Как увеличился ндс

Как увеличился ндс

2. Ухудшится финансовое состояние предприятий, и вы можете попасть под сокращение


«633,5 миллиарда рублей, которые Минфин планирует дополнительно собрать в 2019 году за счет увеличения НДС, — это порядка 5,8 процента от всей прибыли всех предприятий, за исключением малых, использующих “безэндээсное” налогообложение», — говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев. Повышение НДС приведет к росту общих издержек предприятий и падению рентабельности.

Она, по словам Исаева, и так уменьшается не один год. К тому же, чем выше НДС, тем больше оборотных средств отвлекается в процессе производства. Максим Никиточкин, напротив, считает, что не нужно сгущать краски.

И приводит пример: компания А, перерабатывающая полипропилен, имеет выручку 520 миллионов рублей с НДС, платит НДС 22,5 миллиона рублей, ее чистая прибыль — 14 миллионов рублей (денежный поток 22 миллиона рублей). При увеличении ставки НДС с 18 до 20 процентов и сохранении уровня «эндээсной» выручки, платеж по НДС вырастет на 2 миллиона рублей — до 24,5 миллиона, чистая прибыль снизится до 12 миллионов рублей, денежный поток — до 20 миллионов.

«Рентабельность по чистой прибыли снизится с 3,6 до 3,3 процента, что несущественно»

, — заключает он.

Однако большинство экспертов считает, что удар будет сильным и приведет к снижению объемов производства.

И сокращению персонала. Дело в том, что оборудование можно «заморозить» до лучших времен, а вот персонал «заморозить» нельзя, поясняет Алексей Филиппов.

Почему из-за повышения НДС розничные цены могут вырасти на 10-12 %

Попросили эксперта на цифрах расписать прогнозы налоговой реформы. Повышение НДС до 20% влечет увеличение затрат компаний.

После принятия законопроекта, НДС на социально значимые товары меняться не будет (это 10%), плюс часть категорий также как и сейчас не будет облагаться этим налогом вовсе (например, перевозка пассажиров, лечение и др.). Для остальных повышение составит всего 2% — с 18 до 20.

Однако крайне малое количество фирм занимается полным циклом производства и продажи собственного товара. Кто-то покупает оборудование для производства, кто-то запасные части, мелкооптовые и розничные компании приобретают крупные партии товаров и потом продают их.

Т.е. практически каждая компания связана с необходимостью пользоваться услугами сторонних фирм. Например, для того, чтобы организовать логистику и самостоятельно заниматься доставкой товара, обычной компании нужно покупать топливо, тратиться на использование и ремонт транспорта, закупать упаковочные (и другие расходные) материалы и т.д. И на каждый вид покупаемой продукции (если она не относится к льготной) компания будет платить за повышенный на 2% НДС.

В итоге для клиентов этой компании стоимость услуг будет увеличена далеко не на 2%. Компаниям, скорее всего, придется выбирать – поднимать цены более чем на 2%, чтобы сохранить прибыль, или не повышать стоимость услуг, чтобы сохранить покупателей. Скорее всего, будет выбран некий компромисс, который все равно приведет к снижению прибыли продавца, т.к.

затраты с учетом повышения НДС возрастут, а поднимать отпускные цены до того уровня, чтобы полностью перекрыть новые траты, смысла нет. Иначе для конечного потребителя цена товара возрастет многократно.

А если покупатели откажутся пользоваться товарами или услугами из-за его стоимости, то в итоге фирмы прогорят.

Обучаю как составить декларацию НДС по данным вашей компании. Серегина Марина Налог на добавленную стоимость платит покупатель (в большинстве случаев). Приобретая товар или услугу, он оплачивает непосредственную цену, назначенную продавцом, плюс НДС – сейчас 18% от цены.

Цена товара или услуги включает в себя, в т.ч., себестоимость материалов (из которых производится товар), стоимость самих работ (например, затраты на электричество, топливо, обслуживание оборудования и т.д.), оплату работнику, сделавшему товар или оказавшему услугу. А зарплата работнику входит в ФОТ.

На ФОТ налог на добавленную стоимость не распространяется, однако это те расходы, которые не возмещаются компаниям. НДС считается от общей стоимости товара, куда должны входить затраты работодателя на зарплату (иначе компания быстро прогорит). Поэтому косвенно НДС все-таки влияет на ФОТ – чем выше зарплаты работников, сделавших товар или оказавших услугу, тем больше конечная стоимость и, соответственно, сумма НДС.Видимо, компаниям придется сократить какие-то расходы, чтобы повышение закупочной стоимости на необходимые для работы товары не сказалось на конечной цене продукта и не отпугнуло покупателей.

ФОТ может стать одним из пунктов, на котором работодатели захотят сэкономить. Например, не повышать заработную плату на фоне общего роста цен. Однако может случиться и рост зарплат, в связи с тем, что поднимется стоимость товаров. В конечном итоге все будет зависеть от владельцев компаний – если они решат сохранить своих специалистов, которые приносят им доход, то зарплаты будут расти, а если захотят сэкономить – то не будут.

В конечном итоге все будет зависеть от владельцев компаний – если они решат сохранить своих специалистов, которые приносят им доход, то зарплаты будут расти, а если захотят сэкономить – то не будут.

В любом случае, компании столкнуться с необходимостью оптимизации расходов.

Велика вероятность, что те фирмы, которые не занимаются непосредственно производством какого-либо товара или услуги, даже покупая опт и продавая его мелкими партиями или в розницу, не выдержат роста цен.

Им просто станет невыгодно работать, т.к.

возросшие затраты будут перекрывать прибыль.

Скорее всего, через некоторое время такие фирмы прекратят работать. В итоге все эти проблемы бизнеса лягут на плечи конечных потребителей.

Самый оптимистичный прогноз, что цены повысятся на те самые 2%. Но скорее всего, средний рост розничных цен будет 10-12%. Иначе продавцам будет совсем невыгодно работать.

Минфин планирует в 2019 году повышение зарплат на 6,3%. Но эта цифра получилась из идеальных математических расчетов: налоги подняли на столько-то – профит государству (а значит и бизнесу, и гражданам) такой-то – значит, зарплаты вырастут на такие-то проценты.

В реальности идеальные схемы не работают, поэтому если зарплаты и вырастут, то это будет компенсироваться возросшими ценами на товары и услуги.

  1. , руководитель налоговой практики юридической компании

«». Обзор самых важных новшеств для бухгалтера: налоговые режимы, «противоотмывочное» и валютное законод-во, новшество по отдельным налогам и много другой полезной и важной информации Рубрики: Все самое важное и нужно для успешной работы бухгалтера собрали в одном семинаре 26.12.19 Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

НДС решено поднять с нынешних 18% до 20%.

Казалось бы, 2 процента — ерунда. Вот и Антон Силуанов так считает.

На заседании правительства он так и сказал:А. Силуанов: повышение налога на добавленную стоимость до 20%, по нашим оценкам, может внести вклад в инфляцию максимум до 1,5%Ему, конечно, виднее. Он профессионал и считать умеет.А у меня подобные высказывания Членов правительства в последнее время вызывают дилемму: они (Члены) либо головой двинулись, либо нагло врут.Ну, насчет головы у них все нормально должно быть: кремлёвские врачи и медкомиссии.

Значит врут.Если налог поднимается на 2%, то цены растут еще больше. Какие полтора процента?!

Последствия поднятия налога на добавленную стоимость

Конечно, то, что правительство придумало такой простой и очевидный способ решить свои проблемы – это очень хорошо, но только не для простых граждан. Проблема в том, что поднимут налог бизнесу, но он его платить не будет, так как, в свою очередь, увеличит цены на товары и тарифы на услуги.

То есть заплатит эти 2 процента простой потребитель, которому придется покупать продукцию и заказывать услуги по более высоким ценам.

Но неправильным будет думать, будто бизнес не пострадает. Конечно, он мгновенно почувствует поднятие НДС, так как товары станут менее конкурентоспособными, да и покупательная способность россиян снизится. В Центре экономического прогнозирования смоделировали ситуацию с увеличением налога на добавленную стоимость и сделали вывод, что в первую очередь пострадает высокотехнологичная сфера России, а также машиностроительная, автопромышленная и строительная.

Оценивая ситуацию нельзя не вспомнить, что НДС выступает в роли ключевого налога при наполнении федерального бюджета.

В прошлом 2017 году прибыль от НДС составила 5.1 трлн RUB, а это свыше 1/3 от всех средств, привлеченных в федеральный бюджет. Подняв НДС, Министерство финансов ждет еще большего увеличения прибыли, вот только получат ее с простых россиян.

Насколько же поднимутся цены? Тут единого мнения нет. В Аналитическом кредитном рейтинговом агентстве (АКРА) считают, что поднятие НДС приведет к росту цен в пределах 1 процентного пункта. Министерство финансов считает, что рост инфляции составит 1,5-4,5 процентных пункта, а С.

Дубинин, в прошлом возглавляющий ЦБ РФ, считает – товары и услуги подорожают в пределах 2 процентных пунктов. Однако тут нужно смотреть не только на цифры.

Н. Мильчакова, занимающая пост заместителя главы аналитического отдела финансовой группы «Альпари», напоминает: «НДС – это налог на бедность. Его увеличение всегда усиливает давление на те слои населения, которые больше всего нуждаются в защите».

Кроме того, в Альпари указывают, что поднятие НДС не решает проблему дефицита средств на финансирование майских указов в полном объеме, зато через повышение цен стимулирует рост нищеты со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы: Отправить Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных Читайте также СЕГОДНЯ 01:45 22 Дек.16:47 22 Дек.15:55 22 Декабря 2019 15:13 21 Декабря 2019 12:44 18 Декабря 2019 18:12 18 Декабря 2019 1:15 21 Декабря 2019 1:00 20 Декабря 2019 1:00 22 Декабря 2019 1:00 19 Декабря 2019 16:35 19 Декабря 2019 18:10 20 Декабря 2019 10:30 20 Декабря 2019 11:00 20 Декабря 2019 15:20 18 Декабря 2019 15:49 18 Декабря 2019 15:47 18 Декабря 2019 14:55 18 Декабря 2019 17:10 16 Декабря 2019 16:16 16 Декабря 2019 15:30 17 Декабря 2019 15:12 17 Декабря 2019 15:35 18 Декабря 2019 1:00 16 Декабря 2019 20:00 17 Декабря 2019 1:00 16 Декабря 2019 17:55 16 Декабря 2019 12:25 14 Декабря 2019 22:20

Повышение НДС в 2019 году: прогнозы

Основные последствия увеличения ставок НДС проявятся в 2019 году.

Затем федеральный бюджет получит дополнительные средства, правительство начнет вкладывать их в нацпроекты, что должно привести к росту ВВП. По прогнозам Минэкономразвития, к 2021 году он достигнет 3%. Закон № 175-ФЗ от 18.07.2019 года предполагает увеличение объема доходов бюджета на 205 млн рублей, несмотря на то, что нефтегазовые поступления сократились на 6%.
Закон № 175-ФЗ от 18.07.2019 года предполагает увеличение объема доходов бюджета на 205 млн рублей, несмотря на то, что нефтегазовые поступления сократились на 6%.

Это возможно именно благодаря повышению ставок НДС. В 2019 году Минфин рассчитывает собрать 6,9 трлн рублей за счет НДС.

Дополнительные средства планируется вложить в программы по развитию здравоохранения, образования, в строительство новых дорог и аэропортов.

Однако повышение ставки НДС грозит увеличением налоговой нагрузки на предпринимателей. Другое последствие — повышение налога грозит снижением покупательского спроса. Ведь именно покупатель в конечном итоге обеспечивает НДС.

Смогут ли граждане справиться с этим с нынешним уровнем зарплат? Если нет, изменения ставки налога может привести к снижению его собираемости. Тогда бюджет много не выиграет, а экономике грозит стагнация.

Это может проявиться не сразу, потому что розничные торговые сети растягивают повышение цен, чтобы сделать его менее заметным и не отпугнуть покупателей. В итоге расплачиваться за увеличение НДС и пополнять казну придется тем, у кого выше платежеспособность.

Остальные будут покупать товары, облагаемые льготным НДС в 10%. Последствия повышения НДС грозят тем, что инфляция вернется к 4% только в 2020 году.

А как у других?

НДС платят во многих странах. Где-то ставка ниже, чем в России, где-то выше. В среднем — около 20%. Что делать?

19.06.17Но сравнивать налоговую нагрузку только по НДС некорректно.

  1. В Канаде низкий НДС, но высокие тарифы страховых взносов.
  2. В Великобритании основная ставка НДС 20%, а максимальный НДФЛ — 45% (у нас обычная ставка 13%). В Италии НДС 22%, но налог на доходы составляет от 23 до 43%. При этом налог на прибыль у нас составляет 20%, а в Италии — до 38%.
  3. Есть страны, где большую часть налоговых поступлений составляет НДС, а где-то — налог на доходы. Например, в США, Дании и Люксембурге большую часть налоговых поступлений в бюджет приносит именно НДФЛ. В Австрии и Германии — социальные платежи. А в Греции и Португалии — косвенные налоги, такие как НДС.

Зато кредиты для бизнеса у нас с двузначными ставками, а в Европе — в несколько раз дешевле.

Сравнивать налоговую нагрузку и экономическую ситуацию только по ставкам НДС нельзя. Мы можем платить за коммунальные услуги 3000 рублей в месяц, а в какой-то европейской стране эти же услуги стоят 300 евро, причем газ и воду приходится экономить, а мусор надо сортировать.

Почему НДС называют «хитрым налогом»?

Логично предположить, что государство не просто так решило увеличить налоговое бремя и выбрало для этого именно НДС.Этот налог легко контролировать, он него невозможно уклониться и его платят все граждане (В магазин же ходите?

Продукты, одежду и технику покупаете? Вот там, в чеке, есть тот самый «НДС»).Рост НДС на 2% (с 18% до 20%) приведет к увеличению поступлений в бюджет государства примерно на 600 миллиардов рублей уже в 2019 году.То есть, при в 146,8 миллиона человек, с каждого гражданина страны таким образом, будет получено:600 000 млн.

рублей / 146,8 млн. чел = 4 087,2 рублей за год.Или по 340,6 рублей в месяц с каждого жителя России.По идее, НДС позиционируется как «налог для продавца». И якобы, покупателя он не касается. Но это не совсем так.НДС — налог на добавленную стоимость.

То есть, он платиться каждый раз, когда идет увеличение цены посредником (т.е. уплачивается с торговой наценки), пока дойдет до покупателя.Да, конечно НДС платит продавец, а не конечный покупатель. Да вот только это «юридически тонкий момент».

Действительно, за уплату НДС должен отчитываться в ФНС именно продавец, а не клиент.

И именно он подаёт все документы на него.Сколько всего мы платим налогов? Можете .Но на самом деле, любое увеличение налогового бремени для продавца, неизбежно ведет к росту стоимости товара, услуги или продукта для конечного потребителя (покупателя).Продавец, в таком случае, попросту закладывает стоимость налога в конечную цену продукта для покупателя ради сохранения прибыли.В итоге, как ни крути, а НДС это косвенный налог, который опосредованно (через продавцов), платиться конечным потребителем (покупателем).Кстати, , по формулировке в законе, оплачивается именно покупателем (при свершении покупки), а не продавцом.Фактически, это тоже самое.
Можете .Но на самом деле, любое увеличение налогового бремени для продавца, неизбежно ведет к росту стоимости товара, услуги или продукта для конечного потребителя (покупателя).Продавец, в таком случае, попросту закладывает стоимость налога в конечную цену продукта для покупателя ради сохранения прибыли.В итоге, как ни крути, а НДС это косвенный налог, который опосредованно (через продавцов), платиться конечным потребителем (покупателем).Кстати, , по формулировке в законе, оплачивается именно покупателем (при свершении покупки), а не продавцом.Фактически, это тоже самое.

Только там прямо сказано, что его платит покупатель при свершении сделки, а не продавец.Именно из-за такой формулировки (платит продавец, а не покупатель), и довольно сложном в понимании налогом для населения, как и на каких этапах он платиться, и даже кем, его прозвали: «Хитрым налогом».

Заплати за Путина.

Зачем в России повышают НДС

Своих денег у государства нет, но есть свои расходы.

Оплатить их должны все мы — на этот раз скинувшись по 4000 рублей с каждого Технично заняв население футбольным чемпионатом, а экспертов — обсуждением пенсионной реформы, чиновники провели через Госдуму увеличение НДС с 18% до 20%.

Закон принят, налог вырастет с января 2019 года. Этот незатейливый способ повышения доходов федерального бюджета на 600–620 миллиардов рублей (или 4%) в год оказался чрезвычайно удобным.

Население воюет с повышением пенсионного возраста и роста НДС почти не замечает, полагая, что этот налог платит не оно, а кто-то другой. Бизнес доведен до состояния, когда «молчать в тряпочку» — лучший выход.

Сопротивление бесполезно, остается расслабиться и делать вид, что получаешь удовольствие. Между тем даже небольшой, казалось бы, рост НДС намного чувствительнее, чем может показаться на первый взгляд. Сделаем небольшие прикидки. Налог на добавленную стоимость собирается с конечного потребителя и возмещается производителям промежуточных товаров.

Торговый оборот в России в прошлом году составил 29,8 триллиона рублей. Льготы по НДС касаются не слишком большого числа товаров. Поэтому НДС в 2017-м дал федеральному бюджету 5,1 триллиона — ненамного меньше, чем если бы весь оборот торговли облагался по ставке 18%. Это весьма существенная сумма — треть доходов федерального бюджета.
Это весьма существенная сумма — треть доходов федерального бюджета.

Увеличенный на 2 процентных пункта налог дал бы бюджету в условиях 2017 года около 570 миллиардов рублей, из чего с учетом инфляции за 2019–2019 годы и получаем оценку ожидаемой прибавки бюджетных доходов в будущем году: порядка 600–620 миллиардов рублей. Если ваши потребительские расходы примерно в шесть раз выше среднего по стране и составляют 100 тысяч рублей в месяц, повышение НДС «забирает» у вас по 2000 рублей Переведем эти миллиарды в понятные цифры. Оборот торговли, то есть объем покупаемых нами в розницу товаров и услуг в расчете на жителя России составляет почти 207 тысяч рублей в год, или около 17 250 рублей в месяц.

Два процента от этой суммы — без малого 4140 рублей в год, или 345 рублей в месяц. Это и есть сумма, которую получит федеральный бюджет в среднем с каждого отдельного жителя страны благодаря повышению НДС на два процентных пункта.

Насколько мы станем беднее? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить эту цифру с величиной потребительских расходов домохозяйств. По данным Росстата, в расчете на члена семьи потребительские расходы в IV квартале 2017 составляли в среднем в месяц около 20 тысяч рублей. Значит, повышение НДС на 2% вынимает из семейных бюджетов примерно 1,7% денег, которые тратятся на потребление.

Аналогичную цифру каждый может ориентировочно рассчитать для себя самостоятельно. Например, если ваши потребительские расходы примерно в шесть раз выше среднего по стране и составляют 100 тысяч рублей в месяц, повышение НДС «забирает» у вас 2000 рублей в месяц, а если они вдвое ниже средней суммы — 170 рублей. Повышение НДС — крайне несвоевременное решение.

Российская экономика стагнирует уже скоро десять лет — с 2009 года. Население пережило резкий спад доходов в 2009-м и на рубеже 2014–2015 годов, с тех пор доходы не восстановились. НДС, как налог на потребление, ударяет именно по нему.

Это означает, что экономическая стагнация будет продолжаться. Собственно, правительственные прогнозы вполне честно это подтверждают. Обычно в период слабого или отсутствующего экономического роста страны не повышают, а понижают налоги, чтобы подстегнуть экономику ростом потребительских расходов и облегчить населению и бизнесу прохождение кризиса.

Исключения связаны с высокой закредитованностью государств: если к моменту кризиса у правительства уже накопился высокий долг, то во время неурядиц ему приходится повышать налоги.

Решение повысить НДС озарило правительство после того, как стало понятно, какие расходы предстоят по исполнению «майских указов» президента Но это совсем не наш случай.

Российский госдолг крайне низок. Мы довольно долго могли бы финансировать госрасходы за счет небольшого увеличения долга. Еще один способ решения проблемы нехватки денег в казне — чуть меньше копить в накопительных бюджетных фондах, повысив с 40 до 45 долларов за баррель цену нефти, сверх которой нефтегазовые доходы тратятся по особой процедуре.

Федеральный бюджет в этом году исполняется с солидным профицитом в 1–1,3% ВВП — если не хватает денег на что-то важное, можно было бы отказаться от профицита. Наконец, у российского бюджета есть гигантские резервы по сокращению неэффективных расходов. Решение повысить НДС озарило правительство после того, как стало понятно, какие расходы предстоят по исполнению «майских указов» президента.

Как и шестью годами раньше, после инаугурации Владимир Путин рассказал о приоритетах своего очередного срока.

Видимо, эти декларации власть воспринимает как плату за продление своих полномочий.

Но «своих» денег у государства нет, и внести эту плату должны все мы.

Благоприятная ситуация с бюджетом позволяет чиновникам думать о проектах, которые не дают экономике ничего, но имеют символическое значение. Вчера Путин поручил правительству подумать о перспективе строительства моста на Сахалин. По первым прикидкам (в процессе работы смета всегда растет), его строительство может обойтись как раз примерно в ту сумму, которую даст за год повышение НДС.

Так что можно считать, что мы скидываемся на мост.

Экономического смысла соединять остров Сахалин с материком нет, но символическая победа, предмет для гордости — налицо. Вопрос только в том, сколько еще население готово обменивать свои доходы на общенациональные проекты такого рода.

Предположим напоследок, что правительство России действительно попало в ситуацию, когда ему нужно увеличить расходы, а взять эти деньги невозможно ни в закромах, ни за счет госдолга, ни путем повышения эффективности расходов.

Реальная ситуация далека от этой гипотетической как небо от земли, но предположим. Какие налоги было бы наиболее целесообразно повысить в этом случае? Конечно, не НДС и не «налог на самозанятых».

В целом налоговое бремя у нас не является ни чрезмерно высоким, ни чересчур низким.

Есть страны, где через госбюджет перераспределяется намного больше нашего, а есть и такие, где намного меньше.

Другое дело, что российские госрасходы ужасающе неэффективны: они сконструированы так, чтобы приносить эффект не столько для «конечных потребителей» — граждан, сколько для распорядителей бюджетных средств и их друзей — государственных и частных компаний, помогающих «осваивать» бюджетные средства.

Крымский и сахалинский мосты — это для федерального бюджета расходы, а для компаний-подрядчиков — доходы. При этом в России экстремально высокое неравенство. Как по доходам, так и (еще выше) по имуществу.

Богатые у нас платят очень низкие налоги, при этом в большинстве случаев своим богатством они обязаны не предпринимательской смекалке, а знакомству с теми же распорядителями бюджетных средств. У правительства было несколько способов сгладить это неравенство.

Один из них — вместо НДС повысить ставку НДФЛ на высокие доходы.

Это плохая мера — в первую очередь она ударила бы по городскому среднему классу. Но есть способы увеличить налоговое бремя для самых богатых, «не трогая» средний класс. Для этого нужно увеличить налоги не на доходы, а на расходы.

Только не на все расходы всех потребителей, как это делает НДС, а на демонстративно высокие расходы. На сверхдорогую недвижимость, автомобили и яхты, ювелирку и т. п. И на сверхдорогое имущество (хотя такие налоги собрать труднее).

Сделано этого не было, и не слышно, чтобы подобные идеи обсуждались чиновниками. Это не удивительно. Зачем сильно увеличивать налоговую нагрузку на себя и своих друзей, если можно чуть-чуть поднять налог, который платит все население? Зачем повышать налоги на миллиардеров, если можно ввести налог на самозанятых?

Политический режим совершенно не заинтересован в том, чтобы ухудшать положение своей основной опоры, олигархо-бюрократической элиты. Автократическая форма правления, утвердившаяся в России, позволяет держать на очень низком уровне налоги для самых богатых, и на вполне весомом — налоги для всех. Это реакция на годы при социализме (тогда приветствовалось равенство, а теперь каждый за себя).

Благодаря автократии государство снимает с себя прежние обязательства по поддержке образования, медицины, пенсионной системы, держит низкими налоги на богатых и очень высокими — расходы на силовиков, опору режима.

Такое положение дел в перспективе лишь увеличивает спрос на справедливость, на «левую» политику.

Будущим демократическим лидерам придется сильно повышать налоги на богатство.

Это неизбежно, поскольку сегодняшняя экономическая политика с годами приведет к росту «левых» настроений. И это плохо: такие налоги дестимулируют экономический рост в будущем. Так что повышение НДС — это не только продление экономической стагнации на неопределенный срок, но еще и заем у будущего: в качестве реакции на сегодняшнюю политику нам придется пойти на меры, которые будут тормозить развитие экономики и после нас.

, , , Читайте также Колумнисты

А поможет ли повышение НДС исполнению «Майских указов»?

Увеличение ставки НДС бюджет майского указа, конечно, нарастит. Но одновременно не приблизит, а отдалит реализацию его целей. Тут все предельно прозрачно.Указ начинается с цели увеличения средней продолжительности жизни в России.

Как эта цель соотносится с ростом НДС? Так, что рост НДС среднюю продолжительность жизни не увеличит, а наоборот, сократит.

Уже есть подсчеты: ликвидация льготной ставки приведет к росту цен на лекарства на 12–15%. Рост цен превысит увеличение ставки НДС, потому что помимо игр со ставкой налога сейчас идет работа над внедрением системы маркировки лекарственных препаратов, затраты на которую тоже будут заложены в конечную стоимость.Раз лекарства резко подорожают — для многих они станут недоступными. Значит, проживем меньше. А разве улучшит демографическую ситуацию резкое подорожание товаров для детей?Правительство обещает не трогать льготы по НДС.

Но в любом случае произойдет массовое подорожание потребительских товаров — одежды, обуви, галантерии, канцтоваров, стройматериалов, бытовой техники… Как это поспособствует решению задачи повышения доходов населения? Никак.Экономика в результате точно не вырастет. Во всяком случае, рост НДС без сокращения социальных платежей точно приведет к росту теневой экономики.

Увеличения предпринимательской активности за пределами производств, ориентированных на экспорт (при экспорте НДС возвращается), можно не ждать. И это гораздо больший удар по экономике, чем неизбежное в результате роста НДС ускорение инфляции.В результате маниловщиной рискуют стать мечты о превышении темпов роста российской экономики над среднемировыми, о вхождении России по уровню ВВП в пятерку мировых лидеров. А все это — цели майского указа.

Их повышение НДС если не вовсе перечеркивает, то отодвигает.

Такая мера тормозит и дальнейший сбор средств в бюджет в целом и на выполнение майского указа в частности, потому что замедляется рост главного источника этих средств — экономики.

Цены на товары

Собственно говоря, возросшая нагрузка на бизнес — первая причина потенциального роста цен. И здесь значение действительно будет равно 2 процентам. К примеру, товар за 100 рублей будет стоить 102 рубля.

Это еще приемлемо.Но нужно понимать, как устроена современная система поставок в магазины. Напрямую, от производителя к покупателю не работает практически никто. Разве что сфера услуги и ручная работа.

Традиционные сети продуктов питания устроены несколько сложнее.Возьмем пример, скажем, сыр за 100 рублей. Особенно, если он иностранного производства:

  1. Следующий этап — продажа покупателю. Опять НДС в 2%. Теперь стоимость сыр составит уже 108 рублей
  2. Теперь оптовик продает товар в магазин. Оптовая цена должна быть 102, но ведь есть еще и наценка оптовика. Тут стоимость может возрасти до 105 рублей
  3. Первая поставка — от завода до оптового продавца. Тут появляются первые 2%, которые уже повышают цену до 102

Таким образом, 2% превратились в 8%.

И это уже более заметный показатель, в четыре раза превосходящий ожидаемый.Но данный пример слишком упрощенный.