Как вычислить себестоимость

Как вычислить себестоимость

Себестоимость продукции – главные определения


Себестоимость – это выраженные в денежной форме текущие расходы предприятия направленные на производство и реализацию товаров.Себестоимость – экономическая категория, которая отражает производственно-хозяйственную деятельность фирмы и показывает, сколько финансовых средств уходит на изготовление и реализацию продукции. От себестоимости напрямую зависит прибыль предприятия, а чем она ниже – тем выше рентабельность.

Определение

Перед тем как уяснить, что входит в себестоимость продукции, надлежит осмыслить, что означает это понятие.

Смысл термина состоит в том, что вследствие данного показателя легко определить, какие расходы организация понесла при изготовлении товара и последующего его продвижения до потребителя. Под понятием товара могут подразумеваться услуги, продукция или работы, а кроме того получение прибыли из определенных активов компании.

Быстрый темп ведения бизнес-процессов требует от любого бизнесмена и администратора фирмы действительного понимания такого термина, как первоначальная стоимость товара и возможности грамотно ее вычислить. Итак, что такое себестоимость продукции и как грамотным образом ее высчитать? Не имея реального представления о первоначальной стоимости товара, нельзя оценить рентабельность производства.

Позаказный метод

Здесь объектом калькулирования фигурирует отдельный заказ или работа, которая выполняется с выполнением требований заказчика.

Этот метод используется:

  1. при единичном или мелкосерийном производстве, у которого каждая единица расходов отличается от всех других, сделанных ранее;
  2. при изготовлении крупных, сложных изделий с длинным производственным циклом.

Его используют предприятия тяжёлого машиностроения, строительства, науки, мебельной промышленности, ремонтных работ. Для каждого отдельного заказа индивидуально определяются затраты по калькуляционной карточке, которая постоянно корректируется в связи с текущим изменением любых расходов. Недостаток данного метода в том, что отсутствует оперативный контроль над уровнем трат, в сложности инвентаризации незавершённых производств.

Сущность и виды себестоимости

Для изготовления одной единицы изделия предприятие затрачивает некоторую сумму денег на приобретение материала (сырья), энергии, станков, топлива, заработную плату сотрудников, налоги, сбыт и т.д. Все эти расходы в итоге дают общий показатель потраченных средств, который называют себестоимость 1 штуки продукции.

Каждое предприятие на практике рассчитывают данную величину для планирования производства и учета готовой товарной массы двумя способами:

  1. по экономическим элементам затрат (себестоимость всей продукции);
  2. рассчитывают калькуляционные статьи расходов на единицу изделия.

Все средства, которые были затрачены на изготовление продукции до сдачи готовых изделий на склад, в итоге показывают чистую заводскую себестоимость. Но их нужно еще реализовать, что тоже требует затрат.

Поэтому, для получения полной себестоимости к ним еще нужно добавить расходы на сбыт.

Это могут быть, например, транспортные расходы, зарплата грузчиков или крана, которые участвовали в отгрузке и доставке продукции заказчику. Методы расчета себестоимости продукции позволяют увидеть, какие деньги потрачены непосредственно в цеху и затем на выходе изделия из завода в целом для поставки заказчику. Показатели затрат важны для учета и анализа на каждом этапе.

Исходя из этих требований и представлений, различают такие виды себестоимости:

  • индивидуальная;
  • цеховая;
  • среднеотраслевая.
  • полная;
  • производственная;

Каждая калькуляция позволяет анализировать все этапы производства.

Таким образом, можно определить, где можно снизить затраты, избегая перерасхода неоправданных средств на выпуск товарной продукции.

При определении себестоимости единицы товара затраты группируют в общую калькуляцию из статей. Показатели для каждой позиции сводят в таблицу по отдельным видам расходов и суммируют.

Пример расчетов полной себестоимости ГП

Чтобы было понятно, чему равна полная себестоимость продукции предприятия, рассмотрим пример на конкретной организации.

Предположим, компания изготавливает электрооборудование. Произведенные за период расходы приведены в таблице ниже. Сделаем калькулирование продукции двумя способами – по полной себестоимости, а также сокращенной. В конце проведем расчет финпоказателей от деятельности.Таблица экономических показателей для расчетовНаименование показателяЗначение в руб.Материально-сырьевые издержки в руб.75000Трудовые в руб.160000Общепроизводственные в руб.25000Общехозяйственные в руб.40000Совокупный объем производства в шт.50Совокупный объем сбыта в шт.40Конечная цена одной единицы продукции в руб.11000 Таблица калькуляции себестоимости – расчет сделан двумя способамиНаименование показателяВариант полной себестоимостиВариант сокращенной себестоимостиМатериально-сырьевые издержки в руб.7500075000Трудовые в руб.160000160000Общепроизводственные в руб.2500025000Общехозяйственные в руб.40000–Общая величина себестоимости ГП в руб.300000260000Единичная себестоимость ГП в руб.

В конце проведем расчет финпоказателей от деятельности.Таблица экономических показателей для расчетовНаименование показателяЗначение в руб.Материально-сырьевые издержки в руб.75000Трудовые в руб.160000Общепроизводственные в руб.25000Общехозяйственные в руб.40000Совокупный объем производства в шт.50Совокупный объем сбыта в шт.40Конечная цена одной единицы продукции в руб.11000 Таблица калькуляции себестоимости – расчет сделан двумя способамиНаименование показателяВариант полной себестоимостиВариант сокращенной себестоимостиМатериально-сырьевые издержки в руб.7500075000Трудовые в руб.160000160000Общепроизводственные в руб.2500025000Общехозяйственные в руб.40000–Общая величина себестоимости ГП в руб.300000260000Единичная себестоимость ГП в руб. (на 1 шт.)6000 (300000 / 50)5200 (260000 / 50)Величина себестоимость проданной ГП в руб.240000 (6000 х 40)208000 (5200 х 40)Величина себестоимости остатков ГП на конец периода в руб.60000 (6000 х 10)52000 (5200 х 10)Таблица расчета прибыли по производственной деятельности организацииНаименование показателяРасчет исходя из полной себ/сРасчет исходя из сокращенной себ/сОбщая величина реализационной выручки в руб.440000440000Определенная себестоимость ГП в руб.240000208000Величина ВП (валовой прибыли) в руб.200000232000Величина сбытовых расходов в руб.–40000Величина ЧП (чистой прибыли) от реализации. Использована формула расчета полной себестоимости по балансу и форме 2200000192000Таким образом, из примера видно, что полная себестоимость реализованной продукции позволяет учесть все понесенные расходы предприятия и более точно установить показатель цены, чтобы получить в конечном итоге большую прибыль.

Рекомендуем прочесть:  Таблица е с плохими свойствами

Мы в социальных сетях

Подписывайся в Информация на сайте предоставлена исключительно в ознакомительных целях.

Перед принятием какого-либо решения проконсультируйтесь со специалистом.

Руководство RushBiz.ru не несет ответственности за использование размещенной на сайте информации.

Все права защищены. © 2015-2017 — прорыв в вашем бизнесе Копирование материала без указания ссылки на источник запрещено.
.

Классификация издержек производства

Как мы уже говорили ранее издержки производства (себестоимость продукции) на каждом предприятии разные, но их группируют по отдельным признакам, благодаря чему легче производить расчеты.

Затраты в зависимости от способа их включения в себестоимость бывают:

  1. Косвенные – это те затраты, которые нельзя отнести непосредственно к производству. К ним относятся коммерческие, общехозяйственные и общепроизводственные издержки. Например, зарплата руководителей.
  2. Прямые – те, которые относятся непосредственно к производству продукции. То есть издержки, связанные с закупкой материала или сырья, оплата труда работников, которые участвуют в производственном процессе и т.д;

По отношению ко всему объему производства затраты бывают:

  1. Постоянные – те, которые не зависят от объемов производства. К ним относится арендная плата помещений, амортизационные отчисления и т.д;
  2. Переменные – это расходы, которые напрямую зависят от объемов выпускаемой продукции. Например, расходы, связанные с закупкой сырья и материалов.

По значимости от конкретного решения руководителя затраты бывают:

  1. Релевантные – зависящие от решений руководства.
  2. Нерелевантные – издержки, которые не зависят от принятия того или иного решения руководителем.

Для лучшего понимания рассмотрим следующий пример.

В распоряжении предприятия имеется пустое помещение. На содержание этого сооружения выделяются определенные средства. Их величина не зависит от того выполняют ли там какой-то процесс. Руководитель планирует расширять производство и задействовать это помещение. В таком случае ему необходимо будет закупить новое оборудование и обустроить рабочие места.
В таком случае ему необходимо будет закупить новое оборудование и обустроить рабочие места. Издержки на закупку оборудования будут считаться релевантными, а затраты на содержание здания нерелевантными.

То есть амортизационные отчисления производились, и будут производиться независимо от того, будет это помещение пустым или нет.

Поштучный расчет себестоимости

В этом случае себестоимость каждой единицы товара рассчитывается отдельно. Подход абсолютно не подходит для магазинов с большой номенклатурой.

Его могут использовать продавцы штучных изделий.

Например, вы торгуете дорогими шубами. За сезон удается совершить пару десятков продаж. При этом каждое изделие покупается отдельно и даже у разных поставщиков. Здесь при расчете используется закупочная цена каждой шубы. Наценка тоже рассчитывается индивидуально под конкретную позицию.

Формула себестоимости реализованной продукции для торговой компании Плюс поштучного расчета:

  1. высокая точность. Каждая позиция считается отдельно, а значит, себестоимость будет биться копейка в копейку.

Минусы:

  1. не всем подходит;
  2. необходимость применения средств автоматизации при большой номенклатуре. Это следствие предыдущего пункта.
  3. серьезные сложности при большой номенклатуре товаров. Обсчитать десяток шуб вручную еще можно, но когда ассортимент переваливает за сотни — просто нереально;

Пример расчета производственной и полной себестоимости

На предприятии «Интегра» за год было произведено 2 миллиона бутылок моющих средств.

Перечень затрат за этот период известен. Какой будет производственная и полная фактическая себестоимость всей партии и единицы товара? Так как в производственную себестоимость не включаются расходы на рекламу, то конечный ее размер будет рассчитываться первым.

А потом уже будет вычисляться полная себестоимость. Расчет себестоимости продукции приведем в табличном виде: Затраты на всю продукцию Затраты на единицу товара Статьи затрат производственной себестоимости закупка материалов 20 000 000 рублей 10 рублей амортизационные отчисления с используемых основных средств 120 000 рублей 0,06 рублей затраты на устранение поломок 100 000 рублей 0,05 рублей заработная плата рабочим, включая страховые взносы 2 500 000 рублей 1,25 рублей заработная плата управляющему 500 000 рублей 0,25 рублей аренда производственного помещения 1 000 000 рублей 0,5 рублей налоги 3 000 000 рублей 1,5 рубля Производственная себестоимость 27 220 000 рублей 13,61 рубля Реализационные затраты закупка упаковочных материалов 100 000 рублей 0,05 рублей заработная плата мерчендайзеру 300 000 рублей 0,15 рублей реклама товара 100 000 рублей 0,05 рублей Реализационные затраты 500 000 рублей 0,25 рублей Полная себестоимость 27 720 000 рублей 13,86 рублей По полученным данным можно определить соотношение реализационных и производственных затрат на единицу продукции. В рассмотренном примере производственные затраты составят 98,2%, а реализационные – 1,8%.

Следовательно, предприятию нужно работать над эффективностью производства.

Вариант 1

В тех случаях, когда организация не способна просчитать точные затраты на производство, можно выполнить приблизительный подсчет. Планируемое количество товаров и планируемые затраты вносят в таблицу и выполняют деление.

Сумма, которая получится в итоге и будет единицей затрат. Пример 1: Общая сумма расходов в месяц, руб. Целевой объем продаж, штук Затраты компании на 1 единицу продукта, руб.

300 000 2 000 150

Полная себестоимость формула расчета

Для расчета полной себестоимости пользуются двумя методиками: калькуляцией или бюджетной в виде применения сметы затрат. Калькулирование затрат для расчета себестоимости проводится исходя из учета следующих пунктов:

  • Общепроизводственные расходы.
  • Оклад и тарифные ставки основных производственных сотрудников.
  • Административные расходы.
  • Дополнительная оплата труда основного персонала.
  • Услуги прочих организаций.
  • Амортизация основных фондов, участвующих в производстве.
  • Сырье и другие материальные затраты.
  • Командировочные расходы.
  • Энергия и топливо, применяемые для процесса производства.
  • Отчисления в социальные фонды с зарплаты этих работников.

Полная себестоимость по способу учета элементов затрат предполагает принятие во внимание следующих разновидностей расходов:

  • Общепроизводственные расходы.
  • Производственные материалы.
  • Социальные отчисления.
  • Оплата труда:
    • Сотрудники, занятые в основном производстве.
    • Обслуживающий производственный персонал.
    • Работники интеллектуальных специальностей.
    • Служащие.
    • Младший обслуживающий персонал.
  • Материальные затраты:
    • Производственные материалы.
    • Энергия и топливные материалы.
    • Общепроизводственные расходы.
  • Энергия и топливные материалы.
  • Амортизация.
  • Работники интеллектуальных специальностей.
  • Прочее.
  • Младший обслуживающий персонал.
  • Сотрудники, занятые в основном производстве.
  • Обслуживающий производственный персонал.
  • Служащие.

В результате основная формула расчета полной себестоимости имеет вид: Полная себестоимость = МТ (пункт 1) + ОТ (пункт 2) + СО (пункт 3) + Ам (пункт 4) + Пр (пункт 5).

Понятие и что входит в себестоимость

Под себестоимостью продукции понимается совокупность всех произведенных хозяйствующим субъектом на ее производство затрат.