Форма искового заявления в отношении непровомерных взысканий налоговой инспекции

Форма искового заявления в отношении непровомерных взысканий налоговой инспекции

Судебный порядок обжалования ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц


Когда досудебные способы урегулирования налоговых споров исчерпаны, для защиты своих прав и законных интересов граждане, организации и иные лица вправе обратиться в суд. Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации (п.

1 ). Обращение в арбитражный суд в соответствии со статьей 4 АПК РФ осуществляется в форме:

  1. жалобы — при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами.
  2. заявления — по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, по делам приказного производства и в иных случаях, предусмотренных АПК РФ;
  3. искового заявления — по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений;

Если вам неправомерно начислили налог.

Порядок обжалования для физических лиц

Вопросы для юристов pravobox.ru АУКЦИОН БЕСПЛАТНО

Ошибка Неверная пара логин пароль

Запомнить меня на этом сайте Вход в личный кабинет Зачем нужна авторизация? Регистрация позволит Вам выставить свой вопрос на аукцион. За право ответить на него поборются юристы со всей страны.

Вы сможете выбрать подходящего специалиста и стоимость консультации!

Вопрос на консультацию шаг 1/3 Ошибка Далее

Подтвердите, что вы не роботВыберите боксера: Отправить

  1. На данный электронный адрес уже зарегистрирована учетная запись. Для размещения вопроса на бесплатную юридическую консультацию , или воспользуйтесь функцией .
  1. В случае если вопрос нуждается в более полном индивидуальном ответе на платной основе, обратитесь к любому из ответивших юристов или выставите вопрос на аукцион. Для этого нужно зайти на страницу консультаций авторизованным по логину и паролю отправленному вам по e-mail или создать новый аукцион в Вашем Личном кабинете.

  2. Заданный Вами вопрос должен пройти модерацию, после чего, он будет доступен для ответа любому из юристов портала на .

Регистрация позволит Вам выставить свой вопрос на аукцион.

За право ответить на него поборются юристы со всей страны.

Вы сможете выбрать подходящего специалиста и стоимость консультации!! Часто налогоплательщик не согласен с актами и действиями должностных лиц налоговой инспекции, например, с суммами начисленного налога или неправомерно начисленными пенями/штрафом.

Даже если налог начислен полностью неправомерно, без вашего участия ошибку никто не исправит, а если вы не заявите о ней вовремя, за самим налогом последуют пени, штраф и принудительное взыскание.

  1. Форма №12984: «Форма жалобы/апелляционной жалобы на акты, действия и бездействия налоговых органов с инструкцией по заполнению»

В первую очередь стоит явиться на прием в свою инспекцию и получить разъяснения.

Вопрос может быть решен на месте — возможно, вы не знали о повышении налоговой ставки/базы или уведомление/требование об уплате налога было направлено вам ошибочно. По предложению налогоплательщика также может быть проведена совместная сверка уплаченных налогов.

Если же в инспекции уверены в своей правоте, несмотря на ваши доводы, надо срочно вооружаться налоговым кодексом и подавать жалобу. Право на обжалование актов ненормативного характера налоговых органов (к ним относятся требования, решения, письма, постановления и другие акты, принятые в отношении конкретного лица), а также действий (бездействий) их должностных лиц предусмотрено ст.

137 Налогового кодекса РФ. Обжалование возможно как в административном (досудебном), так и в судебном порядке. В большинстве случаев административный (досудебный) порядок является обязательным, непосредственно в суд можно обжаловать только акты (действия), вынесенные самой ФНС, а также акты, вынесенные по результатам рассмотрения жалобы.

Согласно ст. 138 НК РФ досудебное обжалование возможно в двух формах: обычная жалоба и апелляционная жалоба. Стоит отметить, что ввиду отсутствия четкого установленного списка актов налоговых органов, относящихся к ненормативным, некоторые акты не всегда признаются таковыми, а соответственно вышестоящий орган или суд может отказать в жалобе. В частности, это касается уведомлений и требований.

В этом случае стоит сначала направить в инспекцию письмо с требованием произвести перерасчет налога, указанного в уведомлении или требовании, по рассмотрению которого инспекция должна вынести акт, который уже можно будет обжаловать. Важно: Исполнение акта полностью или частично не лишает налогоплательщика права на подачу жалобы. Обжалование ненормативных актов, действий и возврат излишне уплаченных сумм налога – разные способы защиты права, которые могут применяться независимо друг от друга.

Исполнив решение, вы снимаете с себя риски применения обеспечительных мер. Если в результате рассмотрения жалобы акт инспекции будет отменен, можно будет претендовать не только на возврат излишне взысканных сумм, но и на проценты (п.

5 ст. 79 НК РФ), начисляемые на сумму взыскания по ключевой ставке ЦБ РФ со дня, следующего за днем уплаты, по день возврата.

Для возврата сумм налога подается заявление о возврате (зачете) сумм излишне уплаченного (взысканного) налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы в налоговый орган, в который данный налог был уплачен.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату (зачету) по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Сроки и порядок подачи жалобы Апелляционная жалоба касается решений налогового органа, принимаемых по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), не вступивших в силу на момент подачи жалобы.

Сроки и порядок подачи жалобы Апелляционная жалоба касается решений налогового органа, принимаемых по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), не вступивших в силу на момент подачи жалобы.

Возможность апелляционного обжалования предусматривается непосредственно в самом решении, там же указывается срок – один месяц со дня вручения решения налогоплательщику. Восстановить срок апелляционного обжалования в случае его пропуска нельзя.

Обычная жалоба подается на вступившие в силу акты налогового органа ненормативного характера, а также на действия или бездействие его должностных лиц. Срок обжалования составляет один год со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав или со дня вынесения решения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке. Если срок пропущен по уважительной причине, то его можно восстановить на основании отдельного ходатайства (п.

2 ст. 139 НК РФ). Обе жалобы (далее под жалобой понимается как обычная, так и апелляционная жалоба) может подать как само лицо, права которого нарушены, так и его уполномоченный представитель (с обязательным приложением доверенности).

В качестве адресата надо указать вышестоящий налоговый орган, но подавать через тот налоговый орган, который вынес решение. Т.е. жалобу на территориальную (районную, межрайонную) инспекцию следует подавать в Управление ФНС по субъекту через ту же территориальную инспекцию. Жалобу можно подать непосредственно в налоговый орган, отправить по почте или в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган в течение трех дней со дня поступления жалобы обязан направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган, приложив свое заключение. Содержание жалобы В жалобе необходимо указать акты налогового органа, совершенные действия (бездействие) его должностных лиц, которые привели к нарушению прав.

Следует привести основания, подтверждающие нарушение прав (например, ошибочное применение законодательства, неправильная трактовка фактических обстоятельств и т.п.).

Завершают жалобу требованием: отменить решение, признать действия инспекторов незаконными и т.п. (подп. 5 п. 2 ст. 139.2 НК РФ).

К жалобе стоит приложить все первичные подтверждающие документы.

Данное требование необязательно, допускается преставление документов позднее в налоговый орган или суд (до момента принятия решения по жалобе), однако не стоит рисковать, суд вправе отказать в принятии документов, которые были в распоряжении налогоплательщика, истребовались налоговым органом, но представлены только в суд. Также стоит привести все имеющиеся доводы о незаконности решения налогового органа в первоначальной жалобе в вышестоящий налоговый орган. Как и в случае с документами, если какие-то существенные доводы не будут приведены в первоначальном процессе, то суд может в дальнейшем отказать в их принятии.

Если в самой жалобе специально не указано, какие части решения обжалуются, то считается, что решение обжаловано в полном объеме. Можно обжаловать только часть вынесенного решения и прямо указать на это в жалобе, однако в дальнейшем решение может быть оспорено в суде только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган.

Можно обжаловать только часть вынесенного решения и прямо указать на это в жалобе, однако в дальнейшем решение может быть оспорено в суде только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В случае подачи апелляционной жалобы, даже если обжалована часть решения, такое решение не вступает в силу (п.

1 ст. 101.2 НК РФ). Рассмотрение жалобы Жалоба может быть рассмотрена с участием лица, подавшего жалобу, если вышестоящий налоговый орган выявит противоречия в материалах или несоответствия сведений налогоплательщика и нижестоящего налогового органа (п.

2, 5 ст. 140 НК РФ). При желании участвовать в рассмотрении стоит сделать акцент в жалобе на указанные противоречия, а также заявить ходатайство об участии в рассмотрении жалобы. Решение по жалобе, поданной на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, должно быть принято в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Решение по иным жалобам принимается в течение 15 рабочих дней со дня их получения. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней. Вынесенное решение направляется лицу в течение трех рабочих дней со дня его принятия (п.

6 ст. 140 НК РФ). Нарушение срока рассмотрения жалобы не влечет недействительность решения, принятого по результатам такого рассмотрения. Однако налогоплательщик может заявлять доводы о пропуске срока давности взыскания, например, если обжаловано требование об уплате налога, и в течение двух месяцев, налоговый орган не принял решение, он лишается права на вынесение решения о взыскании налога. Вышестоящим налоговым органом не может быть принято решение о взыскании дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не взысканных оспариваемым решением, но может быть дополнено и (или) изменено приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, а также исправлены арифметические ошибки, опечатки, в том числе в сторону увеличения (п.

81 Постановления Пленума ВАС РФ № 57). Обращение в суд В случае несогласия с решением вышестоящего налогового органа, невынесения решения в установленный срок, а также при обжаловании актов (действий), вынесенных непосредственно ФНС можно обращаться в суд. Административное исковое заявление (обжалование решения, действия, бездействия) может быть подано в суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч.

1 ст. 219 КАС РФ). С учетом обязательности досудебного порядка обжалования, трехмесячный срок на обращение в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом решении по его жалобе (п. 3 ст. 138 НК РФ). При взыскании излишне уплаченных сумм налога заявление подается в суд общей юрисдикции по правилам искового производства в течение трех лет с моменты уплаты налога.

Хотим обратить внимание, что авторы статьи придерживаются исключительно законных методов решения проблем. Авторы не принимают сторону кого бы то ни было, не призывают к каким либо действиям и не дают политическую окраску материала статьи. Настоящая статья носит исключительно информационный характер и направлена на поддержку позиции, которую Вы вправе избрать по своему усмотрению, руководствуясь личными мотивами.

Настоящая статья носит исключительно информационный характер и направлена на поддержку позиции, которую Вы вправе избрать по своему усмотрению, руководствуясь личными мотивами. И помните, выбор за Вами, но только в правовом поле!

Если вас заинтересовал материал статьи и Вы решили что Вам необходима квалифицированная юридическая помощь, Вы можете обратится в ООО «ЮСБ «СПЕКТО» на pravobox.ru или напрямую в ООО «ЮСБ» СПЕКТО» Статья подготовлена нашим Генеральным партнером ООО «ЮСБ «СПЕКТО», по заказу ООО «Экспрессюрист», оператора портала PRAVOBOX.RU (Портал профессиональных юридических услуг) Копирование статьи как целиком так и в части, возможно с разрешения правообладателя . Тематические ссылки: Магазин Готовых Форм (МГФ).

Магазин Готовых Форм (МГФ). Магазин Готовых Форм (МГФ).

Районный суд о признании недоимки по налогу безнадёжной

На днях мне попался рядовой судебный акт, принятый районным судом.

Это решение Коломенского городского суда Московской области от 31 июля 2014 г.

по делу № 2-1528/2014 (ссылка на дело ниже), рассмотренному по заявлению гражданина Гудкова Федора Андреевича к Межрайонной ИФНС России № 7 по Московской области о признании недоимки по транспортному налогу безнадёжной.

Решение мне показалось интересным тем, что районный суд необычайно подробно для налогового спора – на 8 листах – изложил в решении все доводы сторон и тщательно их проанализировал, сделав при этом по большей части совсем неправильные выводы. Обстоятельства дела заключались в следующем (все даты в тексте решения затёрты, но это не слишком усложняет его чтение). Межрайонная инспекция направила гражданину Гудкову, в собственности которого находятся два автомобиля, уведомление об уплате транспортного налога за три предшествующих года.

Налогоплательщик налог не заплатил, в связи с чем инспекция направила ему требование, которое также исполнено не было. В целях взыскания налога инспекция приняла письменное решение об обращении к мировому судье за судебным приказом. По заявлению Гудкова судебный приказ был отменён, после чего налоговый орган никаких дальнейших действий по взысканию налога не предпринимал.

Посчитав шестимесячный срок на взыскание налога в судебном порядке пропущенным, Гудков обратился в районный суд со следующими требованиями: — о признании незаконными действий, связанных с направлением налогового уведомления об уплате транспортного налога и соответствующего требования налогового органа, а также решения о взыскании налога, — о признании суммы недоимки безнадёжной к взысканию, а обязанности по уплате налога прекращённой, -об обязании налогового органа исключить запись о недоимке из лицевого счёта налогоплательщика.

Суд отказал налогоплательщику в удовлетворении всех заявленных требований.

1. Суд пришёл к выводу, что заявителем пропущен трёхмесячный срок на обращение в суд, установленный статьёй 256 ГПК РФ. Обжалование решений налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, если это не связано с привлечением к административной или уголовной ответственности, рассматривается судами общей юрисдикции по правилам главы 25 ГПК РФ (Постановление Пленума Верховного суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ

«О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»

). В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Причины пропуска срока обязательно подлежат выяснению в судебном заседании. Данное положение нашло свое отражение и в названном Постановлении Пленума Верховного суда.

В соответствии с названными требованиями закона, судом в судебном заседании обсуждался данный вопрос. Суд считает, что заявителем пропущен срок обращения в суд, поскольку заявитель узнал о нарушенном праве с момента получения налогового уведомления, требования об уплате налога.

В суд с заявлением об обжаловании действий налогового органа по направлению налогового уведомления и требования об уплате налога Гудков обратился, согласно почтовому отправлению ДД.ММ.ГГГГ г., т.е. спустя 3 месяца после получения указанных документов из налогового органа (л.д.

№). Требования о признании недоимки по налогам безнадежной к взысканию и исключении соответствующей записи из лицевого счета налогоплательщика являются производными от требований, связанных с обжалованием действий по направлению налогового уведомления и требования об уплате налогов и должны рассматриваться во взаимосвязи с соблюдением сроков обращения в суд об обжаловании указанных действий.

Во-первых, из дела следует, что права гражданина Гудкова оказались нарушенными не в момент выставления требования, а всё-таки в момент истечения срока на взыскание налога по данному требованию. Даже если согласиться с тем, что срок на оспаривание уведомления и требования (или действий инспекции по их выставлению) пропущен, а сами акты налогового органа приняты в установленные сроки, откуда такой креативный аргумент суда о том, что в этом случае пропущен и срок на обращение с требованием о списании недоимки? – Это совершенно безосновательно, к такому требованию ст.

256 ГПК РФ неприменима. 2. Суд указал, что так как налоговый орган уже частично реализовал своё право на взыскание недоимки путём обращения к мировому судье за судебным приказом, впоследствии отменённым, суд, на момент принятия настоящего решения не может быть убежден в том, что налоговый орган окончательно утратил право на взыскание недоимки в порядке искового производства.

Достоверных доказательств причин пропуска срока на обращение в суд представителями заинтересованного лица не представлено. При том, что суд на момент принятия настоящего решения не может быть убежден в бесспорной утрате налоговым органом права на обращение в суд с требованием о взыскании с Гудкова недоимки по налогам, учитывая баланс частных и общественных интересов, наличие у налогоплательщика предусмотренной Конституцией РФ (ст.
При том, что суд на момент принятия настоящего решения не может быть убежден в бесспорной утрате налоговым органом права на обращение в суд с требованием о взыскании с Гудкова недоимки по налогам, учитывая баланс частных и общественных интересов, наличие у налогоплательщика предусмотренной Конституцией РФ (ст.

57) и налоговым законодательством (ст. 23 НК РФ) обязанности по уплате налогов, суд не находит оснований для признания недоимки по налогам безнадежной ко взысканию, следовательно для исключения соответствующей записи из лицевого счета налогоплательщика.

Этот пассаж ещё интереснее, поскольку районный суд таким образом фактически отказывает гражданину в судебной защите, отдавая разрешение вопроса на откуп налоговому органу и предлагая ожидать от него дальнейших действий. А что если инспекция так и не обратится с имущественным иском о взыскании недоимки?

Насколько долго в этом случае суд

«не может быть убежден в бесспорной утрате налоговым органом права на обращение в суд с требованием о взыскании недоимки»

? Можно, конечно, рассчитывать на то, что налогоплательщику позднее будет выставлено новое требование с включением в него спорной недоимки, которое можно будет оспорить по основанию пропуска срока на её взыскание и тем самым признать её безнадёжной.

Но не факт, что такое требование будет когда-либо выставлено. А ведь задолженность в лицевом счёте так и останется.

Очевидно, что если бы подобное дело рассматривал арбитражный суд, спор разрешался бы в соответствии с пунктом 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57

«О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

, предоставляющим налогоплательщику возможность почистить лицевой счёт от просроченных недоимки, задолженности по пеням и штрафам, получив на руки любое решение суда с выводом об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания. Но суд общей юрисдикции видимо решил не упрощать.

И, как итог, суд разъясняет: Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными данных действий, то оснований для удовлетворения взаимосвязанных требований, не имеется. Гудков Ф.А., по мнению суда, не лишен права обратиться в налоговый орган либо в суд с требованиями о признании недоимки по налогам безнадежной, в случае наступления обстоятельств, свидетельствующих о бесспорной утрате налоговым органом права на обращение в суд с требованием о взыскании с Гудкова Ф.А. недоимки по налогам. Мособлсуд, кстати, решение районного суда оставил без изменения.

Так всё же как гражданину Гудкову убрать просроченную недоимку из лицевого счёта?
Ссылка на карточку дела http://kolomna.mo.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=91608333&delo_id=1540005

Исковое заявление о признании недействительным требования Инспекции ФНС об уплате налогов и пени

В Арбитражный суд _____________________ Заявитель: ____________________________ Адрес: ________________________________ Государственный орган: ИФНС РФ ________ Адрес: ________________________________ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о признании недействительным требования Инспекции ФНС об уплате налогов и пени «__»___________ ___ г. Инспекция ФНС N _____ по ____________ предъявила Заявителю, являющемуся налогоплательщиком, требование от «__»______ ____ г.

N ______ за подписью _________________ (Ф.И.О.) — руководителя (заместителя руководителя) ИФНС об уплате налогов по состоянию на «___»_________ ____ г.

(копия прилагается). Требование получено Заявителем «___»_________ ____ г. именно тогда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

Указанным требованием N ____ Заявителю предъявлены к уплате налоги и пени в сумме _________ рублей, в том числе: ______________________________.

(налоги и пени предъявленные к уплате) Заявитель с предъявленным требованием не согласен, считает, что оно не соответствует обстоятельствам, не подтверждается документами, не основано на статьях _______, ______, ______, и ____ Налогового кодекса РФ, а именно: (статьи, на которые ссылается ИФНС в требовании) ___________________________________________________________________________ (доводы со ссылками на статьи НК РФ, законов, иных нормативных правовых _____________________________________________________, что подтверждается — актов, опровергающие оспариваемое требование) __________________________________________________________________________.

(факты и документы, подтверждающие доводы Заявителя) Заявитель считает, что это требование нарушает его права и законные интересы, в частности право собственности на принадлежащие ему денежные средства, поскольку, несмотря на то, что налоги, уже уплаченные в бюджет, ИФНС повторно намеревается взыскать с Заявителя, т.е.

фактически ИФНС хочет распорядиться принадлежащими Заявителю денежными средствами. На основании изложенного и в соответствии со ст. ст. 142, _____, ____, (применимые статьи) НК РФ, а также ст.

ст. 197 — 199 АПК РФ, ПРОШУ: 1. Признать недействительным требование Инспекции ФНС РФ от «___»_________ ____г. N _____ об уплате ___________________________________ (налогоплательщик) налогов и пени в сумме _________ рублей, в том числе: _____________________ __________________________________________________________________________.

(налоги и пени предъявленные к уплате) 2.

Возместить уплаченную госпошлину. Приложения: 1. Копия требования ИФНС N ___ от «___»________ ____ г.

2. Копии документов, подтверждающих доводы Заявителя. 3. Документ об уплате госпошлины.

4. Копии свидетельства о государственной регистрации Заявителя. 5. Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание Заявления.

6. Уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление ИФНС копии искового заявления и приложенных к нему документов.

Руководитель (представитель) _________________ «___»__________ ____ г.

Срок рассмотрения жалобы

В некоторых случаях жалоба может остаться без рассмотрения (). Например, налогоплательщик нарушил срок подачи жалобы или налоговая инспекция устранила нарушения прав лица, подавшего жалобу, и сообщила об этом в вышестоящий налоговый орган.

Если же жалоба была рассмотрена, то по итогам ее рассмотрения вышестоящий налоговый орган может ():

  1. оставить жалобу без удовлетворения;
  2. признать действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынести решение по существу.

Решение по результатам рассмотрения жалобы на действие или бездействия должностных лиц налоговых органов принимается вышестоящим налоговым органом в течение 15 рабочих дней со дня получения жалобы.

Для получения от нижестоящих налоговых инспекций документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, или при представлении лицом, подавшим жалобу, дополнительных документов, срок на принятие решения по жалобе может быть удлинен, но не более чем на 15 рабочих дней. Решение о продлении срока принимает руководитель (замруководителя) вышестоящего налогового органа.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения ().

Если в установленные НК РФ сроки вышестоящий налоговый орган так и не принял решение по жалобе, такую жалобу можно будет подать в суд ().

Порядок взыскания налоговой санкции

Взыскание санкции представляет собой особый правовой процесс, заключающийся в получении налоговым органом определенной денежной суммы со счета налогоплательщика – физического, либо юридического лица, за проявленные им нарушения и обнаруженные ошибки в сфере налогового законодательства. Порядок взыскания налоговых санкций установлен положениями действующего НК РФ.

Первоначальным этапом данной процедуры является вынесение решение об установлении ответственности в отношении налогоплательщика. Данное определение составляется и утверждается сотрудником налоговых органов. Затем представитель данных органов обращается в судебное учреждение и заявляет соответствующее ходатайство, либо заявление о взыскании налоговой санкции в отношении физического лица.

Обращение в судебный орган может не потребоваться в том случае, если налогоплательщик добровольно принимает условия примененной к нему санкции. Указанная в документе денежная сумма должна быть оплачена в установленный временной период. В случае подтверждения факта оплаты, с физического лица снимается ранее установленная ответственность, и налоговые санкции считаются погашенными.

В том случае, если налогоплательщик не желает добровольно исполнить обязательства по оплате, либо он никак не отреагировал на предъявленные ему налоговые санкции, разрешением вопроса будет заниматься арбитражный суд.

Взыскание в судебном порядке в случае пропуска налоговым органом срока на бесспорное взыскание

Принятое по истечении указанного в пункте 3 (далее — Кодекс) двухмесячного срока решение о взыскании обязательных платежей за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств и решение о взыскании обязательных платежей за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) считается недействительным и исполнению не подлежит. В таком случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов), налогового агента — организации или индивидуального предпринимателя — причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.В шестимесячный срок на подачу налоговым органом в арбитражный суд иска о взыскании с налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов), — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога (сбора, страхового взноса), пеней и штрафа включаются и 2 месяца на взыскание соответствующих сумм за счет денежных средств налогоплательщика, а также электронных денежных средств.При пропуске срока принятия решения о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка), установленного пунктом 1 , взыскание причитающихся к уплате сумм с указанных налогоплательщиков может производиться только в судебном порядке путем подачи налоговым органом искового заявления в арбитражный суд.

В таком случае взыскание налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов производится за счет иного имущества организации или индивидуального предпринимателя на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда в соответствии с положениями «Об исполнительном производстве».В случае отмены по формальным признакам мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему, принятых налоговым органом в соответствии со и , налоговый орган осуществляет взыскания сумм задолженности в судебном порядке путем направления искового заявления в арбитражный суд. Исполнительный лист арбитражного суда предъявляется судебному приставу–исполнителю для исполнения.

Какие документы приложить

Список дополнений меняется в зависимости от особенностей ситуации.

Полный перечень бумаг, которые можно прикладывать к иску, отражен в статье 126 АПК РФ. Допустимо предъявление документации в бумажном и электронном виде.

Предварительно необходимо сделать копию искового заявления и разослать их другим участникам процесса. В перечень включают:

  1. копия свидетельства о госрегистрации, если в учреждение обращается предприниматель или юридическое лицо;
  2. нотариально заверенная доверенность предоставляется в ситуациях, когда человек действует через представителя;
  3. бумаги, демонстрирующие законность выдвинутых требований;
  4. жалоба, направлявшаяся в ФНС;
  5. квитанцию, подтверждающую внесение госпошлины;
  6. копия полученных решений, если вердикт вынесен;
  7. выписка из реестра для ИП и юр лиц.

Обычно конфликт можно решить уже на стадии подачи жалобы.

Разбирательство в суде может длиться 3-6 месяцев.

Досудебный порядок быстрее. Ответ удастся получить в течение 30 дней.

Сам себе юрист

Штамп предприятия В ___________________________ суд_______ области (края, республики)ИСТЕЦ: __________________________(наименование предприятия, адрес) ОТВЕТЧИК:Государственная налоговая службапо городу _______________________(району ________________ области,края, республики) ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о признании действий сотрудника налоговой службы неправомерными и взыскании ущерба «___» _________ 20_г.

налоговый инспектор ________________________________________________________________________(ф.и.о.)Государственной налоговой службы по городу (району) произвел осмотр производственных помещений, оборудования и продукции _______________________________________________________(наименование предприятия)а также его бухгалтерских документов.В тот же день налоговый инспектор вынес постановление об изъятии у_______________________________________________________(наименование предприятия) документации, касающейся хозяйственной (коммерческой) деятельности под предлогом сокрытия (занижения) прибыли (дохода) иных объектов налогообложения ___________________________________________________________________________(указать, каких конкретно) а также наложен арест на счет в банке.Действия налогового инспектора противоречат закону по следующиммотивам _________________________________________________(указать основания и имеющиеся доказательства нарушения закона) В результате неправомерных действий налоговой инспекции предприятию причинены убытки _____________________________________________________________________________________(привести соответствующие расчеты,________________________________________________________подтверждающие ущерб, включая упущенную выгоду)В соответствии с ПРОШУ:признать действия налогового инспектора неправомерными и взыскать в нашу пользу убытки в общей сумме _______ рублей.Приложения.1. Копия постановления налогового инспектора.2. Имеющиеся доказательства в подтверждение иска.3.

Квитанция об уплате госпошлины.4. Квитанция об отправке искового заявления ответчику.Подпись ДатаКомментарий юриста:Должностные лица налоговой службы при установлении фактов нарушений гражданами и юридическими лицами законодательства о налогах и других платежах в бюджет составляют протоколы. При отказе подписать протокол в нем делается соответствующая отметка, удостоверенная подписями свидетелей.

Гражданин может внести в протокол свои объяснения о мотивах отказа от подписи.Руководители налоговых инспекций в пределах своих компетенций принимают решения о наложении на виновных в нарушении налогового законодательства административного взыскания.Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд, а физическими лицами — в суд общей юрисдикции.Жалоба подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик или иное обязанное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. В случае пропуска по уважительной причине этого срока он может быть восстановлен.

Заявление о признании сумм недоимки по налогу

Налогоплательщик может обратиться в суд за признанием недоимки безнадежной к взысканию через 3 года со дня истечения срока требования (см.рекомендацию ниже).

Налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания недоимки только на основании решения суда.

Применение срока исковой давности в 3 года к налогам, сборам, страховым взносам и штрафам возможно только на основании решения суда (пп.4 п.1 ст.59 НК РФ). Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».

Рекомендация: Может ли организация признать безнадежной и списать кредиторскую задолженность по налогам (страховым взносам, сборам, штрафам, пеням), срок взыскания которой истек «Да, может.

Но только после того, как эту задолженность признает безнадежной налоговая инспекция*. Это объясняется так. Обязанность по уплате налога (страхового взноса, сбора, штрафа, пеней) организация должна исполнить самостоятельно (ст. 45 НК РФ). Закрытый перечень оснований, при наличии которых у организации эта обязанность прекращается, приведен в пункте 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ.

Истечение срока взыскания задолженности в этом перечне прямо не поименовано*.

Однако подпунктом 5 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога (страхового взноса, сбора) может быть прекращена при возникновении других обстоятельств, предусмотренных налоговым законодательством.

Подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ предусмотрена возможность списания налоговой задолженности, если судом подтверждено, что инспекция утратила право на взыскание недоимки в связи с истечением сроков, установленных законодательством*. Таким образом, если утрата права налоговой инспекции на взыскание задолженности подтверждена судебным решением (в т.

ч. определением об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления о взыскании задолженности), такая задолженность признается безнадежной и подлежит списанию с лицевого счета организации. Это следует из положений подпункта 4 пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 59 Налогового кодекса РФ. С момента вступления судебного решения в законную силу пени на недоимку, срок взыскания которых истек, не начисляются*.

Объясняется это тем, что пени применяются для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (страховых взносов, сборов). Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога (страхового взноса, сбора).

Поэтому после того, как налоговая задолженность была признана безнадежной, основания для начисления пеней на эту задолженность отсутствуют.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 15 ноября 2010 г. № 03-02-08/70. Принимать решение о признании недоимки безнадежной и о ее списании могут налоговые инспекции и таможенные органы (в отношении недоимок по налогам, уплачиваемым при ведении внешнеэкономической деятельности). Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 59 Налогового кодекса РФ.

Налоговая инспекция может признать задолженность организации безнадежной в следующих случаях*:

  1. при ликвидации организации (в части недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам, не погашенных из-за недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) организации);
  2. через пять лет с даты образования недоимки прекращается судебное дело по признанию организации банкротом в связи с отсутствием денежных средств для покрытия судебных расходов (подп. 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ);
  3. налоги (страховые взносы, сборы, пени, штрафы, проценты) были списаны с банковского счета организации, но не перечислены в бюджет (при условии, что банк, в котором был открыт счет организации, ликвидирован).
  4. через пять лет с даты образования недоимки размер недоимки и задолженности по пеням и штрафам не превышает 300 000 руб. (подп. 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ, п. 2 ст. 6 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ). В этом случае судебный пристав-исполнитель должен вынести постановление о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью взыскать недоимку. При этом решение о признании недоимки безнадежной и о ее списании принимает инспекция по месту учета налогоплательщика (п. 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 19 августа 2010 № ЯК-7-8/393);
  5. судом принято решение, согласно которому налоговая инспекция утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания*;

Основания для признания задолженности безнадежной к взысканию перечислены в пункте 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ.

Внимание: если за недействующей организацией числится недоимка или задолженность по пеням и штрафам по состоянию на 1 января 2015 года, недоимка или задолженность признается безнадежной к взысканию.

При условии, что инспекция не может установить местонахождение должника или сведения о его денежных средствах и имуществе, которые можно взыскать в счет задолженности (ст. 4 Закона от 4 ноября 2014 г. № 347-ФЗ)*.

После того как инспекция (таможня) исключит сведения о списанной задолженности из данных внутреннего учета, основания для списания этой задолженности появятся и у организации.

Порядок списания недоимки организаций, которые имеют признаки недействующих юридических лиц, указанные в пункте 1 статьи 21.1 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, утвержден приказом ФНС России от 19 августа 2010 г.