Исковое заявление об оспаривание действий бездействия судебного пристава исполнителя

Предъявление административного иска на действия судебного пристава в суд


Административный иск на действия судебного пристава-исполнителя подается в районный суд по месту нахождения службы судебных приставов-исполнителей, должностного лица, действия которого обжалуются. К административному иску прилагается его копия для судебного пристава-исполнителя.Если решение по жалобе на пристава может затронуть права другой стороны исполнительного производства, то к административному иску прикладывается комплект документов для этой стороны, а она указывается в заявлении в качестве заинтересованного лица.От уплаты при подаче административного искового заявления на действия судебного пристава-исполнителя заявители освобождаются.

Федеральной службой судебных приставов выпущена информация, разъясняющая вопросы подсудности административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России в порядке Кодекса административного судопроизводства (КАС РФ), применения мер процессуального принуждения, прекращения производства по административным делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России, производства по административным делам о вынесении судебного приказа. ИНФОРМАЦИЯ

«ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ КОДЕКСА АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В 2015 году процессуальное законодательство Российской Федерации претерпело значительные изменения. Так, 15.09.2015 вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ).

КАС РФ установил новый вид административного судопроизводства, в рамках которого судами обеспечивается защита нарушенных или оспариваемых прав, законных интересов граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. Кроме того, 17.11.2015 Пленумом Верховного Суда Российской Федерации утверждено постановление N 50

«О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»

(далее — Постановление), которым разъяснены в том числе отдельные процессуальные вопросы применения КАС РФ при рассмотрении судами административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России.

Согласно пункту 1 Постановления судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляется в порядке административного судопроизводства по нормам главы 22 КАС РФ или по нормам главы 24 АПК РФ с учетом распределения компетенции между судами.

В целом порядок судебного разбирательства по административным делам в рамках КАС РФ об оспаривании решений, действий (бездействия) ФССП России и ее должностных лиц не является принципиально новым.

Большинство процессуальных положений КАС РФ, начиная с предъявления административного искового заявления и заканчивая исполнением судебных актов, заимствованы из Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

КАС РФ учтены также и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлении от 10.02.2009 N 2

«О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»

. Вместе с тем, КАС РФ закрепил ряд процессуальных новелл. Например, изменилось наименование сторон в административных делах, возникающих из публичных правоотношений.

Ранее согласно ГПК РФ в качестве сторон выступали заявители и заинтересованные лица. В настоящее время сторонами в административных делах являются административный истец и административный ответчик (статья 38 КАС РФ). Необходимо отметить, что некоторые процессуальные институты, введенные КАС РФ, вызывают на практике ряд трудностей.

Рассмотрим некоторые из них. Подсудность административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России Статьей 6 Федерального закона от 30.12.2015 N 425-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

изменена часть 1 статьи 22 КАС РФ. Изменения коснулись правил определения подсудности административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России. До внесения изменений КАС РФ указывал, что подсудность дел названной категории определяется по месту исполнения своих обязанностей должностными лицами.

После внесения изменений в часть 1 статьи 22 КАС РФ подсудность стала определяться по месту нахождения органа, в котором должностные лица исполняют свои обязанности. Таким образом, в настоящее время административные исковые заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России подаются в суды общей юрисдикции по месту нахождения территориального органа ФССП России или ФССП России соответственно.

Аналогичные правила подсудности содержатся в АПК РФ. В то же время анализ практики судов по применению положений статьи 22 КАС РФ показал, что суды определяют подсудность указанной категории дел по месту исполнения судебным приставом-исполнителем должностных обязанностей, поскольку часть 2 статьи 22 КАС РФ содержит правило, согласно которому в случае несовпадения места нахождения органа государственной власти и территории, на которую распространяются полномочия должностного лица, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов.

При этом, как следует из положений частей 4 и 10 статьи 30, частей 6 и 7 статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», территория, на которую распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, может не совпадать с местом нахождения территориального органа ФССП России. С учетом изложенного, на наш взгляд, подсудность административных дел об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России будет определяться судами общей юрисдикции по месту исполнения должностных обязанностей лица, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются в суде.

Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде по административным делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России КАС РФ установлен образовательный ценз для представителей в судах по административным делам.

Так, согласно статье 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование.

Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия. Таким образом, в случае, если от имени должностного лица, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, выступает работник аппарата территориального органа ФССП России, предъявление в суд документов о наличии у данного работника высшего юридического образования обязательно.

Вместе с тем, если должностное лицо, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, само осуществляет судебную защиту, указанному лицу не требуется представлять в суд документы о наличии у него высшего юридического образования, поскольку такие требования могут быть предъявлены только к его представителю.
Вместе с тем, если должностное лицо, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, само осуществляет судебную защиту, указанному лицу не требуется представлять в суд документы о наличии у него высшего юридического образования, поскольку такие требования могут быть предъявлены только к его представителю. Лица, участвующие в делах об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России КАС РФ определил круг лиц, участвующих в административных делах об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица госоргана или государственного служащего.

Так, к участию в административном деле в обязательном порядке привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности указанные лица (часть 2 статьи 221 КАС РФ).

В нашем случае — это территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель. Аналогичная позиция высказана Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 Постановления.

Дополнительно Верховным Судом Российской Федерации разъяснено, что при удовлетворении требования заявителя об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей судебные расходы могут быть возмещены за счет указанного территориального органа ФССП России.

В настоящее время участились случаи взыскания судами судебных расходов, связанных с оспариванием постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, со структурных подразделений территориальных органов ФССП России или ФССП России. Вместе с тем, структурные подразделения территориальных органов ФССП России не являются юридическими лицами и не могут самостоятельно отвечать по требованиям о взыскании с них судебных расходов.

На наш взгляд, судебные акты, вынесенные по результатам рассмотрения названных споров в отсутствие данных о надлежащем извещении территориальных органов ФССП России, обязательность привлечения которых императивно установлена положениями статьи 221 КАС РФ, подлежат отмене, поскольку в этих случаях судами принимаются решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Меры предварительной защиты по административному иску Главой 7 КАС РФ введен новый процессуальный институт мер предварительной защиты по административному иску. Меры предварительной защиты по административному исковому заявлению сходны с мерами по обеспечению иска в гражданском процессе. Согласно статье 85 КАС РФ основаниями для принятия судами мер предварительной защиты являются: — существование явной опасности нарушения прав и законных интересов административного истца до принятия решения по административному делу; — невозможность (затруднительность) защиты прав и законных интересов административного истца без принятия таких мер.

В качестве мер предварительной судебной защиты суд вправе: — приостановить действие оспариваемого постановления в части, относящейся к административному истцу; — приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия (статья 223 КАС РФ). Порядок приведения в исполнение определения суда об отмене мер предварительной защиты КАС РФ не определен.

Пункт 13 Постановления касается вопросов приостановления действия оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в качестве меры предварительной защиты, однако не разъясняет порядок возобновления указанного постановления в случае, когда меры предварительной защиты отменяются судом. В этой связи возникают вопросы о том, когда могут быть возобновлены ранее приостановленные постановления или действия судебных приставов-исполнителей в случае отмены судом мер предварительной защиты.
В этой связи возникают вопросы о том, когда могут быть возобновлены ранее приостановленные постановления или действия судебных приставов-исполнителей в случае отмены судом мер предварительной защиты. Из положений статьи 89 КАС РФ следует, что судьба мер предварительной защиты напрямую зависит от результатов рассмотрения судом самого административного иска.

Так, в случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда. При отказе судом в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда (часть 3 статьи 89 КАС РФ).

Таким образом, возобновление ранее приостановленных судом постановления или действия судебных приставов-исполнителей в случае отмены мер предварительной защиты возможно, по нашему мнению, только после вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении административного иска. Аналогичные правила изложены в статье 96 АПК РФ. Меры процессуального принуждения Глава 11 КАС РФ наделила суд широкими полномочиями по поддержанию порядка в судебном заседании, а также по устранению препятствий к осуществлению административного судопроизводства.

КАС РФ пополнил арсенал суда новыми мерами процессуального принуждения, под которыми понимаются действия суда, применяемые к нарушителям порядка. Так, предусмотрены две новые меры процессуального принуждения: ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение этого участника слова (статья 118 КАС РФ) и обязательство о явке (статья 121 КАС РФ).

Например, ограничение выступления может применяться, если участник судебного разбирательства касается вопроса, не имеющего отношения к этому делу, а лишение слова — когда участник самовольно нарушает последовательность выступлений или двукратно не исполняет требования суда. Обязательство о явке определено как письменное обязательство своевременно являться по вызову суда на заседание и незамедлительно сообщать о перемене места жительства или места пребывания.

Такие обязательства суд может брать только у лиц, которые должны участвовать в судебном разбирательстве в силу закона (например, представители государственных органов) либо участие которых признано судом обязательным. К лицу, которое не исполнило данное обязательство, могут быть применены привод и наложение судебного штрафа (часть 3 статьи 121 КАС РФ). Также необходимо отметить, что в отличие от норм статьи 168 ГПК РФ, согласно которым привод может применяться только к свидетелю, повторно не явившемуся в судебное заседание, статья 120 КАС РФ допускает применение привода не только в отношении свидетелей, но и в отношении сторон административного дела.

Таким образом, если суд сочтет рассмотрение конкретного дела невозможным без явки сторон, то они могут быть доставлены в зал судебного заседания посредством привода. Упрощенное (письменное) производство по административным делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России Главой 33 КАС РФ предусмотрена возможность рассмотрения административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства в определенных случаях. Аналогичный порядок рассмотрения дел предусмотрен главой 29 АПК РФ.

Например, согласно статье 291 КАС РФ административные дела могут быть рассмотрены судами в порядке упрощенного производства, если всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие не является обязательным, также в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцати тысяч рублей и в иных случаях. Особенностью указанного вида производства является рассмотрение административных дел без проведения устного разбирательства.

При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме, включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований (статья 292 КАС РФ). Примирение сторон в административных делах Согласно статье 137 КАС РФ примирение сторон возможно при соблюдении определенных условий.

Так, примирение может касаться только прав и обязанностей сторон как субъектов спорных публичных правоотношений и возможно только в случае допустимости взаимных уступок сторон. Ранее ГПК РФ также содержал положения, устанавливающие права сторон окончить дело мировым соглашением (статья 39 ГПК РФ).

Вместе с тем, Пленум Верховного Суда Российской Федерации высказал позицию о невозможности заключения мирового соглашения сторонами в делах, возникающих из публичных правоотношений (пункт 27 постановления от 10.02.2009 N 2

«О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»

). Это связано с тем, что, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, в случаях оспаривания постановлений, действий (бездействия) госорганов, их должностных лиц, государственных служащих судом проверяется их законность, поэтому на решение данного вопроса не могут повлиять те или иные договоренности между заявителем и заинтересованным лицом.

Несмотря на вступление в силу КАС РФ, актуальность приведенных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации сохраняется и в настоящее время. В то же время следует отметить, что законодательство об исполнительном производстве Российской Федерации предусматривает иные механизмы урегулирования споров. Так, Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» наделяет главных судебных приставов территориальных органов ФССП России, а также старших судебных приставов правом отменять или изменять не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации решения должностных лиц территориальных органов ФССП России (пункт 2 статьи 9 и пункт 2 статьи 10).

Необходимо отметить, что заключение мирового соглашения в интересах Службы предусмотрено Положением об организации работы по судебной защите интересов Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, утвержденным приказом ФССП России от 11.01.2016 N 1 (пункт 5.1).

Вместе с тем, данный порядок применяется только в рамках рассмотрения судами исковых заявлений, вытекающих исключительно из материально-технического направления деятельности Службы, и не связан с оспариванием постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России.

Требования, предъявляемые к содержанию апелляционных жалоб КАС РФ значительно, по сравнению с ГПК РФ, ужесточил требования к содержанию и форме процессуальных документов. Так, в соответствии с частью 6 статьи 299 КАС РФ лицо, подающее апелляционную жалобу, обладающее государственными или иными полномочиями, обязано направить другим лицам, участвующим в деле, копии апелляционных жалоб и приложенных к ней документов заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

Несоблюдение указанных требований является основанием для оставления апелляционной жалобы без движения и последующего ее возвращения в случае невыполнения указания судьи о предоставлении доказательств направления другим лицам (статья 300 КАС РФ).

Так, суды отдельных субъектов Российской Федерации (например, Кировской области), применяя положения статьи 299 КАС РФ, требуют представить не только доказательства направления копий апелляционной жалобы, но и доказательства вручения лицам, участвующим в деле, указанных документов. Несомненно, критерии оценки таких способов будут формироваться судами еще длительное время.

Несомненно, критерии оценки таких способов будут формироваться судами еще длительное время.

Принятие и рассмотрение судами административных исковых заявлений, содержащих требования о взыскании убытков и компенсации морального вреда Поскольку КАС РФ действует незначительный период времени и в настоящий момент отсутствуют разъяснения судов высших инстанций по применению многих его положений, важное значение, с точки зрения практического применения КАС РФ, имеет для Службы названное постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50 от 17.11.2015.

Несмотря на детальное регламентирование отдельных процессуальных вопросов, Постановление в ряде случаев допускает их расширительное толкование. Необходимо отметить, что до вступления в силу КАС РФ складывалась отрицательная для Службы судебная практика рассмотрения в рамках одного процесса так называемых «смешанных» исков, содержащих требования административного и искового характера.

В то же время положениями главы 25 ГПК РФ (в настоящее время главы 22 КАС РФ) и 24 АПК РФ предусмотрен специальный порядок разрешения административных дел. Например, срок для обжалования решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя составляет десять дней со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 5 статьи 219 КАС РФ).

Общий срок исковой давности по требованиям имущественного характера составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации). На практике заявители, пропустившие десятидневный срок для обжалования, предъявляют в пределах общего срока исковой давности исковые требования о взыскании убытков, содержащие требование об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России. В связи с тем, что срок общей исковой давности не истек, суды принимают к производству названные исковые заявления и рассматривают их, несмотря на пропуск истцами специального срока, установленного процессуальным законодательством для оспаривания действий (бездействия) должностного лица.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации поддержал в Постановлении приведенную практику судов. Так, пункт 1 Постановления содержит разъяснение о том, что в случае, если от разрешения требований об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц ФССП России зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства.

Прекращение производства по административным делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России Правовую неопределенность в практику применения положений КАС РФ, на наш взгляд, внес пункт 9 Постановления, согласно которому отмена вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в период рассмотрения дела судом не может служить основанием для прекращения производства по этому делу, если применение такого постановления привело к нарушению прав и законных интересов административного истца.

При этом положениями части 2 статьи 194 и части 2 статьи 225 КАС РФ прямо предусмотрено, что суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должностных лиц, наделенных государственными полномочиями, если оспариваемое решение отменено или пересмотрено и перестало затрагивать права и законные интересы административного истца.

Введение КАС РФ названных положений позволило ряду территориальных органов ФССП России увеличить эффективность применения мер, направленных на урегулирование спора, путем отмены оспариваемых постановлений должностных лиц данных территориальных органов ФССП России. Указанное связано с тем, что одним из условий для удовлетворения административного искового заявления согласно положениям статьи 227 КАС РФ является доказанный административным истцом факт нарушения его прав и законных интересов.

В случае же отмены вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя, нарушающего права и законные интересы заявителя, пропадает предмет административного спора, что является основанием для прекращения судом производства по делу. Необходимо отметить, что в настоящее время практика прекращения судами производства по административным делам в связи с отменой вышестоящим должностным лицом ФССП России оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя, с учетом указанных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, не сложилась. Производство по административным делам о вынесении судебного приказа Вступивший в силу в сентябре 2015 года КАС РФ на сегодняшний день уже претерпел изменения.

Так, Федеральным законом от 05.04.2016 N 103-ФЗ КАС РФ дополнен новой главой 11.1

«Производство по административным делам о вынесении судебного приказа»

(указанные изменения вступают в силу 06.05.2016). Данной главой вводится упрощенная форма административного судопроизводства по имеющим бесспорный характер административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций — судебный приказ. Предусмотрено, что дела о вынесении судебного приказа отнесены к компетенции мировых судей.

В целом процедура рассмотрения схожа с ранее действовавшей упрощенной формой судопроизводства. Следует отметить, что, в отличие от ГПК РФ, на контрольный орган возлагается обязанность вручения гражданину копии заявления о вынесении судебного приказа и приложенных к нему документов.

Полагаем, что эта норма будет гарантировать соблюдение прав должника в приказном производстве, поскольку дает возможность заявить возражения до вынесения судебного приказа. Судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Правовое управление По информации КонсультантПлюс

Как написать и подать жалобу на бездействие судебных приставов

По закону гражданин имеет право пожаловаться на действия/бездействие пристава в различные инстанции, в том числе обратиться в суд, но мы рекомендуем начинать с попытки досудебного урегулирования вопроса, для начала указав самому приставу на неправомерность его действий (бездействия). Если это не помогло, можно обращаться с жалобой: 1. К старшему судебному приставу — непосредственному начальнику пристава, нарушившего права заявителя; 2.

К главному судебному приставу в ; 3.

В прокуратуру; 4. В суд общей юрисдикции (для физических лиц), либо арбитражный суд (для организаций), по месту исполнения судебным приставом своих обязанностей; 5. По телефону . Жалобу старшему (главному) судебному приставу можно подавать в канцелярию отдела службы судебных приставов (территориального управления ФССП): ⦁ лично или через представителя, по доверенности; ⦁ по почте (заказным письмом с описью вложения, в которой перечислены все прилагаемые к заявлению документы); ⦁ онлайн — на необходимо выбрать пункт «Обращения», затем «Интернет-приемная», после чего откроется форма для подачи жалобы, которую необходимо заполнить.
По телефону . Жалобу старшему (главному) судебному приставу можно подавать в канцелярию отдела службы судебных приставов (территориального управления ФССП): ⦁ лично или через представителя, по доверенности; ⦁ по почте (заказным письмом с описью вложения, в которой перечислены все прилагаемые к заявлению документы); ⦁ онлайн — на необходимо выбрать пункт «Обращения», затем «Интернет-приемная», после чего откроется форма для подачи жалобы, которую необходимо заполнить.

Срок подачи такой жалобы — 10 дней. 10 дней начинают отсчитываться с момента, когда было совершено оспариваемое действие (или установлено бездействие) пристава, либо с момента, когда заявитель узнал о нарушении своих законных прав.

Этот срок может быть продлен при наличии уважительной причины (болезнь, командировка, позднее получение извещения). Срок рассмотрения вашей жалобы — 10 дней. В результате чего вы получите письменный ответ.

Жалоба в прокуратуру или заявление в суд о признании действия (бездействия) пристава незаконным могут быть поданы и по истечении установленного 10-дневного срока обжалования.

Но при этом к административному исковому заявлению в суд необходимо приложить ходатайство о восстановлении срока по административному иску. Стоит отметить, что подача жалобы в прокуратуру является наиболее действенным методом. Такие жалобы удовлетворяются в 90 % случаев.

Плюсом является также то, что прокурор может потребовать выполнить определенные указания, установить срок для выполнения конкретных действий и при необходимости наказать пристава. Таким образом, обращаясь с жалобой в прокуратуру, вы за 30-дневный срок получите реальные действия (сдвиги) по исполнительному производству. При подаче жалобы в суд вы получите решение суда о признании действия (бездействия) пристава незаконным и возложении на него обязанности по устранению нарушений.

Суд не может дать конкретные указания приставу. Но, плюсом такого рода обращения является ваше право на возмещение морального вреда, причиненным незаконным действием (бездействием) пристава-исполнителя.

Административные дела об оспаривании действий (бездействия) пристава рассматриваются судом в 10-дневный срок со дня получения судом административного искового заявления. Однако, если дело сложное, председатель суда имеет право продлить этот срок до одного месяца. Текст жалобы должен быть составлен по определенной форме в официально-деловом стиле.

Документ не должен содержать грамматические ошибки, нецензурные выражения, оскорбления и излишне эмоциональную окраску. К жалобе следует приложить все необходимые и подтверждающие документы.

Важно знать! Обязательно к прочтению

Все нюансы подачи иска на ФССП, а точнее на судебного пристава исполнителя, доступно перечислены в «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

Но всё же выделим основные моменты именно для нашего конкретного случая связанного с бездействием пристава. Административное исковое заявление, заявление (далее — заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя составляется в соответствии с требованиями, установленными .
Административное исковое заявление, заявление (далее — заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя составляется в соответствии с требованиями, установленными .

Заявление подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 КАС РФ, часть 4 статьи 198 АПК РФ и статья 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом. Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя рассматриваются судом в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд ().

Однако в сложных делах этот срок может быть продлен председателем суда на срок до 1 месяца ().

Лица, участвующие в деле, извещаются судом о времени и месте рассмотрения административного дела, однако их неявка не является основанием для отложения судебного заседания, дело может быть рассмотрено и без них. При вынесении решения, по сложным делам, суд может отложить составление мотивированного решения на срок до 5 дней, о чем объявляет в судебном заседании. На решение суда по административному делу об обжаловании действий судебного пристава-исполнителя может быть подана апелляционная жалоба в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 — 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.

Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.). Не могут рассматриваться как основания, оправдывающие превышение сроков исполнения исполнительных документов, обстоятельства, связанные с организацией работы структурного подразделения службы судебных приставов, например, отсутствие необходимого штата судебных приставов-исполнителей, замена судебного пристава-исполнителя ввиду его болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке, прекращения или приостановления его полномочий (части 4 и 5 статьи 6.1 ГПК РФ, части 4 и 5 статьи 10 КАС РФ, части 4 и 5 статьи 6.1 АПК РФ).

Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.

Мы надеемся, что данный образец формы искового заявления (иск) в суд на пристава (на бездействие приставов) и соответствующий актам 2019 года, поможет сохранить, в столь неприятной ситуации, Ваше драгоценное время и нервы. Но как показывает практика, лучше не рисковать и заручиться поддержкой , которые смогут качественно оказать услуги по или . Тем более, что в случае выигрыша, частично или все деньги на услуги юриста можно взыскать с проигравшей стороны.

Сроки обжалования

Законодатель установил 10-дневный срок обжалования действия или бездействия СПИ с того момента, когда заявитель должен был узнать о нарушении права. Например, при возбуждении исполнительного производства, срок начинает идти со следующего дня после вынесения постановления.

Если информация получена гражданином по почте, то заявление об оспаривании постановления можно подать со следующего дня после получения письма.

Существуют уважительные причины, по которым можно восстановить пропущенный для обжалования срок. К ним относится:

  1. Не получение вовремя письма.
  2. Длительная командировка;
  3. Болезнь;

Досудебное урегулирование

Перед тем, как подавать в суд, можно пройти досудебную процедуру урегулирования спора. Например, написать жалобу старшему приставу района либо прокурору (если в действиях исполнителя есть признаки состава преступления).

Результатом может быть полное решение проблемы, например, если жалоба будет полностью удовлетворена.

Возможна и ситуация, когда требования взыскателя удовлетворят только в какой-либо части и это также устроит подателя обращения. Подача жалобы позволит:

  1. избежать судебных расходов, в частности на адвоката, нотариуса;
  2. получить официальный ответ от ССП, который может помочь в будущем судебном процессе.

Но если в удовлетворении жалобы будет отказано, то остается только судебный путь урегулирования конфликта. Административный иск на бездействие судебного пристава подается в районный суд.

Если деятельностью ССП недоволен ИП или компания, то заявление составляется для арбитражного суда.

При досудебном урегулировании не стоит забывать о . Обращение с жалобой не влечет восстановление судебного срока на обжалование действий СПИ. Поэтому очень часто подают сразу два документа одновременно: в суд и другие инстанции.

После получения письма от старшего или главного судебного пристава раньше, чем получено судебное решение, можно использовать его в качестве доказательства в судебном процессе.

Пример жалобы на бездействие пристава

В Горно-Алтайский городской Республики Алтай649059, Республика Алтай, г.

Горно-Алтайск, ул. Коммунаров, 37 Административный истец: Шатц Александр Валерьевич,25.03.1978 г.р., уроженец с. Шебалино Республики Алтай,адрес: 649058, г.

Горно-Алтайск, ул. Мебельная, 49,тел. 7843586165, эл. почта отсутствует Административный ответчик:Судебный пристав-исполнительОСП по г.

Горно-Алтайску УФССП России по Республике АлтайПавлинов Константин Павловичадрес: 649041, г. Горно-Алтайск, пр-т Ленина, 38тел. (факс) 8 3822 489 68765, эл. почта: Заинтересованное лицо: Вахмистрова Валерия Леонидовна,13.03.1982 г.р., место рождения: г.

Москва,адрес: 649059, г. Горно-Алтайск, ул. Свердлова 13

Особенности

Как составить административный иск на судебного пристава-исполнителя?

Чтобы заявление об обжаловании действий должностного лица не оставили без движения, в обязательном порядке следует указать решение, постановление или другой документ, который оспаривается.

Если речь идет о бездействии исполнителя, то заявитель должен четко описать, в чем они проявились, какие решения приставом не были приняты или какие сроки нарушены, то есть в чем проявилось бездействие.

Если обжалуется вынесенное решение, то всегда следует помнить, что у истца на это есть 10 дней на обращение в суд, которые начинают свое течение со следующего дня с даты вынесения спорного документа.

Если по уважительным причинам не удалось уложиться в этот срок, то вместе с исковым заявлением в суд необходимо подать ходатайство о восстановлении пропущенного срока. Иск на пристава подается в районный (городской) суд по месту работы исполнителя.

Иски в отношении приставов рассматриваются в стандартном порядке, предусмотренном КАС. На рассмотрение заявления у судьи есть 10 дней.

Доказывать законность своих действий обязан пристав.

Судья обязан проверить оспариваемые действия на законность требований и полноту соответствия действующему законодательству.

В случае удовлетворения иска судебного пристава судья обяжет устранить допущенные нарушения. О принятых мерах по решению суда исполнитель обязан уведомить истца на протяжении 30 дней с момента вступления решения в законную силу. Административный процесс имеет интересную особенность, при рассмотрении иска у ответчика нет права на подачу встречного иска, поэтому заявителям не нужно опасаться, что в суде он столкнется со встречным требованием.

+4 созерцатель

  1. Активность: 58k

Дмитрий созерцатель

Нормативная база

Основным документом, на основании которого оформляется жалоба на судебных приставов, является Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (глава 18, статьи 122-128).Полезен будет Кодекс административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 N 21-ФЗ, в котором рассмотрены сроки подачи жалоб и другие правовые нормы, а также Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.02 № 138-ФЗ.Кроме того, деятельность судебных приставов регулируется приказами и нормативными актами Министерства юстиции России и службы судебных приставов РФ.Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам.

Сроки подачи иска

В досудебном порядке жалоба подается в течение 10 дней. Данный срок начинается с момента совершения приставом обжалуемых действий или с момента, когда был установлен факт его бездействия.Если участник исполнительного производства, права которого оказались затронуты действиями пристава, не был извещен о времени совершения обжалуемых действий, течение срока начинается с момента, когда истец узнал о нарушении своих прав, допущенном приставом.Обратите внимание! В случае пропуска срока необходимо подать ходатайство о его восстановлении с приложением документов, подтверждающих, что срок не соблюден по уважительной причине.Тот же 10-дневный срок установлен для подачи искового заявления.