Какие недостатки в еис

Оглавление:

Эксперты: единая информационная система почти не отличается от сайта госзакупок


Эксперты Общероссийского народного фронта уверены, что слабое информационное обеспечение системы госзаказа тормозит развитие контрактной системы.Как сообщили в пресс-службе фронта, новая единая информационная система, на которую в федеральном бюджете 2015-2017 гг. было предусмотрено около 2,5 млрд руб., практически не отличается от действовавшего прежде официального сайта госзакупок.К такому выводу пришли участники дискуссионной площадки «Госзаказ в новых экономических условиях», организованной рабочей группой центрального штаба ОНФ «Честная и эффективная экономика» совместно с экспертами Высшей школы экономики в рамках форума «ГОСЗАКАЗ – За честные закупки». На ней, в частности, обсуждалось информационное обеспечение контрактной системы. В нынешнем виде ЕИС не повышает качество информационного обеспечения процесса государственных закупок и, более того, является камнем преткновения для развития всей контрактной системы, реализации ее инновационного потенциала, уверены эксперты.

Участники встречи подчеркнули, что Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), которая заработала с 1 января 2016 г., в федеральном законе №44-ФЗ отведена ключевая роль.

Она должна стать системообразующим началом всей контрактной системы с возможностью поэтапного перехода всех закупочных процедур в электронную форму.

Помимо этого ЕИС призвана служить первоисточником информации обо всех закупках в масштабах страны.

«Однако проведенный нашими экспертами анализ показал, что к моменту запуска единой системы ее авторы лишь слегка модернизировали официальный сайт госзакупок и, по сути, кроме смены дизайна первой страницы, существенных изменений, увы, не произошло»

, – отметил первый проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Александр Шамрин. Среди положительных сдвигов, которые случились уже в 2016 г., он упомянул, что в ЕИС появилась возможность формировать и вести планы закупок в структурированном виде, что делает возможным полную автоматическую обработку содержащейся в них информации.

Прежде заказчики, как правило, размещали сведения о планах закупок на официальном сайте в виде скан-копий. «В то же время наиболее существенные элементы, которые позволяли бы назвать новую информационную систему единой, по-прежнему отсутствуют. Так, проведенный нами анализ общедоступной информации, размещенной на официальном сайте, его технологической документации и сервисов показал, что проблемы, которые были свойственны официальному сайту госзакупок и ради решения которых был задуман и профинансирован из федерального бюджета проект по созданию ЕИС, продолжают проявляться в полной мере.
Так, проведенный нами анализ общедоступной информации, размещенной на официальном сайте, его технологической документации и сервисов показал, что проблемы, которые были свойственны официальному сайту госзакупок и ради решения которых был задуман и профинансирован из федерального бюджета проект по созданию ЕИС, продолжают проявляться в полной мере.

Серьезной проблемой является то, что ЕИС не обеспечивает новое качество процессов управления всей закупочной деятельностью, включая управление контрольной деятельностью», – отметил Александр Шамрин. Нет единства технологического цикла закупочной деятельности: в настоящий момент невозможно отследить конкретную закупку с момента включения ее в план закупок до момента исполнения контракта, указали участники площадки.

Отсутствует интеграция бюджетного и закупочного процессов: по мнению экспертов, она может быть преодолена на технологическом уровне путем взаимодействия информационных систем управления бюджетным планированием органов власти с официальным сайтом.

Так как бюджетный и закупочный процессы на технологическом уровне являются разрозненными, трудно провести оценку результативности закупок. А сейчас, как показал опрос представителей заказчиков, у них отдельно выделен компьютер для работы с ЕИС и отдельно – для электронного бюджета. Еще один серьезный недостаток системы – отсутствие интеграции закупочного процесса с реализацией госпрограмм.

В результате это порождает целый ряд проблем: закупки формируются независимо от сроков реализации мероприятий госпрограмм и их ожидаемых результатов, отсутствует возможность учета результатов исполнения плана закупок на текущий год при формировании детального графика реализации госпрограммы на очередной год, нет возможности оценить отклонения в реализации госпрограмм на основе данных о закупках и так далее. Источник:

Единая информационная система госзакупок (ЕИС)

Единая информационная система — сервис, с которым взаимодействовать рано или поздно приходится любому участнику муниципальных и государственных закупок. О том, что собой представляет ЕИС, каков ее функционал и какие задачи она выполняет, сегодня и пойдет речь.

С начала прошлого года на смену официальному порталу Российской Федерации для публикации сведений о размещении заказов пришла единая информационная система, которая по-прежнему располагается по ссылке www. Основной целью создания ЕИС является повышение прозрачности государственных закупок, поэтому все сведения, размещенные на портале, находятся в открытом доступе и предоставляются на безвозмездной основе.

Исключение составляют лишь данные, содержащие государственную тайну — получить такую информацию может только ограниченный круг лиц. Согласно российскому законодательству в рамках части 3 статьи 4 ФЗ в ЕИС должны содержаться следующая информация:.

1. Что такое ЕИС?

Как уже было сказано в водной части статьи, ЕИС расшифровывается, как единая информационная система. Согласно п.9 ст.3 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее по тексту 44-ФЗ) единая информационная система в сфере закупок — совокупность информации содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в сети «Интернет» (далее — официальный сайт).

Недостатки архитектуры «Единой информационной системы в сфере закупок» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

Engineering sciences УДК 69 РС!

10.21661/Г-465714 С.Д. Зайцев, Р.Г. Сухарев Недостатки архитектуры «Единой информационной системы в сфере закупок» Аннотация В данной научной статье исследователями представлены недостатки архитектуры «Единой информационной системы в сфере закупок», а также предложены возможные пути их обхода. Среди недостатков существующей информационной системы авторами выделен недостаток в организации и технологии функционирования.

| Ключевые слова: недостатки, архитектура, организация. S.D. Zaitsev, R.G. Sukharev The disadvantages of the architecture of the «Unified information system in procurement» Abstract The researchers of the scientific article provide the disadvantages of the architecture of the «Unified Information System in Procurement», and suggest possible ways to circumvent them.

The authors identify a shortcoming in the organization and technology of functioning among the disadvantages of the existing information system.

| Keywords: disadvantages, architecture, organization.

В рамках данной статьи я бы хотел осветить недостатки архитектуры «Единой информационной системы в сфере закупок» (далее ЕИС), а также предложить возможные пути их обхода. Среди недостатков существующей информационной системы я бы хотел выделить недостаток в организации и технологии функционировании и постараться подробнее описать его: 1.

Трудности, связанные с масштабированием.

2. Недостаточная проработка функционала и связанные с этим нарушения законодательства. 3. Высокая стоимость владения решением. 4. Высокие требования к знаниям операторов.

5. Проблемы с международной обстановкой и стоимостью владения.

Трудности, связанные с масштабированием В качестве повышения скорости в Oracle Database 11g применяется горизонтальное секционирование. Подобные решения способны увеличить скорость выборки за месяц приблизительно в 100 раз для данных, собранных за 2 года при разбиении их на месяца.

Другие методы увеличения производительности в Oracle Database отсутствуют.

Данная проблема является ключевой при рассматриваемом решении. В настоящее время для работы с большим объемом данных могут использоваться не только проприетарные программные продукты, но и свободно распространяемые программные продукты и технологии. Технологии на базе NoSQL являются наиболее перспективными, так как поддерживают распределенные вычисления.

Среди бесплатных открытых программных продуктов на рынке присутствуют такие решения как Elastic Stack, Hadoop, Cassandra, Spark, которые в отличие от классических методов ROLAP, позволяют использовать весь потенциал шардинга в том числе, технологии называемой MapReduce.

i Технические науки Физическая разница между шардингом и горизонтальным секционирование заключается в том, что обработкой при горизонтальном секционировании занимается один вычислительный сервер (виртуальный или физический), а при шардинге — обработкой занимаются несколько узлов. Недостаточная проработка функционала Решение проблем, связанных с функционалом подсистемы «Мониторинг и анализ» преимущественно зависят от работы одной организации — корпорации Oracle.

Корпорация активно развивается и не сдает позиции в качестве инструментов BI анализа, но модернизация компонентов решения при появлении новых требований заказчика приводит к изменению базовой платформы анализа Oracle Answers.

Решения о разработке нового функционала целиком и полностью зависят от позиции руководства компании и вносят дополнительные временные издержки. Проблемы с международной обстановкой и стоимостью iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . владения ЕИС и ее подсистема «Мониторинг закупок» полностью создана на зарубежном программном и аппаратном обеспечении.

Имеющийся тренд направлен на импортозамещение оборудования и программного обеспечения, в связи с возможными санкциями со стороны разработчиков.

В условиях роста объемов данных, востребованность в аналитической информации так же увеличивается.

Данная зависимость подпитывается за счет роста числа участников сферы закупок, особенно малого и среднего бизнеса. Анализируя данные перечень проблем, было принято решение разработать и спроектировать АС «Мониторинг и анализ государственных закупок» которая отвечала бы следующим требованиям: 1. Бесплатность — под бесплатностью понимается отсутствие платы за программные комплексы и модули, на которой постро- ено программное обеспечение АС «Мониторинг и анализ государственных закупок».

Бесплатность — под бесплатностью понимается отсутствие платы за программные комплексы и модули, на которой постро- ено программное обеспечение АС «Мониторинг и анализ государственных закупок».

2. Открытость для изменений — программные комплексы, на которых построена АС «Мониторинг и анализ государственных закупок» должны быть созданы на базе открытого ПО и поддерживаться сообществом разработчиков. 3. Масштабируемость — должно быть обеспечено масштабирование за счет добавления программных узлов обработки данных, максимального использования предоставленных аппаратных возможностей.

4. Микросервисы — комплекс не должен быть выполнен в виде монолитного программного кода выполненного в виде программы на одном языке программирования. Допускается использовать различные программные модули, которые могут быть скомпонованы в витрины данных, формирующие окончательное решение. В рамках государственной программы «УМНИК 15-10», был получен грант на создание данной системы.

Целью моей работы является создание комплекса, который позволит при соблюдении разумных технических ограничениях обеспечить обработку больших объемов данных (BigData), обеспечивая при этом прикладные задачи: — поиск поставщиков для государственных заказчиков; — предоставление организаци- ям-поставщикам (исполнителям государственных контрактов) информации о заказчиках и их потребностях, — предоставление организациям-поставщикам информацию о конкурентах; — предоставление сведений главным распорядителям бюджетных средств о статусе конкурсов в подведомственных учреждениях; — повышение прозрачности сферы закупок; — получение сводной информации по отраслям в сфере закупок; — повышение качества работы контрольно-надзорных органов. Предлагаемая архитектура системы изображена на рисунке 1: 1.

Подсистема загрузки и преобразования данных — необходима для поиска обновлений на FTP сервере по расписанию, скачивания обновленных данных, предварительной обработки и преобразования данных в формат воспринимаемой подсистемой хранения данных. 2. Подсистема хранения данных — необходима для сохранения принятых сведений во внутренний формат данных, индексации, полнотекстового анализа, выборки данных из различных источников, агрегирование и группировку сведений.

3. Подсистема аналитики -необходима для интерактивной визуализации сведений. Интерактивность должна обеспечиваться за счет изменения пользователем критериев выборки сведений. Рис. 1. Предлагаемая архитектура системы 52 Интерактивная наука | 12 (22) • 2017 Engineering sciences 4.

Подсистема уведомлений — необходима для информирования пользователей по событиям, возникающим при загрузке сведений в систему по заранее настроенным правилам в подсистеме «Поиск и рабочие столы».

5. Подсистема поиска и рабочие столы — обеспечивает основную работу внешних пользователей с АС «Мониторинг и анализ государственных закупок», позволяет выполнять настройку подсистем, просматри- вать информацию предварительно настроенные как рабочие столы, осуществлять поиск информации. 6. Подсистема мониторинга инфраструктуры и администрирования — необходима для первоначального развертывания комплекса, а затем для обеспечения обслуживающего персонала информацией по загрузке аппаратных компонентов, выполнению технического обслуживания и резервирования данных.

Проблемные вопросы единой информационной системы в сфере закупок

 Статья посвящена освещению проблем, связанных с функционированием официального сайта Единой информационной системы, которые относятся к области государственных закупок.

Ключевые слова: государственные закупки, Единая информационной система, размещение информации, электронное правительство, контрактная система закупок, официальный сайт Единой информационной системы. Целью статьи является анализ, определение и теоретическое обоснование содержания информационного обеспечения, способствующего оптимизации закупочной деятельности, а также проблем возникающие при использовании сайта Единой информационной системы при осуществлении государственных и закупок. В настоящее время использование информационных технологий, при осуществлении государственных закупок является неотъемлемой частью закупочной детальности.

Осуществление государственных закупок при помощи использования информационных технологий нашло свое выражение в форме официального сайта Единой информационной системы. С 1 января 2016 г. начал работать сайт Единой информационная система в сфере закупок.

С помощью этого информационно-технического ресурса осуществляются закупки для государственных (муниципальных) нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

[1] (далее — Закон о контрактной системе) и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [2] (далее — Закон о закупках отдельными видами юридических лиц).

В эпоху информационных технологий использование достижений в данной области не обошло стороной и государственный заказ. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте Единой информационной системы (далее — ЕИС) в сфере закупок.

Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок [3, с.

35]. До введения в работу Единой информационной системы в сфере закупок, всю информацию о закупках содержал Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд [4] (далее Официальный сайт в сфере закупок), имеющий ряд проблем, которые подлежали устранению для улучшения эффективности закупочной деятельности, в настоящее время всю информацию о закупках содержит ЕИС в сфере закупок. Размещаемая Заказчиками информация, такая как планирование закупок, информация о реестре недобросовестных поставщиков, информация по исполнению контракта, поступивших жалобах и вынесенных решениях, является публичной и находится в открытом доступе [5, с.

80]. Исключение составляют сведения, содержащие государственную тайну, подобная информация для общего доступа закрыта. Все размещаемые сведения должны быть полными и достоверными, в противном случае вступает в действие кодекс об административных правонарушениях. Однако не все проблемы Официального сайта в сфере закупок устранены с введением в эксплуатацию ЕИС в сфере закупок.

Рассмотрим данные проблемы и способы их решения: – ЕИС в сфере закупок не позволяет ознакомиться с развернутой статистикой по расторгнутым контрактам по основаниям расторжения контракта; – ЕИС в сфере закупок дает возможность поиска заключенных контрактов по номеру реестровой записи контракта, сформированному ЕИС, а не по номеру самого контракта.

– ЕИС в сфере закупок не дает возможность собрать агрегированные статистические данные о проведении экспертизы результатов исполнения контракта. – ЕИС в сфере закупок не позволяет сортировать заявителей по жалобам по таким критериям как, является ли заявитель участником закупки либо лицом, осуществляющим общественный контроль, а также по иным критериям, например, по способам определения поставщика.

– ЕИС в сфере закупок не позволяет сортировать заявителей по жалобам по таким критериям как, является ли заявитель участником закупки либо лицом, осуществляющим общественный контроль, а также по иным критериям, например, по способам определения поставщика.

– в реестре контрактов отсутствует поиск по исполнителю (подрядчику), что затрудняет мониторинг контрактов, заключенных с конкретным поставщиком. – не функционируют такие разделы как «Сводные аналитические отчеты», «Перечни перспективных потребностей в продукции машиностроения» [6]. Совокупность информации, находящейся в открытом доступе в ЕИС, должна облегчать работу добросовестным заказчикам и поставщикам.

Публикация закупочной информации служит лишь одним из комплекса средств по профилактике и пресечению правонарушений в сфере госзакупок, а не панацеей от них.

Информация, размещаемая в Единой информационной системе в сфере закупок, круглосуточно доступна пользователям ЕИС для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.

Файлы, находящиеся в ЕИС, имеют распространенные и открытые форматы, а также не зашифрованы и не защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств При размещении информации на официальном сайте ЕИС периодически возникают сложности с размещением информации из-за перегрузки серверов.
Файлы, находящиеся в ЕИС, имеют распространенные и открытые форматы, а также не зашифрованы и не защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств При размещении информации на официальном сайте ЕИС периодически возникают сложности с размещением информации из-за перегрузки серверов. Чаще всего сложности возникают в период окончания одного календарного года и начала нового.

Как правило, в этот период отмечается существенное возрастание количества обращений на сервер ЕИС, это связано с тем, что заказчики в конце года обязаны производить окончательные платежи по заключенным контрактам, чтобы не потеть бюджетные деньги [7, с.

9]. Как показывает практика, из-за того, то все заказчики в конце календарного года размещают сведения об исполненных (расторгнутых, в т.

ч. из-за окончания срока действия), контрактах, в ЕИС возникают сбои, ошибки, задвоения системы, что в дальнейшем приводит к нарушениям Закона о контрактной системе. Единая информационная система в сфере закупок является одним из видов государственных информационных ресурсов для обеспечения управленческой деятельности органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок. ФАС России является федеральным органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) [8].

ФАС России с помощью ЕИС осуществляет такие функции как: – ведение реестра недобросовестных поставщиков; – ведение реестра плановых и внеплановых проверок; – ведение реестра жалоб; – приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу; – формирование реестра результатов контроля по итогу проведения проверок; – передача жалоб по подведомственности территориальным органам для рассмотрения согласно компетенции; – формирование возврата жалоб; – осуществление проверок соблюдения сроков, установленных законодательством о контрактной системе, публикации информации заказчиком [9].

ФАС России с помощью ЕИС осуществляет такие функции как: – ведение реестра недобросовестных поставщиков; – ведение реестра плановых и внеплановых проверок; – ведение реестра жалоб; – приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу; – формирование реестра результатов контроля по итогу проведения проверок; – передача жалоб по подведомственности территориальным органам для рассмотрения согласно компетенции; – формирование возврата жалоб; – осуществление проверок соблюдения сроков, установленных законодательством о контрактной системе, публикации информации заказчиком [9]. Однако являясь уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок органом, Федеральная антимонопольная служба России не наделена достаточным перечнем полномочий для полного и объективного осуществления плановых и внеплановых проверок деятельности государственных и муниципальных заказчиков, поскольку не имеет полный доступ к ЕИС. Хотелось бы отметить, что в течение 2017 гг.

ЕИС претерпела изменения, после возникших трудностей при размещении плана закупок. План закупок не размещался корректно на официальном сайте ЕИС, что влекло за собой невозможность размещения плана-графика, являющегося основанием для проведения закупки.

Таким образом, заказчик не имел законного основания проводить торги. Такая ситуация продлилось практически до конца февраля, что не могло не отразиться на деятельности учреждений, особенно это было заметно на учреждениях здравоохранения. Формирование электронного государства в нашей стране — это необходимый шаг к совершенствованию власти и управления, обеспечению возможности осуществления эффективной борьбы с коррупцией, поддержанию позиций России на международной арене в сфере информационно-коммуникативных технологий и электронного государственного управления.

Весь документооборот между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) начиная с 1 января 2016 года осуществляться исключительно в электронном виде посредством ЕИС в сфере закупок и электронных торговых площадок. Таким образом, электронный формат является гарантией доступности и конфиденциальности участия в закупочных процедурах. Благодаря ему поставщики (подрядчики, исполнители) получают более широкие возможности для участия в закупках.

Возрастает конкуренция, обеспечение которой является одним из главных принципов контрактной системы в сфере закупок. Эффективность проведения торгов увеличивается, что экономит бюджетные средства заказчика. Имеются проблемы, которые были решены в 2017 год, однако по-прежнему остаются проблемы, возникающие при осуществлении закупочной деятельности в ЕИС в сфере закупок, которые необходимо разрешить.

Литература:

  • Куемжиева С. А. Роль и значение информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок для ее участников // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2014.- С. 9–14.
  • Портал закупок: Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения 13.12.2017).
  • Мокренко А. В. Планирование закупочной деятельности. Теоретические и практические аспекты // Институциональные императивы развития экономики России: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д.: Издат. центр ДГТУ. — 2016. — 252 с.
  • Тасалов Ф. А. Нормирование в сфере закупок: пробелы и недостатки законодательства о контрактной системе // Право и экономика. — 2016. — № 2. — С. 33–39.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ [Электронный ресурс]. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 07.12.2017).
  • Волгина Т. Е. Современные проблемы внедрения «электронного правительства» / Т. Е. Волгина // Ученые заметки ТОГУ. — 2015. — № 3. — С. 80–86.
  • О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013г. № 44-ФЗ [Электронный ресурс]. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/. (дата обращения: 16.12.2017).
  • О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ: в ред. от 31.12.2017 № 506-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». — Последнее обновление 10.03.2018
  • О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ: в ред. от 27.12.2018 № 512-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». — Последнее обновление 08.01.2019.

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В статье рассмотрены основные проблемы контрактной системы в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нормативно — правовой основы регулирования государственных и муниципальных закупок. Ключевые слова: российское законодательство, контрактная система, государственные закупки. Государственные закупки представляют собой обширную и очень прибыльную сфера бизнеса, в которой субъектом закупок является не собственник денежных средств, а его представитель — государственный чиновник, на материальное положение которого эффективность проведенных им торгов практически не влияет.

Контрактная система в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд уже на начальных этапах своего применения столкнулась с определенными проблемами.

В первую очередь следует отметить уже ставшие традицией для большинства официальных порталов страны технические проблемы.

Очень много жалоб, связанных с неудовлетворительной работой портала закупок и существование погрешностей в формах документов. Системы автоматизации не успевают за изменениями в нормативно-правовой базе. Некоторые операции приходится делать вручную, а это связано со значительными трудовыми затратами.

Именно поэтому для обеспечения эффективной работы контрактной системы необходимо способствовать скорейшему развитию автоматизации официального сайта и региональных систем. Следующей проблемой является то обстоятельство, что на сегодняшний день для того, чтобы оформить размещение обычной закупки требуется слишком много времени. Одно лишь определение начальной максимальной цены контракта посредством официального сайта занимает до получаса.

На практике же одна закупка может включать не один десяток позиций. Законом № 44-ФЗ предусмотрен каталог товаров, работ, услуг. Однако его появление предполагается лишь в 2017 году.

Целесообразно ускорить этот процесс, поскольку внедрение такого каталога позволило бы повысить эффективность использования контрактной системы. Нельзя не сказать и об огромном количестве нормативно-правовых актов в данной сфере, а также об их сложности.

Фактически для того, чтобы стать профессионалом в сфере размещения заказа для государственных и муниципальных нужд необходимо образно говоря ознакомиться с нормативными документами весом более 10 килограммов убористого текста.

С одной стороны такая ситуация подтверждает профессионализацию знаний в сфере государственных закупок.

Но вместе с тем такая работа, которая зачастую рассматривается как обязанность снабженцев, может оказаться им не по силам.

И если государственному заказчику приходится осваивать положения нового закона хотя в силу грозящих им штрафов, то потенциальным исполнителям государственных контрактов и вовсе не хочется этим заниматься. Не все заказчики, а уж тем более потенциальные исполнители имеют в штате профессионалов, которые в состоянии грамотно реализовать процедуры размещения и исполнения заказа.

И даже те, кто прошел обучение, уходят из профессии из-за высокой ответственности и огромного количества штрафов.

В результате возникают ошибки в процессе планирования и размещения заказа, а в последующем эти ошибки влекут за собой наложение вышеупомянутых штрафов.

Несмотря на наличие огромного количества нормативных документов, регулирующих закупки для государственных и муниципальных нужд сложно говорить о полноте этого регулирования.И хотя новшества в общем можно оценить как положительную тенденцию, однако некоторые положения все же носят противоречивый характер и вызывают определенные вопросы. Очень много неясного. Ряд существенных практических вопросов закупочной деятельности не нашли полного освещения в нормативных актах.

Кроме того, отсутствуют официальные разъяснения по многим положениям нормативно-правовых актов. Именно поэтому целесообразно более подробно остановиться на анализе отдельных положений Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г.

Законом о контрактной системе, в частности были введены новые термины и определения, среди которых в первую очередь следует обратить внимание на понятие «контрактная система», представляющая собой «совокупность участников контрактной системы». Таким образом в отечественном законодательстве контрактная систем рассматривается через призму перечисления ее участников. При этом не совсем верно представлять контрактную систему лишь как ее участников.

Наиболее вероятно, что данное понятие было заимствовано из законодательства США. Как отмечается в соответствующих источниках,

«в США была создана Федеральная контрактная система, которая сосредоточивает организацию закупок по выполнению большинства государственных программ»

[1].

Однако следует отметить, что федеральная контрактная система в США не ограничивается лишь указанием ее участников, а рассматривается намного шире. В частности, федеральная контрактная система рассматривается как закупочная деятельность в целом, поэтому представляется правильным воспроизведение подхода, господствующего в США.

[3] Следующим моментом, на который обращаешь внимание при анализе Закона о контрактной системе № 44-ФЗ — единая информационная система, создание и ведение которой предусматривает вышеназванный Закон.

В качестве основных целей ЕИС называются, в частности, сбор, обработка и хранение сведений о государственных и муниципальных закупках. Безусловно, создание и введение в действие этой системы является верным и целесообразным новшеством. Однако по сей день сохраняется абсолютная неопределенность касательно функциональности данной системы.

И хотя система вроде уже и введена в действие, однако остается непонятным вопрос, насколько налажена работа этой системы и удалось ли, в конце концов, преодолеть уже ставшие традицией для большинства официальных порталов страны технические проблемы. Нельзя не обратить внимание на еще одно нововведение Закона № 44-ФЗ — гл.2 «Планирование».

Таким образом, планирование было выделено в качестве отдельного этапа закупок для государственных и муниципальных нужд, который предусматривает разработку, утверждение и ведение планов закупок и планов-графиков закупок. В сравнении с ранее действовавшим Законом № 94-ФЗ контрактная система в сфере закупок, таким образом, предусматривает создание дополнительного документа. Однако анализ положений действующего законодательства, в частности гл.2 Закона № 44-ФЗ вызывает вопрос, в чем же собственно состоит разница между планом закупок и планом-графиком закупок.

Формируются планы закупок, равно как и планы-графики закупок, заказчиками в соответствие с федеральным законом о бюджете.

Предполагается, что первостепенную роль играет план закупок, а план-график лишь следует из плана закупок и формируется в соответствии с планом закупок. Вышеназванные документы в наиболее общем виде можно свести к следующим схемам:  План закупок: Заказчик (медицинское учреждение) приобретает для своих пациентов определенное лекарственное средство в количестве 100 упаковок в 1 квартале 2016 г., размер обеспечения составляет 20 000 руб.  План-график: Заказчик (медицинское учреждение) приобретает для своих пациентов определенные лекарственные средства сроком годности не менее 12 мес.

по ТЗ _______ 20 января 2016 г. — 100 упаковок. НМЦК/Обеспечение — 400 000 руб./20 000руб.

Авансирование и предварительные платежи не предусматриваются. Таким образом, ясно видно, что какой-то существенной разницы между этими документами нет.

Разве что план-график детализирует и несколько дополняет план-закупок отдельными показателями. Так для чего же было нужно предусматривать два документа со сходным содержанием.

В данном случае, целесообразней было бы сохранить положения, действовавшего ранее Закона № 94-ФЗ.

Еще одно препятствие на пути эффективного функционирования Закона № 44-ФЗ связано со сложностью процедур размещения заказов. Так же следует сказать о низкой эффективности общественного контроля и экспертизы государственных закупок.

Не все заказчики учитывают предложения экспертов, воспринимая их не как помощников, а скорее как неудобное обстоятельство, с которым приходится считаться.

Нельзя не отметить и тот факт, что число экспертов невелико. С введением контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд резко увеличилось количество документов, связанных с государственными закупками, которые должны разрабатывать заказчики.

В частности, с 2016 года следует составлять не только однолетние планы-графики, но и трехлетние планы закупок, которые содержат гораздо больше информации.

Кроме того, закупку у единственного поставщика следует обосновывать в документально оформленном отчете, в котором следует обосновать невозможность либо нецелесообразность использования других способов закупки. Также требуется заполнение специальной отчетности по каждому контракту либо его этапу.

Значительно усложнились последствия признания закупки несостоявшейся.

Также с введением в действие нового закона у заказчиков возникли дополнительные расходы, связанные с необходимостью привлекать экспертов для приемки товаров, работ, услуг, а также при оценке заявок от участников закупки. Подводя итоги, следует отметить, что Закон № 44-ФЗ имеет своей целью усиление контроля за расходованием бюджетных средств и всеобщее раскрытие информации о расходах государственного заказчика. К каким результатам в конечном итоге приведет применение нового закона, покажет время, а сегодня остается лишь надеяться, что он обеспечит эффективное расходование средств бюджета.

Литература:

  • Косарев К. В. Некоторые проблемы Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Право и экономика. 2013. N 7. С. 21–26.
  • Акулич Е. И. Актуальные проблемы совершенствования нормативной правовой основы регулирования государственных закупок // Российское предпринимательство. — 2015. — № 4 (274). — с. 623–634.
  • Специальный выпуск «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Обзор изменений системы государственных закупок» // СПС «КонсультантПлюс».
  • http://www.rg.ru/gazeta/2013/04/12.html

Единая информационная система госзакупок (еис)

Иногда они могут происходить во время размещения важной информации. В таком случае следует делать скриншоты, чтобы доказать, что сроки пропущены по уважительной причине. Более того систему постоянно шлифуют и из-за работ какие-то процессы могут нестабильно отвечать.

  1. Отсутствует информация, предупреждающая об ошибках, ограничивающих конкуренцию.

Таким образом, ЕИС – система, позволяющая облегчить доступ к информации всем гражданам Российской Федерации, позволяющая участникам госзакупок хранить, размещать, искать и пользоваться информацией. Эта система интуитивно понятная и удобная, но до сих пор модернизируется, новые функционалы появляются постоянно. Все это улучшает с ней работу.

Ошибки заполнения плана-графика госзакупки

В конце каждого года заказчики формируют планы-графики с подробной информацией о закупках. Планы-графики создаются на основе планов закупок, в которых содержится общая информация о проводимых процедурах.

Часть сведений в плане-графике заполняется автоматически из плана закупки, остальную часть заказчик вносит вручную.

Некоторые данные можно редактировать. Форма плана-графика и требования к её заполнению утверждены .Если в закупку включены товары с одинаковыми единицами измерения, в плане-графике нужно указать их количество (объём) и единицу измерения из перечисленных в ОКЕИ.

Если приобретаются товары с разными единицами измерения, заполнять эту графу в описании объекта закупки не нужно.Заказчики нередко нарушают это правило и в плане-графике не указывают единицу измерения объекта закупки и соответствующий код по ОКЕИ. Также выявлялись случаи, когда количество закупаемого товара могло быть подсчитано (например, в литрах, в киловатт-часах и т.д), но в плане-графике вместо этого указывалась «условная единица» в качестве единицы измерения.Казначейство отметило нарушение правил заполнения, при котором в плане-графике указывалось наименование и описание лекарственных препаратов без информации об их международных непатентованных наименованиях или (при отсутствии таких наименований) химических, группировочных наименований и характеристик.

ЕИС в сфере закупок не может быть использована как надежная основа для цифровизации закупок — СП РФ

Единая информационная система (ЕИС) в сфере закупок не может быть использована как надежная основа для цифровизации закупок, — отмечается в отчете Счетной палаты «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в РФ за 2019 год».

«В настоящее время не в полной мере реализованы функции ЕИС, в том числе по переходу к осуществлению новых электронных процедур, имеются недостатки в функционировании ЕИС, связанные со значительным временем неработоспособности отдельных функций ЕИС в связи с проведением регламентных работ, размещением информации не в структурированной форме, отсутствием алгоритмов, позволяющих в автоматическом режиме выявлять и пресекать возможности отражения недостоверной информации»

, — говорится в отчете ведомства.

К основным недостаткам ЕИС Счетная палата отнесла значительное время нефункциональности ЕИС.

По данным СП общий срок неработоспособности отдельных функций за весь период работы ЕИС составил 4,6 тыс.

часов (21% от общего периода работы системы). В том числе, в связи с регламентными работами. Так, в 2019 году на них пришлось 783 часа (18%), в 2017 году — 1,4 тыс.

часов (16,1%). Еще одним «узким местом» в работе системы ведомство считает размещение информации в неструктурированном виде. «В настоящее время не обеспечено формирование и размещение в структурированной форме основных документов на каждом этапе цикла закупки (документация о закупке, обоснование НМЦК, проект государственного контракта, соглашение о расторжении/изменении контракта, первичные документы об исполнении государственного контракта и т.д.), — отмечается в материалах СП. — Размещение в ЕИС информации не в структурированной форме затрудняет ее использование при обосновании НМЦК, систематизацию в автоматическом режиме и проведение автоматизированного мониторинга, анализа и контроля, позволяющего выявлять и предупреждать нарушения в сфере закупок».

Также СП обратила внимание на размещение в ЕИС недостоверной или противоречивой информации.

«В ходе выборочного анализа закупок у единственных поставщиков, определенных актами президента РФ и правительства РФ, выявлены случаи несоответствия основания заключения контракта с единственным поставщиком, указанного в карточке контракта ЕИС, с графическими копиями контрактов, — говорится в отчете.

— Указанные факты внесения отдельными заказчиками несоответствующих друг другу сведений об основаниях для заключения контрактов с единственными поставщиками приводят к искажению реальных стоимостных и количественных показателей контрактов». СП считает, что отсутствие в ЕИС алгоритмов, позволяющих в автоматическом режиме выявлять и пресекать отражение недостоверной информации, приводит к нерепрезентативности информации и риску значительного искажения статистических показателей работы системы, а также не позволяет проводить анализ на основе указанных данных.

При этом Счетная палата отмечает, что законодательством о контрактной системе не предусмотрено осуществление органами контроля в полном объеме контроля за размещением достоверной информации в ЕИС.

В части совершенствования ЕИС СП РФ предлагает обеспечить формирование ключевой информации в этой системе в структурированной форме, позволяющей в автоматическом режиме проводить ее обработку, анализ и контроль, внедрить алгоритмы, не позволяющие совершать действия, нарушающие законодательство о закупках, а также размещать недостоверную информацию в ЕИС, создать функционал, позволяющий осуществлять расчет начальных (максимальных) цен госконтрактов по результатам автоматизированного анализа информации о контрактах, исполненных в предыдущие периоды, и т.п. Как сообщалось, над рядом из названных задач Федеральное казначейство, являющееся оператором ЕИС, уже работает. Так, весной текущего года Казначейство заявило о планах автоматизировать процесс определения НМЦК в госзакупках.

«Сейчас есть проблема с определением НМЦК в госзакупках — нет четких и обязательных правил формирования и обоснования цены, — говорила ранее глава управления по контролю в сфере контрактных отношений Казначейства Елена Беликова.

— В этом году планируем решить эту задачу за счет введения четких и обязательных правил по определению НМЦК, исключения избыточных требований к обоснованию этих цен». При решении этой задачи Казначейство планирует провести агрегацию в структурированном виде цен на товары, работы, услуги из фактических сделок, зарегистрированных в ЕИС.

Также планируется реализовать в ЕИС механизм запроса коммерческих предложений — то есть госзаказчики смогут запрашивать коммерческие предложения (и получать ответ по таким запросам) только через ЕИС.

Для решения проблемы с простоем ЕИС в результате регламентных работ Казначейство планирует запустить в промышленную эксплуатацию «мини-версию» ЕИС.

«Это уменьшенная, но полноценная (в части функционала) копия ЕИС, для обеспечения работы которой не требуется отдельный центр обработки данных, — говорили ранее «

Интерфаксу» в Казначействе. — Ее планируется использовать в часы наименьшей нагрузки (в ночное время — ИФ) для проведения регламентных работ на «большой» ЕИС».

По замыслу Федерального казначейства, это позволит сократить как время «простоя» ЕИС, так и повысить уровень доступности системы для пользователей. Читать первоисточник: (13.06.2019)

3. Какая информация содержится в единой информационной системе?

Согласно ч.3 ст.4 44-ФЗ ЕИС должна в себе содержать: 1) планы закупок (с 1 января 2017 года); 2) планы-графики (с 1 января 2017 года); 3) информацию о реализации планов закупок и планов-графиков (с 1 января 2017 года); 4) информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима; 5) информацию о закупках и об исполнении контрактов; 6) реестр контрактов, заключенных заказчиками; 7) ; 8) библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов; 9) реестр банковских гарантий; 10) реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний; 11) перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры; 12) результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок; 13) отчеты заказчиков, предусмотренные 44-ФЗ; 14) каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; 15) нормативные правовые акты; 16) информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками запросах цен товаров, работ, услуг; 17) иные информацию и документы, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено 44-ФЗ, Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее 223-ФЗ) и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Как не заблудиться в личном кабинете ЕИС с новыми блоками по планированию и отчетности

Согласно 44-ФЗ (одному из главных «китов», на котором стоит система госзакупок в нашей стране), единая информационная система – это «совокупность информации содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в сети «Интернет». Другими словами, , которые в свою очередь, могут найти поставщики, заказчики и другие специалисты в области закупок.

Вся информация является доступной (исключая ту, что содержит гостайну), бесплатной и достоверной.

Статья 4. информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок

Внимание Содержание

  1. 3 Преимущества и недостатки ЕИС
  2. 4 Контактная информация
  3. 2 Функции и информация в ЕИС
  4. 1 О системе ЕИС

О системе ЕИС На сегодняшний момент весь процесс госзакупок проходит в электронном виде, через официальный сайт госзакупок. Госзакупки – процесс взаимодействия государственного заказчика и поставщика (юридическое или физическое лицо) в части реализации товаров, услуг, работ для удовлетворения государственных нужд. Этот процесс поддерживает единая информационная система в сфере закупок – ЕИС, которая начала свое действие с 1 января 2016 года.

Это новшество, которого ранее не было, и которое ФЗ №94 (действующий до ФЗ№44) не регулировал.