Иерархическая структура нормативных актов

Иерархическая структура нормативных актов

Статья 40. Порядок официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов


1. Порядок официального опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации устанавливается федеральным законом.2. Порядок официального опубликования нормативных правовых актов Президента Российской Федерации определяется Президентом Российской Федерации. 3. Официальное опубликование нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом.4.

Порядок официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти определяется Правительством Российской Федерации.5. Нормативные правовые акты иных государственных органов Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Порядок официального опубликования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации устанавливается законами субъектов Российской Федерации.7.

Порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов устанавливается уставами муниципальных образований.

2. Как создаются НПА, что могут служить примером для остальных?

Создание официальных актов – сложный процесс, к которому выдвигаются конкретные требования.

Вот почему не каждый человек, а то и государственный орган располагает полномочиями вершить право в РФ.

Есть 4 основных требования, которых нужно придерживаться в обязательном порядке, создавая законопроект:

  • Четкая структура. Даже если содержание бумаги не вызывает сомнений, но его структура отличается хаотичностью, такая бумага подлежит доработке. Наиболее оптимальная структура – вводная часть и статьи, которые тоже строятся по определенному принципу.
  • Доступность для понимания. Конечно, подобная важная документация не может писаться совсем уж примитивным стилем в разговорном жанре, но и усложнять их настолько, чтобы сделать недоступными для понимания простых граждан, не имеет смысла. Даже люди без юридического образования должны понимать, о чем идет речь.
  • Высокое качество. Чтобы создать качественный официальный документ, нужно, иметь не только юридическое образование, но и приличный опыт работы в этой сфере. Акты, которые отличаются низким качеством (были приняты наспех, содержат ошибки и неточности, не могут считаться полными и т.д.) обычно или дорабатываются, или утрачивают силу, когда появляется более усовершенствованная версия.
  • Отражение объективной реальности. Мы живем в реальном мире, поэтому и действующая законодательная база должна отражать основные аспекты этой реальности. Вот почему при создании НПА важно опираться не на фантазии, пусть даже и с благими намерениями, а на объективную действительность. Если какие-то статьи пойдут в разрез с реальностью, то они просто не будут использоваться.

Распределить данные нормативно-правовых актов по юридической силе начиная с наивысшего

Формально Российское Законодательство возглавляет Конституция РФ — основной закон, имеющий наивысшую юридическую силу, соответствовать которому должны все принимаемые нормативно-правовые акты.

Нормативно-правовые акты имеют различную юридическую силу, которая определяется их положением в иерархической системе законодательства, и делятся на: законы и подзаконные акты (по горизонтальным связям иерархии).

Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой

Прежде чем переходить непосредственно к иерархии НПА по юридической силе, повторим, что собственно такое нормативно-правовой акт, и поговорим о правовой природе Конституции РФ. НПА — это основной источник права в современном государстве.

Не всякий официальный документ является НПА. Обязательные признаки НПА приведены на схеме.

Теперь о Конституции РФ.

Конституция — это не просто закон, это закон законов для конкретного государства. В частности, для РФ Конституция имеет наивысшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны (ст. 15 Конституции РФ). Никакие прочие НПА не могут противоречить Конституции. Много споров существует о том, можно ли называть Конституцию законом.
Много споров существует о том, можно ли называть Конституцию законом. Системный анализ норм (в т. ч.

положений самой Конституции) позволяет сделать вывод, что термины «конституция» и «закон» не равнозначны.

Например, в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ эти понятия четко разграничиваются.

В целом можно подобрать следующие юридические определения Конституции.

Конституция РФ

Это основной закон государства.

Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства. Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум).

была принята на референдуме 12 декабря 1993 года.

Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией.

Виды ФЗ

Законы, как и иные НПА, имеют свою классификацию.

Как правило, все законы РФ делятся на два ключевых вида:1.

Основные законы, то есть нормативные акты, изданные путём законотворчества уполномоченным на то органом власти для регулирования тех или иных правоотношений.2.

Законы о внесении изменений – это специфические нормативные акты, имеющие равную юридическую силу с ФЗ. По сути, они являются законами, однако их положениями реализуется лишь изменение действующего законодательства, а не регулирование каких-либо отношений.Помимо того, нужно отметить, что иерархия нормативных правовых актов в РФ содержит так называемые кодексы. Эти акты являются кодифицированными сборниками многочисленных правовых норм, объединенных единым предметом регулирования.

Подзаконные акты

Помимо Конституции и ФЗ, в иерархию НПА входят также подзаконные акты.

Они издаются в сфере ведения отдельных органов и ведомств для оперативного и «точечного» регулирования конкретных отношений и решения определённых задач. в своём массиве делятся на акты президента России и правительства. Что касается президентских актов, то ими, как правило, регулируются вопросы, связанные с присвоение классных чинов, почётных званий, назначением на должности в высшие органы власти, предоставлением политического убежища, а также некоторыми вопросами, возникающими в процессе международного сотрудничества.

правительства – это НПА высших издаваемые для обеспечения исполнительной власти в государстве.

Корпоративные акты

Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.

Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п.

(Например, Устав ООО «ВЕГА», Правила внутреннего трудового распорядка).

Принципы, закреплённые в конституции

Иерархия нормативно-правовых актов РФне только исходит от Конституции, но также во многом строится на принципах, закреплённых в ней.

Помимо этого, данные принципы характеризуют рамки правового регулирования в государстве.

Можно выделить следующие исходные положения основного закона: 1. Демократизм государства и власти. 2. Народовластие. 3. Федеральный принцип территориального устройства.

4. Россия является правовым и социальным государством. 5. Гуманизм всех общественных отношений. 6. Светский характер власти. 7.

Форма правления – республиканская.

Федеральные Конституционные законы

Регулируют вопросы, которые определены в Конституции.

В статьях Конституции содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон.

Например, в статье 88 Конституции РФ говорится о введении Президентом РФ чрезвычайного положения, а обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются федеральным конституционным законом.

Такой Федеральный конституционный закон “О чрезвычайном положении” № 3-ФКЗ принят 30.05.2001г.

Российская Конституция

Вся правовая система Российской Федерации закреплена в едином основном государственном нормативном акте – Конституции. Как и в иных странах, главный закон РФ содержит исходные принципы обеспечения прав и свобод гражданина, закрепляет разделение всех органов власти на законодательные, исполнительные и судебные, а также механизм их взаимодействия между собой. Хотя Конституция РФ и носит название Основной закон, её издание производится в специфическом порядке.

Таким же образом вносятся изменения в основной закон. В соответствии с положениями Конституции РФ, её изменение производится путём созыва Конституционного Собрания. Но такой порядок реализуется лишь в том случае, если необходимо пересмотр всего закона целиком.