Меры по улучшению работы службы занятости с работодателями

О чем речь?


Служба занятости населения сама пойдет к работодателям и будет выступать в роли главного помощника при подборе необходимых кадров. В том числе помогать им на стадии первого отбора сотрудников (вести первичное интервью с соискателями в своих помещениях, выполнять часть функций кадровой службы предприятия у себя на площадке, участвовать в управлении персоналом в заданных параметрах). Кроме того, служба сможет стать консультантом программ найма дополнительной рабочей силы для новых проектов или расширения производства.

Также стать участником совместных программ трудоустройства высвобождающихся на предприятии работников.По словам Дениса Васильева, работа по подготовке предложений по модернизации службы занятости населения еще продолжается.

До 1 июня будет сформирован проект единых требований к службам занятости и направлен в минтруд для рассмотрения и утверждения. Документ будет содержать требования к помещениям и их оформлению, к регламенту работы, к квалификации сотрудников и программам ее повышения, к информатизации и автоматизации деятельности службы, к единому фирменному стилю для всех служб занятости.Параллельно планируется сформировать систему управления качеством на федеральном уровне — ведение специального мониторинга, который будет заключаться в проведении как внешнего общественного независимого мониторинга для изучения клиентского опыта, так и организацию внутреннего ведомственного контроля за показателями деятельности службы занятости, ее отдельных элементов на предмет соответствия стандартам деятельности.

«Система может стать инструментом оперативного внедрения постоянных улучшений в сфере услуг службы занятости, позволит проводить агрегацию лучших местных практик и быстро их распространять по всей стране»

, — поясняет замглавы Роструда.

Кроме того, в деятельность всех органов занятости планируется внедрить систему бережливого производства, благодаря которой можно будет постоянно проводить реинжиниринг различных процессов, в том числе связанных с документооборотом и оптимизацией рабочего места.Комплекс мероприятий, который будет разработан в ближайшее время и направлен на согласование в правительство, будет рассчитан до конца 2024 года.По словам Дениса Васильева, служба занятости населения должна стать главным источником всей информации, связанной с ситуацией на рынке труда, понимать распределение трудовых ресурсов в регионах, выполнять функции прогнозирования, анализа востребованности профессий и приоритетных компетенций для профессионального обучения и переобучения граждан. «Все предлагаемые изменения нужны в первую очередь для повышения кадрового потенциала России и, как следствие, повышения производительности труда и роста экономики.

Одним из ключевых направлений в обновленной службе занятости должно стать решение не узкорегиональных проблем, а задач развития экономики и потребностей страны в целом.

Так, например, вопросы мобильности трудовых ресурсов, в том числе привлечения кадров на Дальний Восток», — отметил Денис Васильев. Экономика Работа Общество Соцсфера Соцзащита Правительство Минтруд Роструд

Выводы и рекомендации по совершенствованию деятельности цзн

Окупаемость (экономическая эффективность на 1 руб.

затрат) рублей 1,93 стр.4/стр.5 Расчет показывает, что если Правительство Пермского края примет решение о выделении из краевого бюджета финансовых средств для субсидирования 1500 начинающих предпринимателей из числа безработных в размере 151,8 млн.

рублей (1 субсидия в размере годового максимального пособия по безработице составит 100 тыс. рублей), экономический эффект данного мероприятия в виде заработной платы бывших безработных и отчислений с нее в социальные фонды составит 141,26 млн.

рублей, а его окупаемость составит 1,93 рубль на 1 рубль затрат.

Похожие главы из других работ:

Занятость и трудовые отношения . Кадры предприятия и производительность труда Для повышения эффективности работы персонала и повышению производительности труда, предлагаются следующие мероприятия: 1.

Обучение и повышение квалификации управляющего персонала и служащих.

Организация и перспективы развития производства сырокопченых колбас на предприятии ООО «Вурнарский мясокомбинат» . Особенности нормирования и организации оплаты труда на предприятии (на примере конкретного предприятия) Объектом исследования является ОАО «Боровичский молочный завод» (ОАО «БМЗ»). Предметом исследования являются социально-экономические отношения, принципы, методы, технологии нормирования и оплаты труда персонала.

Практическое задание по созданию логистической системы В логистике существуют следующие параметры систем управления заказами.

Это система с фиксированным размером заказа, с фиксированной периодичностью заказа. Прогнозирование уровня безработицы в РФ В данной главе мы рассмотрим состояние безработицы в Орловской области. В 2013г. в данном субъекте РФ снизилось количество зарегистрированных безработных. Согласно официальным данным, сейчас в регионе насчитывается 3.
Согласно официальным данным, сейчас в регионе насчитывается 3.

Служба занятости в системе трудовых отношений 3.

Предложить рекомендации для совершенствования работы управления занятости и рассчитать экономический эффект от предложенных мероприятий. Служба занятости в системе трудовых отношений . Служба занятости в системе трудовых отношений 1 июля 1991 года на основании решения Исполнительного комитета Орловского областного Совета народных депутатов был создан областной центр занятости населения http://orel.regiontrud.ru/home/slugba/letopis.aspx.

Служба занятости в системе трудовых отношений Уровень безработицы Орловской области — один из самых низких по Центральному федеральному округу — 1,4%.

На территории региона действуют различные программы помощи гражданам, потерявшим работу. Так, в рамках этих программ, за 2011 год.

Совершенствование организации производства продукции молочного скотоводства В СХПК «Присухонское» при производстве молока применяется высокозатратная и низкоэффективная технология с использованием ручного труда. Затраты труда на производство 1 ц молока в 2009г составили 1,87 чел-ч, кормов — 1,1-1,2 ц корм.
Затраты труда на производство 1 ц молока в 2009г составили 1,87 чел-ч, кормов — 1,1-1,2 ц корм.

ед. Статистика населения по материалам Орловской области Основными задачами демографической статистики являются: 1) определение численности и распределение населения по территории страны; 2) изучение состава населения; 3) изучение естественного движения населения; 4) изучение механического. Статистический анализ и прогнозирование показателей строительства Орловской области 1.1 Организационно-производственная характеристика строительства Орловской области Для Орловской области характерно интенсивное жилищное строительство с сохранением тенденции роста ввода жилья до 2009г.

Управления производственными запасами в ОАО «ЗиО Подольск» . Формирование заработной платы на предприятии общественного питания (на примере кафе «Хуторок») В данной главе предлагается план мероприятий по совершенствованию организации оплаты труда и расчет экономической эффективности одного из них. |

Формирование банка вакансий государственной службы занятости населения: проблемы и задачи

Вы здесь Опубликовано 2010-11-09 08:47 пользователем HRTrud «Кадровик.

Рекрутинг для кадровика», 2010, N 2 Важнейшим направлением политики государства на рынке труда является содействие в трудоустройстве. Обращение подбирающих персонал работодателей и ищущих работу граждан к услугам центров занятости не всегда приводит к положительному результату.

Это во многом обусловлено содержанием банка вакансий государственной службы занятости населения.

Одним из вариантов решения проблемы являются активность и ответственность работодателей в формировании банка вакансий. Активная политика государства на российском рынке труда предполагает реализацию центрами занятости населения государственной услуги, называемой

«Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников»

.

Результатом оказания данной услуги для гражданина, ищущего работу, должны стать получение выписки из банка вакансий и работодателей, содержащей сведения о свободных рабочих местах (вакантных должностях) или об отсутствии вариантов подходящей работы, а также направление на работу, оформленное в установленном порядке. Для работодателя, заинтересованного в подборе сотрудников, результат услуги — выписка из банка работников, содержащая персональные данные граждан или сведения об отсутствии подходящих кандидатур [1].

Оказывая содействие в трудоустройстве, государственная служба занятости населения решает важнейшую задачу: способствует тому, чтобы работодатели наняли работников, оптимально соответствующих их требованиям, а работники нашли рабочее место с удовлетворяющей их оплатой и условиями труда. Вместе с тем обращение в органы службы занятости работодателей и граждан, ищущих работу, не всегда приводит к удовлетворению запросов и тех и других.

Представление об удовлетворении запросов соискателей вакансий дают публикуемые Федеральной службой государственной статистики (Росстат) показатели трудоустройства граждан, обратившихся за содействием в органы службы занятости населения (табл.

1). Таблица 1 Трудоустройство граждан при содействии Государственных учреждений службы занятости населения Год Общее трудоустройство граждан Трудоустройство граждан, не занятых трудовой деятельностью Обратилось по вопросу трудоустройства, тыс. чел. Трудоустроено, тыс. чел.

Трудоустроено от числа обратившихся, % Обратилось по вопросу трудоустройства, тыс. чел. Трудоустроено, тыс. чел. Трудоустроено от числа обратившихся, % 2000 4745,9 3199,4 67,4 3283,0 1860,2 56,6 2003 6033,9 4026,9 66,7 4385,1 2482,5 56,6 2004 6603,6 4154,4 62,9 4948,1 2594,7 52,4 2005 6438,0 4075,8 63,3 5040,3 2765,0 54,8 2006 6177,6 3937,1 63,7 4871,9 2721,3 55,8 2007 6136,4 3961,3 64,5 4702,1 2683,4 57,0 2008 6031,0 3852,8 63,8 4548,4 2551,6 56,0 ——————————— Труд и занятость в России.

Трудоустроено от числа обратившихся, % 2000 4745,9 3199,4 67,4 3283,0 1860,2 56,6 2003 6033,9 4026,9 66,7 4385,1 2482,5 56,6 2004 6603,6 4154,4 62,9 4948,1 2594,7 52,4 2005 6438,0 4075,8 63,3 5040,3 2765,0 54,8 2006 6177,6 3937,1 63,7 4871,9 2721,3 55,8 2007 6136,4 3961,3 64,5 4702,1 2683,4 57,0 2008 6031,0 3852,8 63,8 4548,4 2551,6 56,0 ——————————— Труд и занятость в России. 2009. М.: Росстат, 2009. С. 172.

Росстат не приводит показатели заполнения вакансий, заявленных в органы службы занятости населения работодателями, но о недостаточном удовлетворении их потребностей позволяет судить ряд исследований и опросов граждан [2]. Следует отметить, что отсутствие желаемого результата при оказании услуг по трудоустройству не является следствием одних лишь действий государственной службы занятости населения, поскольку причинами могут быть вполне объективные «внешние» обстоятельства: несоответствие профессиональной квалификации соискателей структуре вакансий, дисбаланс между требованиями работодателей и пожеланиями соискателей, который проявляется в ходе очной встречи и не позволяет договориться о трудоустройстве, и т. д. Вместе с тем, по оценкам получателей услуг в сфере занятости, значительное число проблем обусловлено несовершенством банка вакансий государственной службы занятости населения.

Далее очерчены ключевые проблемы и представлены некоторые предложения по их разрешению.

Проблема первая: недостаток вакансий Недостаточное количество вакансий в банке данных государственной службы занятости населения не говорит о том, что таковых не существует на рынке труда.

Так, представление о масштабах и содержании рынка вакансий расширяют информационные ресурсы сети Интернет. Банк вакансий, размещенный на сайте государственной службы занятости «Работа в России», является лидером по числу предложений рабочих мест: на 27 декабря 2009 г. таковых было 726 038. Но и негосударственные компании-лидеры онлайн-рекрутмента предлагают значительное число вакансий.

На ту же дату сайт HeadHunter сообщал о наличии 53 958 вакансий, «Работа. ру» — около 51 648, JOB. ru — 20 851, «Росработа» — 7690 вакансий. По данным портала SuperJob, клиентами которого являются более 170 тыс.

компаний, ежедневно в базу данных сайта добавляется более 9 тыс. объявлений о вакансиях. В целом вакантных рабочих мест в российской экономике больше, чем заявляют работодатели в органы службы занятости. Даже тот факт, что уровень регистрируемой безработицы в стране на протяжении всего переходного периода был значительно меньше уровня общей безработицы, отчасти объясняется экспертами свойством рынка труда генерировать значительное число вакансий, из-за чего многие безработные успешно ведут поиск работы, не обращаясь за помощью в органы службы занятости [3].
Даже тот факт, что уровень регистрируемой безработицы в стране на протяжении всего переходного периода был значительно меньше уровня общей безработицы, отчасти объясняется экспертами свойством рынка труда генерировать значительное число вакансий, из-за чего многие безработные успешно ведут поиск работы, не обращаясь за помощью в органы службы занятости [3].

Проблемы формирования банка вакансий государственной службы занятости населения объясняются, прежде всего, тем, что его не пополняют работодатели, хотя к этому их обязывает Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009, далее — Закон о занятости).

Решать данную проблему, по нашему мнению, необходимо с помощью мер, способных мотивировать работодателя предоставлять сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях в государственные учреждения службы занятости населения. Во-первых, следует упростить процедуру предоставления информации о вакансиях.

В настоящее время соответствующую форму работодатель должен заполнять при явке в службу занятости, что, конечно, требует затрат времени.

Сайт государственной службы занятости «Работа в России» также не позволяет работодателю заявлять о наличии вакансий, минуя центры занятости. Опасения разработчиков сайта, не предусмотревших соответствующую возможность, обоснованы, поскольку информацией о вакансиях могут воспользоваться кадровые агентства, предлагающие платные услуги по трудоустройству гражданам, ищущим работу.

Опасения разработчиков сайта, не предусмотревших соответствующую возможность, обоснованы, поскольку информацией о вакансиях могут воспользоваться кадровые агентства, предлагающие платные услуги по трудоустройству гражданам, ищущим работу. Кроме того, в случае свободного доступа пользователей на сайт «Работа в России» могут вводиться «пустые» вакансии несуществующих работодателей.

Учитывая, что подбор работников является государственной услугой, упростить процедуру предоставления информации о вакансиях в службу занятости способен перевод в электронную форму государственных услуг, поэтапно реализуемый российским Правительством.

Справочно-информационный портал «Государственные услуги» (. ru) работает в настоящее время в тестовом режиме в категории «Защита от безработицы». Портал ориентирован на физические лица и предусматривает только одну услугу —

«Информирование о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы»

.

Эта же услуга включена в категорию «Работа с персоналом», нацеленную на юридических лиц, т.

е. на большинство работодателей. Остальные услуги данной категории не связаны с подбором персонала.

Утвержденный Правительством РФ План перехода на предоставление государственных услуг в электронной форме, рассчитанный до конца 2011 г. [4], включает несколько государственных услуг в сфере занятости населения, но среди них также нет услуги

«Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников»

.

Ее отсутствие в ближайших планах, так же как и в случае с сайтом «Работа в России», объясняется, скорее всего, опасениями доступа кадровых агентств и ввода «пустых» вакансий. Однако совершенствование технических возможностей портала «Государственные услуги», таких как «Личный кабинет», в перспективе может позволить работодателю направлять информацию о вакансиях в органы службы занятости в электронном виде. В рамках перевода рассматриваемой услуги в электронную форму должен быть решен целый комплекс задач, в т.

ч. следующие: согласование перевода услуг по трудоустройству в электронный вид с необходимостью поступления соответствующей информации в органы службы занятости, учет электронного формата услуг по трудоустройству с соответствующим Административным регламентом [1] и т. д. Во-вторых, мерой, мотивирующей работодателя информировать о вакансиях органы службы занятости, может стать усиление его административной ответственности за сокрытие соответствующих сведений. Действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях не содержит конкретных указаний на установление ответственности работодателя за несообщение о вакансиях в органы службы занятости.

Нормами КоАП РФ, которые позволяют наложить на такого работодателя административный штраф, являются: ст.

19.7 «Непредставление сведений (информации)», поскольку информация о вакансиях представляется в государственный орган (о чем и идет речь в статье); ст. 13.19

«Нарушение порядка представления статистической информации»

, т. к. информация о вакансиях учитывается органами государственной статистики.

Но указанное нарушение нельзя рассматривать только как нарушение порядка представления информации, поскольку представление сведений о наличии вакантных рабочих мест (должностей) вменяется работодателю в обязанность ст. 25

«Содействие работодателей в обеспечении занятости населения»

, содержащейся в Законе о занятости.

В этой связи ответственность за такое нарушение с соответствующим ее ужесточением целесообразно установить в специальной статье КоАП РФ, посвященной нарушениям прав граждан в области содействия занятости.

В целом непредставление работодателями сведений о вакансиях в органы службы занятости приводит к ограничению прав граждан на защиту от безработицы, установленных ст.

37 Конституции РФ. В данной связи органам прокуратуры в сотрудничестве с органами власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, следует с особым вниманием подходить к недопущению, выявлению и устранению подобных нарушений.

Проблема вторая: качество вакансий Под качеством вакансий государственной службы занятости населения мы понимаем уровень оплаты труда, условия и режим труда, возможности карьерного роста и другие условия, которые «закладывает» работодатель в имеющееся у него свободное рабочее место.

Пока одним из основных упреков к вакансиям, предлагаемым органами службы занятости, остается то, что они относятся к «вторичному» сегменту рынка труда, т.

е. предусматривают низкий уровень заработной платы и сопутствующих льгот, плохие условия труда и т. д. В целях проверки данного факта по ключевому качественному критерию (уровню оплаты труда), автором статьи 27 декабря 2009 г.

на портале государственной службы занятости «Работа в России» был сделан запрос со следующими параметрами: поиск работы во всех регионах страны с заработной платой 4330 руб. (минимальный размер оплаты труда — МРОТ) при условии, что срок публикации вакансий составил неделю.

В ответ на запрос было получено 15 156 вакансий. Запрос «до 4330 руб.» вывел 16 158 вакансий, следовательно, 1002 вакансии (разница между первым и вторым запросом) предусматривали заработную плату ниже МРОТ, установленного российским законодательством.

Внесение автором в тот же день в поисковую систему портала «Работа в России» опубликованной Росстатом известной по России среднемесячной начисленной заработной платы (на октябрь 2009 г.) в виде запроса «до 18 650 руб.» вывел 159 451 вакансий, что составило 21,9% от общего объема банка вакансий портала «Работа в России».

При этом около 110 460 предложений (15,2% от объема банка вакансий) предусматривают заработную плату до 10 тыс.

руб. ——————————— .

gks. ru/bgd/regl/b09_01/IssWWW. exe/Stg/d10/3-1-1.htm (дата обращения: 27.12.2009). Можно предположить, что работодатель, подавая информацию о вакансиях в службу занятости, задает «стартовые условия» по оплате труда, а фактические выплаты работнику оказываются выше с учетом различного рода гарантий, компенсаций, премий.

Однако «стартовые условия» ниже МРОТ представляются недопустимыми, учитывая, что они запрещены российским законодательством. При этом органы службы занятости не в чем упрекнуть, так как опять же, в соответствии с законодательством, они обязаны принимать любые вакансии и заносить их в соответствующий регистр, независимо от значащихся в них условий и требований. Реализация рассмотренных выше мер по увеличению объема банка вакансий государственной службы занятости населения должна положительно сказаться и на его содержании.

Вместе с тем повышение качества банка вакансий представляется более сложной проблемой, чем улучшение количественных характеристик. Повышение качества вакансий, поступающих в органы службы занятости, по уровню оплаты, условиям и режиму труда, по возможностям карьерного роста и т. д. связано с решением целого комплекса задач.

Ищем решение Первая задача — это общее повышение качественных характеристик рабочих мест в российской экономике. Вторая задача — это рост привлекательности услуг государственной службы занятости для работодателей, который, в свою очередь, зависит от результатов оказания этих услуг, информационного обеспечения политики занятости и многих других обстоятельств. Третья задача — решение проблем привлечения иностранной рабочей силы в российскую экономику.

Данную задачу мы рассмотрим более подробно, поскольку ее решение связано с особенностями участия государственной службы занятости населения в выдаче работодателям заключений о привлечении иностранных работников.

В соответствии с законодательством (Закон о занятости, Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

(ред. от 27.12.2009)) работодатель, желающий нанять на вакансию иностранного гражданина (в рамках квоты), должен пройти несколько процедур, в т. ч. получить заключение регионального органа исполнительной власти, осуществляющего государственные полномочия в области содействия занятости населения, о целесообразности заполнения соответствующей вакансии именно иностранным, а не российским работником.

Это заключение выдается на том основании, что вакансия, заявленная в установленном порядке в службу занятости, не востребована россиянами, обращающимися за содействием в трудоустройстве. Однако работодатели нашли решение, позволяющее им не нанимать россиян, — они стали указывать в описании вакансии (как правило, с низким уровнем оплаты труда) знание одного или нескольких иностранных языков (китайского, вьетнамского, таджикского и др.).

В результате банк вакансий органов службы занятости наполнился вакансиями строителей, уборщиков и др. с низкой заработной платой (иногда на уровне прожиточного минимума), но с высокими требованиями в части знания иностранных языков.

Описанная проблема особенно ощутимо сказалась на содержании банка вакансий Московской службы занятости, учитывая привлекательность Москвы для трудовых мигрантов. В настоящее время в городе эта проблема решается через использование механизмов социального партнерства. В Московском трехстороннем соглашении между Правительством Москвы, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей на 2010 г.

закреплено обязательство выдавать положительные заключения на привлечение и использование труда иностранцев организацией-заявителем при выполнении ими ряда условий, в том числе при отсутствии фактов

«предъявления к кандидатам на вакансии требований, не относящихся к квалификации работников и выполнению ими трудовых функций, существенного занижения размера заработной платы, создания работодателем социально-бытовых условий проживания привлекаемых работников, не соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям»

. 2010 г. покажет, насколько указанная норма изменит структуру предложений о трудоустройстве Московской службы занятости.

Однако уже сейчас ясно, что проблему привлечения иностранной рабочей силы следует решать на федеральном уровне, законодательно принуждая работодателя устанавливать обоснованные требования к работникам, вне зависимости от того, о каком гражданине идет речь — иностранном или российском. Подводя некоторые итоги, можно констатировать, что совершенствование системы формирования банка вакансий государственной службы занятости населения связано с необходимостью проработки множества направлений и решения комплекса задач, которые выходят за рамки только государственных функций по содействию в трудоустройстве и подборе персонала, а в целом охватывают систему социально-трудовых отношений. При этом банку вакансий принадлежит определяющая роль в трудоустройстве граждан, обращающихся в органы службы занятости, а следовательно, его качественное и количественное наполнение должно рассматриваться как важнейшая задача активной политики на рынке труда.

Библиография 1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.07.2006 N 513

«Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников»

// [Электронный ресурс].

2. Аналитическая записка по результатам Мониторинга удовлетворенности получателей услуг государственных центров занятости населения (МУЗа-2009) за 1 квартал 2009 г. Фонд «Институт экономики и социальной политики», Москва, июнь 2009 г. 3. Капелюшников Р. И. Общая и регистрируемая безработица: в чем причины разрыва?

// Альманах Ассоциации независимых центров экономического анализа.

2004. Вып. 2. 4. Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2009 N 1555-р

«О Плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти»

// [Электронный ресурс].