предполагаемой следообразующей детали.

При осмотре боковых и задней поверхностей ТС особое внимание обращают на выступающие детали и части ручки дверей, порожки, боковые зеркала заднего вида, катафоты, осветительную аппаратуру.

Осматривая нижнюю часть ТС, фиксируют наличие отсоединившихся при ДТП частей, а также состояние деталей и узлов, которые могли оставлять следы на дорожном покрытии, на теле человека. Наряду с наружными поверхностями осматривают и внутреннюю часть салона (кабины), обращают внимание на состояние ветрового стекла, его проемов (если стекло разбито), боковых окон, зеркала заднего вида, рулевого колеса, рукоятки переключения скоростей, рукоятки ручного тормоза; отмечают положение органов управления и показания спидометра.

Если имеется заявление водителя, что транспортным средством управлял не он, а другое лицо (обычно указывают на погибшего), то предпринимают меры к обнаружению и фиксации следов рук на рулевом колесе и рукоятке переключения передач. С этой целью изымают также резиновые коврики и резиновые накладки педалей для последующего их экспертного сопоставления с возможными следами на подошвах обуви. В ходе осмотра ТС следователь совместно со специалистом (в том числе работником ГИБДД) проверяет техническое состояние рулевого управления, тормозной системы, действие осветительных приборов, замеряет давление в шинах.

При выпадении человека проверяется состояние дверных замков. Когда на месте происшествия имеется труп (наезд на пешехода, переезд, выпадение), то осмотр трупа и одежды способствует выяснению механизма ДТП, его причин, а иногда позволяет придти к выводу о замаскированном убийстве, инсценированном как ДТП.

Осматривая труп, отмечают его местоположение по отношению к освой линии, обочине, базовым ориентирам ТС, фиксируют местоположение, форму и размеры следов крови на дороге. В наружном осмотре трупа обязательно участвует судебный медик или заменяющий его врач. В протоколе осмотра фиксируют наличие и форму повреждений, их размеры, расстояние от подошвы стопы.

При осмотре одежды отмечают ее состояние, имеющиеся повреждения и загрязнения (разорвана, имеются следы волочения, протектора, наложения частиц лакокрасочного покрытия, грязи и т.п.).

В тех случаях, когда водитель скрылся с места происшествия вместе с ТС, особое внимание обращают на следы, которое помогут установить модель ТС и будут использованы для его розыска, а также последующего отождествления.

Сначала фиксируют следы ходовой части: ширину колеи, ширину беговой части протектора, рисунок протектора, базу ТС.

Затем изучают следы, возникшие от ТС на объектах окружающей обстановки, замеряют верхнюю и нижнюю границы следа.

Обращают внимание на отделившиеся от ТС детали, части, кусочки краски, осколки и т.п.

С учетом следов на потерпевшем и на иных объектах может быть сделан вывод, какие повреждения и следы могли остаться на ТС, на каких его частях.

Суммируя полученные данные, следователь определяет ориентирующие данные для розыска ТС и дает задание по его розыску сотрудникам уголовного розыска и ГИБДД.

Если ТС осталось на месте, а водитель скрылся, то при осмотре ТС выявляют и изымают следы рук на рулевом колесе, рукоятке переключения передач, ручном тормозе, на крышке ящика для мелких вещей, изымают вещи и документы, обнаруженные в салоне (кабине). Для фиксации результатов осмотра места ДТП используют фотосъемку (стереофотосъемку), видеозапись. Водитель ТС направляется в медицинское учреждениедля установления освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

При допросе водителя после его свободного рассказа следователь выясняет, было ли исправно ТС перед ДТП, в чем заключалась неисправность, в какой момент водитель ее обнаружил, какие меры принял к ее устранению или прекращению движения.

Сведения, сообщаемые водителем, сопоставляются с данными осмотра и проверки ТС на месте происшествия.

Впоследствии при назначении судебно-автотехнической экспертизы перед экспертом должен быть поставлен вопрос о наличии неисправности, ее причине и влиянии на происшедшее ДТП.

При допросе водителя должны быть выяснены следующие обстоятельства; кто, кроме него, находился в кабине (салоне), сколько времени до ДТП он непосредственно находился за рулем, куда ехал, по какой улице (дороге), с какой скоростью, на какой полосе движения, какова была видимость, обзорность, какие транспортире средства находились на дороге и их взаиморасположение, какие дорожные знаки, светофоры видел водитель непосредственно перед ДТП.

Выясняют обстоятельства механизма самого ДТП: когда водитель увидел и осознал аварийную ситуацию, в чем она выражалась; какие действия он предпринял или собирался предпринять; принимал ли меры к прекращению движения путем торможения или применил маневр. В случае столкновения транспортных средств у каждого водителя выясняют, как ему представлялись действия другого водителя.

При допросе водителя, скрывшегося с места происшествия, выясняют, почему он скрылся, какие меры предпринимал для уничтожения следов, возникших на ТС во время ДТП.

При допросе свидетелей следует иметь в виду, что редко одно лицо видело во всех деталях развивающиеся события и действия их участников.

Обычно присутствующие реагируют на звук резкого торможения, сигнала, удара чаще после того, как ДТП уже произошло. Кроме того, для восприятия свидетелем происшедшего существенное значение имеет его местоположение в данной дорожной ситуации, что и необходимо выяснить в начале допроса. При допросе выясняют: направление движения ТС, приблизительную скорость его движения, наличие других ТС, поведение потерпевшего и другие обстоятельства.

Если столкнулись ТС, то свидетеля спрашивают о направлении и движения каждого из них. Если свидетель находился в кабине (салоне) вместе с водителем, то у него выясняют, как давно он ехал с водителем, не употреблял ли последний спиртные напитки, отвлекался ли водитель во время движения, вели ли они разговор, смотрел ли свидетель на панель приборов, замечал ли он показания скорости и какова она была перед ДТП и во время него; когда он, свидетель, осознал аварийную ситуацию, какие меры предпринимал водитель, чтобы ее предотвратить.8Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Материал из CrimLib.info

Падение Фаэтона.

(Рубенс Питер Пауль,1605) Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – происшествие, возникающее в процессе движения механических транспортных средств (автомобилей, троллейбусов, трамваев, мотоциклов, мотороллеров и иных самоходных машин – дорожных, строительных и сельскохозяйственных) и повлекшее:

  1. гибель или телесные повреждения людей, либо
  2. причинившее существенный материальный ущерб (повреждение транспортных средств, сооружений, грузов и т.д.).

Начальный этап расследования

На этом этапе надлежит тщательно продумать, какие предусмотренные планом расследования вопросы нуждаются в первоочередном выяснении исходя из следственной ситуации. К числу первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий относятся следующие: осмотр места происшествия, осмотр транспортного средства на месте происшествия или в месте его обнаружения, осмотр трупа (на месте происшествия или в морге), осмотр документов, изъятых у водителя, медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего (потерпевших) для установления состояния алкогольного или наркотического опьянения (на месте происшествия в качестве предварительной пробы используется индикаторная трубка «Контроль трезвости»), изъятие и осмотр одежды потерпевшего, допросы очевидцев и иных свидетелей, водителя. Назначается и проводится судебно-медицинская экспертиза трупа и проводится предъявление для опознания личности погибшего (если не опознан труп).

При необходимости в число первоначальных действий могут быть включены и назначение других экспертиз (автотехническая, судебно-химическая и др.), следственный эксперимент, проверка показаний на месте, а также розыск и задержание скрывшегося водителя либо розыск водителя и транспортного средства. В зависимости от конкретных обстоятельств происшествия последовательность действий может быть различной, но осмотр места происшествия почти всегда предшествует всем остальным. [3] Осмотр места происшествия Одним из основных способов собирания доказательственной информации по делам данной категории является осмотр места происшествия.

В любую погоду и любое время суток выезд на место происшествия должен быть произведен как можно быстрее, ибо дорожные происшествия чаще бывают на дорогах с интенсивным движением, нередко сопровождаются неблагоприятными метеорологическими условиями (дождь, снег и т.д.), вследствие чего быстро и легко изменяется следовая обстановка.

Вместе с тем следует учитывать, что несвоевременным осмотром места происшествия может воспользоваться водитель транспорта, совершивший преступное нарушение правил движения для уничтожения следов происшествия, повреждения некоторых узлов машины с тем, чтобы впоследствии заявить о внезапном выходе из строя одного из них, влияющих на безопасность движения.

От качества проведения этого следственного действия во многом зависит успех расследования. Приступая к осмотру места происшествия, надлежит обеспечить безопасность его проведения (для чего выставляются соответствующие знаки-конусы, ограждения и т.д.).

В состав следственно-оперативной группы целесообразно включить помимо следователя сотрудников ГИБДД, участкового инспектора, на территории которого произошло ДТП, специалиста криминалиста и автотехника, а при необходимости оперуполномоченного уголовного розыска (если водитель на машине скрылся с места ДТП и не выявлены свидетели), кинолога и судебно-медицинского эксперта (если происшествие сопровождалось человеческими жертвами или необходимо изъять следы биологического происхождения). [5] Если к моменту прибытия на место происшествия работники следственной группы застанут потерпевших, то им должна быть оказана доврачебная и первая медицинская помощь и обеспечен вызов бригады скорой медицинской помощи.

При осмотре места происшествия внимание следователя должно быть уделено выявлению данных, необходимых для точного определения места и границ события, времени следообразования, установлению взаиморасположения следообразующих и следовоспринимающих объектов, извлечению из материальных источников информации о лицах, участниках происшествия, и механизме события преступления в целом.

Специфичность места происшествия, характер объектов и следов, обнаруженных на месте происшествия и транспорта требует от следователя знакомства с устройством автомашины и правилами дорожного движения. Осмотр участка (дороги), произведенный квалифицированно и своевременно (с подключением логических приемов мышления), позволяет уже в начале этого следственного действия установить обстановку на месте происшествия, точные координаты события, определить его границы, базовые ориентиры. Важным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП являются конкретные дорожные условия.

Следователь должен точно определить качество дорожного покрытия (асфальт, цементобетон и др.) и его эксплуатационное состояние (сухое, заснеженное и т.д.), особенности (спуск, крутой поворот, подъем и т.п.). Границы осмотра иногда составляют несколько метров, а нередко они охватывают территорию протяженностью в несколько сотен метров (например, для обнаружения и раздельного изучения следов протектора передних и задних колес автомашины, что, как известно, можно сделать лишь на повороте). На проезжей части могут быть, обнаружены следы тормозного пути, капли масла, воды и другие следы, позволяющие определить скорость и направление движения транспорта, следы крови, мозгового вещества, осколки фар, лобового и ветрового стекла, частицы краски, отдельные детали или части машины (ручки от дверей, болты и т.п.).

Очень важно как можно быстрее определить и осмотреть с особой тщательностью центр места происшествия.

Именно здесь бывает сосредоточена основная следовая масса. Главная задача следователя — объективно и четко зафиксировать обстановку в целом и ее детали.

В целях максимально быстрого запечатления всей обстановки места происшествия, чтобы не нарушить нормальный режим работы транспорта, целесообразно использовать видеомагнитофонную технику для его наглядной фиксации. Осмотр участка местности или дороги, прилегающих к месту ДТП, производится в случае, если есть основания полагать, что там могут быть обнаружены следы, относящиеся непосредственно к событию (сопутствующие предметы потерпевших, частицы различных веществ).

В ходе осмотра следует убедиться, нет ли каких-либо повреждений на окружающих предметах (деревьях, дорожных столбах, заборах и т.п.).

Если есть основания считать, что на скрывшейся автомашине могут остаться микрочастицы какого-либо вещества, поврежденных предметов (кирпич, штукатурка и др.), необходимо в ходе осмотра изъять образцы этих веществ и приобщить их к делу. В дальнейшем они могут понадобиться для идентификации автомашины, на которой было совершено преступное деяние.

При осмотре места происшествия помимо традиционной передвижной криминалистической лаборатории используется стерео-фотограмметрическая установка для измерительной съемки ДТП (оператор в автоматическом режиме вычерчивает масштабный план места происшествия за короткий промежуток времени). Осмотр транспортного средства Осмотр транспортного средства, участвующего в происшествии, имеет не меньшее значение, чем осмотр места происшествия, особенно для выяснения механизма преступления и установления виновного лица. Транспортное средство обычно после аварии сохраняет на себе множество следов, и, как правило, они достаточно хорошо видны.

Осмотр транспорта позволяет установить: вид и модель транспортного средства, его внешнее состояние, наличие и характер груза (расположение, способ крепления и т.д.); признаки, позволяющие судить об участии транспортного средства в ДТП (механические повреждения, следы наложения и отслоения); техническое состояние транспорта и его основных узлов (рулевого управления, ходовой и тормозной системы); следы пальцев рук, пригодных для идентификации водителя (в том случае, когда он скрылся, оставив машину, или утверждает, что не он сидел за рулем). Осмотр транспортного средства производится как часть осмотра места происшествия или как самостоятельное следственное действие, если транспорт находится в другом месте (в гараже). Предпочтительнее осматривать транспорт на месте аварии, ибо при его перемещении имеющиеся на нем следы могут исчезнуть.

Обязательной фиксации подлежит положение транспортного средства на месте происшествия по отношению к элементам дороги (тротуару, газону), постоянным ориентирам (угол дома и т.д.); другим транспортным средствам. При этом производится фотографирование, вычерчивание плана. Порядок осмотра транспортного средства определяется следователем с учетом информации об обстоятельствах события.

Начинать осмотр транспортного средства следует с тех частей, где находятся или должны быть повреждения, следы и вещественные доказательства. Но, как правило, осмотр обычно производят снизу вверх.

Начинать его следует с передней части автомашины.

Тщательному осмотру должны быть подвергнуты бампер, фары, подфарники, лобовое стекло, капот, передние крылья и т.д.

При осмотре нижней части автомашины внимание обращается на ходовую часть, выступающие части мостов, рессоры, картер двигателя, ось, где можно обнаружить частицы одежды, волосы, кровь, кусочки мозгового вещества, краску и т.д.

Следы рук надо искать в таких местах, где они менее подвержены изменениям — колонка рулевого управления, рукоятка переключения передач, на приборной панели и др.; запаховые следы — с сидений, сопутствующих предметов, которых касались водитель и пассажиры. При осмотре автотранспортных средств используют приборы для технического контроля автомобиля, обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств. Для осмотра труднодоступных мест можно применить эндоскоп (медицинский инструмент), снабженный оптическими и осветительными системами.

Обнаружение на транспортном средстве следов и повреждений, возникших в процессе ДТП, не представляет, как уже указывалось, сложности. Труднее описать их характер, форму, локализацию. Указанные трудности могут быть преодолены с помощью специалиста.

Осмотр трупа Осмотр трупа производится по общим правилам.

Особое внимание следует уделить обнаружению следов и повреждений, характерных для автотранспортной травмы.

Они могут быть на одежде и теле потерпевшего.

Большую информационную нагрузку несут следы наложения (частицы лакокрасочного покрытия, смазочные материалы, отпечатки протектора) и различные части транспортного средства. Должное сопоставление повреждений на потерпевшем и транспортном средстве позволяет в большинстве случаев достоверно решить задачу возможности или исключения контактного взаимодействия ТС и тела жертвы, а иногда идентифицировать ТС. Осмотр трупа на месте позволяет получить данные о механизме происшествия в целом, о механизме контактного взаимодействия.

По расположению трупа по отношению к другим элементам дорожной обстановки можно сделать вывод о замаскированном убийстве, инсценированном под ДТП.

Как правило, повреждения на теле человека от автомобильной травмы являются компрессионными (сдавливание, уплотнение поврежденных частей тела), обширными по размеру и односторонними по локализации. Кроме осмотра самого трупа необходимо осмотреть одежду, обувь и сопутствующие предметы. При осмотре одежды отмечают ее состояние, имеющиеся повреждения и загрязнения: следы волочения и т.д.

Если труп не был опознан, то при осмотре следует зафиксировать признаки внешности, наличие особых примет. Одежда сохраняется в том виде, в каком она была обнаружена.

Если позволяет обстановка, труп осматривается на месте происшествия с участием судебного медика. При этом все необходимые следы на теле и одежде измеряются и фотографируются. Судебно-медицинская экспертиза Сразу же после проведения осмотра места происшествия, если у следователя возникло подозрение относительно физического состояния водителя, немедленно проводится его медицинское освидетельствование.

При установлении по результатам предварительной проверки нетрезвого состояния этот водитель направляется на судебно-медицинскую экспертизу.

В лечебном учреждении проводится исследование объектов биологического происхождения (кровь, моча) для установления факта употребления алкоголя или наркотиков, степени опьянения, давности употребления спиртного и др. Во всех случаях, когда ДТП повлекло человеческие жертвы, назначается судебно-медицинская экспертиза потерпевших. Эта экспертиза помимо традиционных вопросов о степени тяжести телесных повреждений, причинах смерти, характере травмы и т.п., разрешает вопросы, направленные на восстановление механизма образования автотранспортной травмы, в частности, возникло ли повреждение от удара частями автомашины, от удара какой части ТС образовалось повреждение, в каком положении в этот момент находился потерпевший.

Судебно-медицинская экспертиза может также определить характер и тяжесть повреждений, полученных самим водителем, его физическое состояние.

По характеру повреждений, обнаруженных у лиц, сидевших в машине, судебно-медицинская экспертиза может установить, кто из них сидел за рулем в момент происшествия. Допрос потерпевших Допросы потерпевших целесообразно проводить в первую очередь, так как именно они нередко могут сообщить о важных обстоятельствах происшествия. Если потерпевшие получили повреждения, не опасные для жизни, они допрашиваются прямо на месте происшествия.

При допросе потерпевших выясняется: как происходило ДТП, с целью уяснения последовательности действий потерпевшего и других участников события; каковы причины происшествия (по мнению потерпевшего); не имеют ли потерпевшие каких-либо физических недостатков, мешающих им правильно ориентироваться в окружающей среде или быстро передвигаться (по этому вопросу дополнительно целесообразно проконсультироваться с лечащим врачом или допросить родственников, знакомых потерпевшего).

Если водитель скрылся с места происшествия, то у потерпевшего следует выяснить вид, марку и другие внешние признаки транспортного средства (ТС), признаки внешности скрывшегося водителя (пол, возраст и проч.), направление, в котором он скрылся.

Необходимо получить ответы на вопросы: где находился потерпевший в момент развития события, в каком направлении, каком темпе двигался, видел ли он движущийся транспорт, какие меры предпринимал водитель для предотвращения наезда или столкновения, какие сигналы светофора заметил потерпевший в момент происшествия. При оценке показаний потерпевших следует иметь в виду, что они Могут находиться в состоянии добросовестного заблуждения (травмированная психика вызывает иногда ретроградную амнезию).

Допрос свидетелей. Свидетельские показания иногда являются единственным источником сведений об обстоятельствах ДТП. Свидетелями по этим делам могут быть водители ТС, не участвовавших в ДТП, пассажиры городского транспорта, пешеходы, работники ГИБДД и т.д.

Из числа свидетелей важно выделить очевидцев, непосредственно воспринимавших динамику и механизм ДТП.

Однако при их допросе следует учитывать, что быстротечность и драматизм события, его неожиданность, кратковременность его восприятия могут привести очевидца к неточной, отрывочной и противоречивой информации об обстоятельствах ДТП.

Поэтому важно выявить всех свидетелей, совокупность показаний которых поможет максимально полно воспроизвести обстановку, роли ее участников в ДТП.

Следователь в ходе допроса свидетеля-очевидца должен выяснить, где в момент происшествия находился последний, чем он занимался, что конкретно привлекло его внимание, каково было поведение пострадавшего пешехода непосредственно перед ДТП и в момент его, откуда и куда он начал пересекать улицу, на каком участке проезжей части улицы произошел наезд, какой частью ТС был нанесен ему удар.

Вместе с тем следует выяснить, каковы действия водителя до происшествия, характер движения ТС (с какой примерно скоростью ехала автомашина). При этом нужно выяснить, как свидетели умеют ориентироваться в определении расстояний и скорости движения. Целесообразно с целью более правильного воссоздания происшествия свидетелей-очевидцев допросить непосредственно на месте аварии либо дать возможность самому составить схему места происшествия и обозначить на ней свое местонахождение в момент ДТП и других объектов дорожной обстановки.

В случаях, когда водитель сам или на ТС скрылся с места происшествия, следователю предстоит выяснить признаки внешности водителя и приметы ТС, которые удалось запомнить свидетелю. При допросе работников медицинских учреждений необходимо выяснить, не сообщил ли пострадавший какой-либо информации, относящейся к делу.

Допрос водителя При допросе водителя следует выяснить, как протекал весь процесс ДТП, какие были его действия и потерпевшего в момент аварии, с какой скоростью двигалось ТС, какие попытки делались водителем для предотвращения опасных последствий (торможение, маневр или то и другое), оказал ли он помощь потерпевшему, по какой причине скрылся с места ДТП, принимал ли меры к сокрытию материальных следов, кто может подтвердить данные водителем показания и т.д. При необходимости осуществляется розыск скрывшегося водителя и автомашины.

Для этого проводится комплекс следственных и оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых используются данные о следах, оставшихся на проезжей части — ширине колеи передних и задних колес, базе, модели шины, а также сведения об отделившихся от ТС частей и деталей, осыпи перевозимого груза, следах на теле и одежде потерпевшего, на вертикально расположенных предметах окружающей среды. Помощь в поиске могут оказать очевидцы, потерпевшие.

Ориентирующие и справочные сведения, полученные в процессе произведенных мероприятий, немедленно сообщаются подразделениям ГИБДД и соседним территориальным органам милиции. При возможности проводится розыск по «горячим следам», не дожидаясь окончания осмотра.

При этом осматриваются гаражи, автостоянки и другие места с целью обнаружения проверяемой машины.