Как называется построенные интервалы по сольфеджио

Вообще, что же такое интервалы в музыке и сольфеджио?


Интервалы в музыке — это соотношение двух звуков на определенной высоте. В чем же измеряется эта высота? В тонах и полутонах. А какие бывают интервалы? Чистая прима(ч.1) количество ступеней 1, количество полутонов 0, количество тонов 0 Малая секунда(м.2) количество ступеней 2, количество полутонов 1, количество тонов 0,5 Большая секунда(б.2) количество ступеней 2, количество полутонов 2, количество тонов 1 Малая терция(м.3) количество ступеней 3, количество полутонов 3,количество тонов 1,5 Большая терция(б.3) количество ступеней 3, количество полутонов 4, количество тонов 2 Чистая кварта(ч.4) количество ступеней 4, количество полутонов 5, количество тонов 2,5 Увеличенная кварта(ув.4) количество ступеней 4, количество полутонов 6, количество тонов 3 Уменьшённая квинта(ум.5) количество ступеней 5, количество полутонов 6, количество тонов 3 Чистая квинта(ч.5) количество ступеней 5, количество полутонов 7, количество тонов 3,5 Малая секста(м.6) количество ступеней 6, количество полутонов 8, количество тонов 4 Большая секста(б.6) количество ступеней 6, количество полутонов 9, количество тонов 4,5 Малая септима(м.7) количество ступеней 7, количество полутонов 10, количество тонов 5 Большая септима(б.7) количество ступеней 7, количество полутонов 11, количество тонов 5,5 Чистая октава(ч.8) количество ступеней 8, количество полутонов 12, количество тонов 6

Секунда

(лат.

Secunda — вторая) — это интервал в две ступени.

Такой звук приземленный, прижимистый. Его используют в частях, которые должны подогревать и готовить слушателя к чему-то важному.Часто используют в хип-хоп культуре во время читки рэпа.Интервал секунда в музыке может быть большим (б) и малым (м).

Характеристика звучания тут разная. Большая очень приземленная и прижимистая.

Она четкая, структурированная и конкретная.Маленькая кажется грустной. Может создавать большой нагнетающий эффект при использовании фригийского лада.

Интересные факты про названия интервалов

Многие из названий интервалов вам уже, наверное, не раз приходилось слышать, даже если разговор не касался музыки.

Например, слово «прима» есть в словосочетании «примадонна» (так называют первую, то есть главную артистку-певицу театра). Слово «секунда» очень напоминает английское числительное «second» (то есть второй), а название шестого интервала «секста» похоже на английское «six» (шесть).

Интересными с этой точки зрения являются интервалы «септима» и «октава».

Помните, как по-английски сказать «сентябрь» и «октябрь»? Это «September» и «October»! То есть эти названия месяцев имеют те же корни, что и названия интервалов.

«Но ведь септима – это семь, а октава – восемь, а указанные месяцы по счету в году девятый и десятый», – скажете вы, и будете совершенно правы. Дело в том, что были времена, когда каждый новый год отсчитывали не от января, как сейчас, а от марта – первого весеннего месяца. Если посчитать так, то все становится на свои места: сентябрь будет седьмым месяцем, а октябрь – восьмым.

Если посчитать так, то все становится на свои места: сентябрь будет седьмым месяцем, а октябрь – восьмым.

Мы еще не сказали ни слова о кварте и терции. С терцией все понятно – ее просто нужно запомнить, но особо наблюдательные, вероятно, заметят, что если прочитать слово «терция», пропуская каждую вторую букву, то получится обыкновенное «три».

В русском языке есть слова, похожие на «кварту»: это, например, квартира или квартал. Что такое «квартал»? Это слово имеет два значения: 1) деление года на 4 равных части; 2) участок городской застройки, который с четырех сторон окружен улицами. Так или иначе здесь фигурирует число 4, и, если запомнить эту ассоциацию, то кварту ни за что не перепутаешь с каким-нибудь другим интервалом.

Названия составных интервалов

Составные интервалы, точно так же, как и простые, обозначаются числами (от 9 до 15) и для их называний тоже используются имена числительные на латинском языке: 9 – нона (интервал в 9 ступеней) 10 – децима (10 ступеней) 11 – ундецима (11 ступеней) 12 – дуодецима (12 ступеней) 13 – терцдецима (13 ступеней) 14 – квартдецима (14 ступеней) 15 – квинтдецима (15 ступеней) У любого интервала есть . И в данном случае числовое обозначение показывает охват интервала, то есть количество ступеней, которое нужно пройти от нижнего звука до верхнего. Из-за качественной величины интервалы разделяются на чистые, малые, большие, .

И к составным интервалам это тоже в полной мере относится.

Качественная величина интервала

До этого момента мы строили интервалы только между белыми клавишами, но ноты могут быть понижены или повышены знаками альтерации, в следствие чего появится интервал между белой и черной клавишами.

Об этом и поговорим.Как мы выяснили, каждый интервал охватывает какое-то количество ступеней. Но кроме ступеней, каждый интервал охватывает еще и определенное количество полутонов . Рассмотрим подробнее Секунду: посчитаем количество полутонов между нотами До и Ре: Получилось 2 полутона (1 тон). Можно было бы сделать вывод, что Секунда состоит из двух полутонов.
Можно было бы сделать вывод, что Секунда состоит из двух полутонов. Но как тогда назвать интервал, который состоит из нот До и Ре бемоль?

Количество полутонов теперь равно 1, а ступеней по-прежнему 2.

Раз количество ступеней не изменилось, значит и этот интервал — Секунда.

Но два этих интервала звучат по-разному, хотя и носят одно название:До-Ре: До-Ре бемоь: Чтобы их можно было отличать друг от друга, им присвоили характеризующие слова.

Так интервал До-Ре получил название «Большая Секунда», а интервал До – Ре бемоль — «Малая Секунда».То же самое происходит и с другими интервалами – при одинаковом количестве ступеней они могут иметь разное количество полутонов, а, следовательно и разные названия. Малыми или Большими бывают только Секунды, Терции, Сексты и Септимы.

Остались следующие интервалы: Прима, Кварта, Квинта, Октава. Все они также имеют характеризующее слово – «Чистая». Полное название этих интервалов «Чистая прима», «Чистая кварта» и т.д.

Слово «Чистая» появилось из-за физических свойств волны звука, которыми обладают эти интервалы. Не будем вдаваться в подробности, а просто запомним это.Теперь посмотрите на таблицу и обратите внимание на интервал, о котором мы ничего не говорили прежде:

Принципы построения интервалов

Как уже понятно, основная последовательность стандартных интервалов (исключая их некоторые типы) строится по принципу добавления полутона или малой секунды. Сюда не входит интервал прима, поскольку он представляет собой две одинаковые по высоте ноты, звучащие в унисон, и по величине не содержит ни одного полутона.

Поскольку сейчас идет речь об основных интервалах, знания о которых входят в начальный курс сольфеджио (от примы до октавы), можно отметить, что теория музыки интервалы такого типа не рассматривает, все внимание сконцентрировано на тех типах, которые больше октавы, скажем, нона, децима и т.

д. Но для начального понимания интервалов мы ограничимся стандартным рядом.

Малая терцдецима

Схема малой терцдецимы (обозначается как м.

13). Тринадцатый музыкальный интервал, состоящий из 13 ступеней, называется терцдецимой. Терцдецима представляет собой комбинацию октавы и сексты. Как и секста, терцдецима бывает малой и большой.

В малую терцдециму входят 20 полутонов, а интервал обозначается как «м. 13».

План-конспект урока по теме: «Интервалы – это просто!» Конспект урока

МБОУ ДОД «Пикалёвская детская школа искусств» Конспект открытого урока-занятия по теме «Интервалы – это просто!» Преподаватель: Никитина Е. Ф. Учащиеся: 1 класс фортепиано, скрипка 2012-2013 учебный год Урок с учащимися 1 класса (струнного, фортепианного отделений) по предмету «Сольфеджио».

Преподаватель: Никитина Е.Ф. Дата проведения урока: 16 апреля 2013 года. Тема в образовательной программе – «Интервалы» Цель изучения темы: Развитие гармонического слуха учащихся.

Задачи изучения темы:

  1. научить определять интервалы в нотном тексте;
  2. научить отличать звучание различных интервалов;
  3. познакомить с простыми интервалами;
  4. научить записывать интервалы нотами.
  5. научить интонировать простые интервалы;
  6. научить играть интервалы на фортепиано;

Место учебного занятия в системе занятий: занятие проводится по разделу образовательной программы «Сольфеджио 1 класс».

Это первое занятие тематического блока «Интервалы».

Тема урока: «Интервалы – это просто!» Цель урока: Основная – знакомство с интервалом в музыке, его образно – эмоциональное восприятие. Сопутствующая – развитие творческих способностей, музыкального кругозора детей посредством усвоения музыкальной грамоты. Задачи: Образовательные:

  1. введение новой терминологии;
  2. изучение и первичное закрепление нового учебного материала;

Развивающие:

  1. развитие познавательного интереса и творческих способностей;
  2. развитие памяти, дикции, эмоционального состояния, импровизации в движениях;
  3. развитие музыкального мышления;
  4. умение применять знания на практике;

Воспитательные:

  1. воспитание творческой активности;
  2. воспитание умения работать в группе.
  3. воспитание волевых качеств;

Обучающиеся должны: знать:

  1. обозначения интервалов;
  2. что такое интервал;
  3. название интервалов;

уметь:

  1. определять интервалы в нотном тексте;
  2. анализировать интервалы в гармоническом и мелодическом звучании;
  3. строить интервалы вверх и вниз;

иметь представление:

  1. о консонансах и диссонансах (как фонических характеристиках созвучий);
  2. о тритонах.
  3. о ширине простых интервалов;

Методический материал:

  • Камозина О.П.

    Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил — песенки, картинки и разные истории! – издание 5-е, стереотипное. Серия «Учебные пособия для ДМШ»-Ростов-на-Дону: Феникс,2013-91с.

  • Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Учеб.

    пособие – М.: Музыка, 1986 – 160 стр.

  • Учебная программа «Сольфеджио.

    Срок обучения 7-8 лет», реализуемая в МБОУ ДОД «ПДШИ»;

  • Зебряк Т.А.

    Играем на уроках сольфеджио.

Вид урока: изучение и закрепление нового материала. Тип урока: комбинированный. Степень сложности: средняя.

Форма урока: групповая. Продолжительность урока: 1час 10минут. Структура урока:

  • Вхождение в тему — 3 мин.
  • Подведение итогов, домашнее задание — 5 мин.
  • Организационный момент — 2 мин.
  • Закрепление знаний и способов действий — 20мин.
  • Основная часть — 40 мин.

Педагогические технологии:

  1. личностно-ориентированная технология.
  2. обучение в сотрудничестве;
  3. технология проблемного диалога;

Методы реализации поставленных задач:

  1. наглядно-зрительный;
  2. обобщение;
  3. практический;
  4. творческий.
  5. анализ;
  6. сравнение;
  7. эвристический (частично-поисковый);

Прогнозируемый результат: знания: обучающиеся будут знать качественные и количественные характеристики простых интервалов; умения: обучающиеся будут уметь строить и определять в нотном тексте простые интервалы; навыки: обучающиеся будут обладать навыками восприятия интервалов на слух, их пения и игры на фортепиано.

Оборудование:

  1. учебный класс (фортепиано, доска с нотными линейками);
  2. учебный комплекс:
  1. дидактические средства – таблицы, ноты, раздаточный материал;
  2. технические средства – музыкальный центр, CD-диски.

Учебные пособия:

  • Калинина Г.В.

    Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 класс. М.: изд-во «Издатель Калинин В.В.», 2008.- 32с.

  • 1.Баева Н.- Зебряк Т.

    Сольфеджио 1-2 класс.- М.: «Кифара»,2010.–80с.

  • Металлиди Ж.Л., Перцовская А.И.

    Сольфеджио: Мы играем, сочиняем и поём: для 1-ого класса детской музыкальной школы: учебное пособие. – СПб.: изд-во « Композитор-Санкт-Петербург», 2011.- 99с.

Предварительная работа:

  • заранее были разложены пособия на партах;

обучающиеся были уведомлены о проведении фото – съёмки занятия.

План урока Организационный момент: приветствие учителя – 2 минуты.

Задача – эмоциональный настрой учащихся. Вхождение в тему: объявление темы урока – 3 минуты.

Задачи: обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Методы: беседа, наглядно-зрительный.

Критерии усвоения: высокая степень сосредоточенности при подготовке к уроку. Основная часть: сообщение нового материала, осознание и осмысление учебной информации, первичное закрепление нового материала – 40 минут. Задачи: обеспечение восприятия, осознания, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений к объекту изучения.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, объяснение, сравнения, наглядный, репродуктивный.

Критерии усвоения: показателями эффективности усвоения учащимися нового материала будут правильные ответы на конкретные вопросы, активность и увлечённость всего класса. Заключительная часть:

  • первичная проверка понимания темы урока — 5 минут;
  • домашнее задание — 2 минуты.
  • закрепление знаний и способов действий — 7 минут;
  • подведение итогов урока — 3 минуты;
  • обобщение и систематизация знаний — 3 минуты;
  • контроль и самопроверка знаний — 5минут;

Задачи: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. Методы; беседа, объяснение, слуховые упражнения, выполнение задания за фортепиано.

Критерии усвоения:1.Минимальное количество неверных ответов всех учащихся. 2. Отсутствие неопределённых высказываний («не знаю») при проведении рефлексии.

3. Самостоятельность выполнения заданий в знакомой и изменённой ситуации. 4. Учащиеся могут сами объяснить содержание домашнего задания.

Конспект: Преподаватель: – Здравствуйте, ребята.

Садитесь. Сегодня на уроке мы будем изучать новую и очень важную для всех музыкантов тему — интервалы. Интервалы — это живые клеточки музыки, это кирпичики, из которых состоит вся музыка. Слово « интервал» можно встретить не только в музыке. На автобусных остановках можно прочитать такую информацию: « Интервал движения автобуса 10 минут».
На автобусных остановках можно прочитать такую информацию: « Интервал движения автобуса 10 минут».

Это означает, что от момента отправления одного автобуса до следующего за ним должно пройти 10 минут. Или в школе на уроках физкультуры, когда все спортивным шагом обходят физкультурный зал, учитель нередко поправляет: «Держите интервал!», то есть расстояние между учениками должно быть приблизительно одинаково, иначе можно сбиться в кучу.

А какие примеры можете привести вы, ребята? Учащиеся: – перемена в школе – это интервал между уроками, каникулы – интервалы между школьными занятиями, линеечки на нотном стане нарисованы с одинаковым интервалом, деления на математической линейке, секунды на циферблате часов.

Преподаватель: – Правильно, молодцы!

Вот и в музыке интервал — это расстояние от одного звука до другого.

Два соседних звука можно исполнить по очереди, это получится мелодический интервал, ведь мелодия вся состоит из интервалов. А если два звука прозвучат одновременно, то интервал назовём гармоническим. И я бы дала такое определение — интервал – это одновременное или последовательное сочетание двух звуков.

Вот, кое-что об интервалах нам стало известно. Изучаем дальше. Есть узкие интервалы, это если звуки находятся близко друг к другу, есть широкие интервалы. Но на самом деле интервалов не так уж и много — всего лишь восемь простых интервалов в пределах одной октавы, нам вполне их хватит на ближайшие годы.

Называются они сказочно-непонятно: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.

В любой гамме восемь нот, восемь ступенек. Пробежимся для разминки по звуковой лесенке вверх- вниз. Учащиеся: поют гамму До мажор с названием нот, а затем поют, называя ступени.

Преподаватель: Теперь, тоже для разминки, сосчитаем ступени до восьми, но не по-русски, а по-латыни: прима—первая, секунда—вторая и т.д. Ребята, перед вами лежат наглядные пособия. Картинка соответствует звучанию определённого интервала, есть его название и обозначение. И сейчас мы научимся петь интервалы.

И сейчас мы научимся петь интервалы. Но следует упомянуть, что из-за иностранного происхождения названий, буква «е» в словах всегда произносится как «э». Учащиеся: под аккомпанемент педагога поют интервалы по-порядку вверх и вниз.

Преподаватель: Теперь поговорим о том как научится определять интервалы на слух. А для этого я расскажу вам сказку про интервалы. Слушайте внимательно и запоминайте, ведь каждому интервалу соответствует своё музыкальное звучание.

Сказка про интервалы. ( см. Приложение 1.) Во время рассказа осуществляется следующая работа по формированию умений и навыков учащихся: — развитие интонационной точности (спеть интервал чисто и выразительно); — воспитание слухового самоконтроля; — развитие устной речи, образного мышления учащихся, умения фантазировать (как, например, выглядит Фея-Квинта, где она живёт, с кем дружит и т.д.); — чередование заданий с эмоционально-двигательной разрядкой (показать как тянет свои руки-ветки большая Септима или как приветливо раскрывает нам навстречу свои лапки добрый Тритон (ув.4) и т. п.). Преподаватель: Вот мы и познакомились со всеми простыми интервалами.

Теперь будем определять интервалы на слух. И когда вы услышите интервал, то сначала спросите себя о том: — близкий интервал (верхняя половина наших наглядных пособий) или широкий (нижняя часть картинок); — как звучит интервал — приятно (прима, терция, кварта, квинта, октава) или неприятно, резко (секунда, септима); — какому герою нашей сказки подходит данный интервал по характеру звучания. Учащиеся: — определяют интервалы устно коллективно и индивидуально; — записывают интервалы в тетрадь (5 тактов, только цифру); — проверяют и оценивают работу соседа по парте; — играют интервалы на фортепиано.

Преподаватель: – Замечательно!

Молодцы! А теперь подведём итог.

Понравился вам урок? Что понравилось больше всего? Всё ли было понятно? – Послушайте домашнее задание: — раскрасить предложенные мной пособия или нарисовать свои; — играть интервалы вверх и вниз от ноты До и произносить вслух их названия. Наш урок закончен. Спасибо всем за работу.

Приложение 1. Сказка про интервалы.

Ранним-ранним утром, когда капельки росы (Прима) на листочках ещё не высохли, две девочки, две подружки по имени Терции взяли в руки корзиночки и пошли в лес по цветы, по ягоды.

За ними побежали собачки. Их звали Секунды. Ягодка за ягодкой, цветочек за цветочком и не заметили они, что зашли далеко.

Вдруг из лесной чащи выскочила злая ведьма Септима. Огромная, 3-х метрового роста, семь зубов во рту, семь косичек на голове, семь пальцев на руках-ветках.

Каждый день она бродила по лесу и ворчала своим скрипучим голосом.

Увидела подружек Терций, схватила их и потащила в своё жилище, которое охраняли два Тритона, сидевшие на цепи.

Один Тритон был добрым (ув.4 – тритон «возьми»), а второй Тритон жадным (ум.5 – «не дам»). А собачки Секундочки прибежали в родную деревню и разбудили бравого солдата по имени Кварта. Он увидел, что собачки-Секундочки одни и сразу понял, что с девочками Терциями случилась беда и нужно идти им на выручку.

Он увидел, что собачки-Секундочки одни и сразу понял, что с девочками Терциями случилась беда и нужно идти им на выручку.

Но куда? Может быть Фея Квинта знает? Скорее к ней! А Квинта жила неподалёку от страшного леса, на берегу красивого озера в доме-теремке.

Красивая, добрая, ласковая всем помогала, выручала из беды. И на этот раз она не отказала в помощи, только для этого позвала своих друзей, лесных жителей — благородных оленей по кличке Сексты. Сексты проводили Кварту с Секундами к избушке Септимы.

Когда подошли ближе, то услышали звуки, похожие на скрежет куска старого метала – это Большая Септима стаскивала сухие деревья, ветки, сучья для костра посреди поляны и пела.

Олени-Сексты встали на двух тропинках, собачки-Секундочки подбежали ближе к избушке, а прямо на Большую Септиму из-за кустов вышел солдат-Кварта. Стой! Большая Септима заметалась, кинулась к избушке – там Секундочки.

Караул! – на одной тропинке Олень (б.6).

Убивают! – на другой тропинке Олень (м.6). Тогда большая Септима сникла, съёжилась, стала Малой Септимой, жалобно хныкала: – « Пожалейте меня, старую бабушку! Зачем брала девочек? Скучно одной в лесу., поговорить не с кем.,чаю выпить не с кем., песен попеть не с кем».

«Ладно» – сказал Солдат – Пойдёшь с нами к доброй Фее Квинте и будешь у неё экономкой служить. И будешь ты теперь Малая Септима, и будешь во всём помогать доброй Квинте». И шествие двинулось по тропинке.

Тритоны подумали, что это им снится.

Когда все поравнялись с ними, Тритоны взмолились: – «Снимите цепь, возьмите с собой!» Они были рады своему освобождению и кувыркались на поляне.

Фея Квинта ласково встретила девочек, солдата и собачек, накормила их и показала тропинку к дому. Квинта, Олени-Сексты и Малая Септима долго смотрели им в след, а Септима даже помахала им на прощание рукой.

И стала у неё вместо сухого сучка обычная рука. Всё затихло вокруг… Это наступила ночь (октава).

Конец. Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/kultura-i-iskusstvo/library/2013/12/17/intervaly-eto-prosto-konspekt-uroka

Музыкальные интервалы – названия

Для названия интервалов применяют числительные на латинском языке, название определяется свойствами интервала. В зависимости от того, сколько ступеней охватывает интервал (то есть от ступеневой или количественной величины), даются названия: 1 – прима 2 – секунда 3 – терция 4 – кварта 5 – квинта 6 – секста 7 – септима 8 – октава.

Для названия интервалов используются эти латинские слова, но для записи всё-таки удобнее применять цифровые обозначения. Например, кварту можно обозначить цифрой 4, сексту – цифрой 6 и т.д.

Интервалы бывают чистыми (ч), малыми (м), большими (б), уменьшёнными (ум) и увеличенными (ув). Эти определения исходят из второго свойства интервала, то есть тонового состава (тоновой или качественной величины).

Эти характеристики присоединяются к названию, например: чистая квинта (сокращённо ч5) или малая септима (м7) , большая терция (бз) и т.д.

Чистые интервалы – это чистая прима (ч1), чистая октава (ч8), чистая кварта (ч4) и чистая квинта (ч5).

Малыми и большими бывают секунды (м2, б2), терции (м3, б3), сексты (м6, б6) и септимы (м7, б7). Число тонов в каждом интервале нужно запомнить.

Например, в чистых интервалах так: в приме 0 тонов, в октаве 6 тонов, в кварте – 2,5 тона, а в квинте – 3,5 тона.