Дневник производственной практики по хирургической стоматологии

производственная практика по хирургической стоматологии


ГОУ ВПО «СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Росздрава РФ» г. АрхангельскКАФЕДРА ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ И ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПО ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ (Методические рекомендации) Архангельск 2009 Печатается по решению центрального координационно-методического совета Северного государственного медицинского университета Составители: С.Н.Федотов, доктор медицинских наук, профессор кафедры челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии СГМУ; И.И.Дынин, кандидат медицинских наук, доцент кафедры челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии СГМУ; Е.А.Минин, кандидат медицинских наук, доцент кафедры челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии СГМУ Под редакций заведующего кафедрой челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии СГМУ доктора медицинских наук А.У. Минкина Рецензент: Т.Н.Юшманова, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой ортопедической стоматологии СГМУ В методических рекомендациях изложена с учетом современных требований программы производственной практики, в приложении представлены форма дневника производственной практики, справочный материал. Предназначены для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов © Северный государственный медицинский университет, 2009 Целью производственной практики является дальнейшее закрепление знаний, полученных студентами во время учебных занятий, а также углубление и совершенствование практических навыков, приобретенных в вузе по диагностике, квалифицированному и специализированному лечению больных с хирургическими стоматологическими заболеваниями.

Студенты так же должны познакомиться с организацией хирургической стоматологической помощи и условиями работы врача в городе и на селе, приобрести навыки пропаганды медицинских знаний, здорового образа жизни, гигиенического обучения и воспитания различных групп населения. Производственная практика по хирургической стоматологии проводится в VII семестре в течение 2-х недель в хирургическом отделении (кабинете) стоматологической поликлиники. Студент трудится в качестве помощника врача хирурга-стоматолога, ему выделяется рабочее место.

Стаж врача-руководителя должен быть не менее 5 лет.

К врачу прикрепляется не более 1 – 2 студентов.

Практическая работа слагается из ежедневного приема амбулаторных больных (6-7 человек) под наблюдением врача-руководителя практики.

Руководит практикой кафедра челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии СГМУ. Продолжительность рабочего дня при пятидневной рабочей неделе 6,5 часов, шестидневной – 5,5.

При пятидневной рабочей неделе студенты должны отработать одну субботу на дежурном приеме по оказанию неотложной помощи. В первый день практики врач показывает студентам хирургическое отделение (кабинет), оснащение, знакомит с сотрудниками, организацией работы врачебного, среднего и младшего медицинского персонала и регистратуры.

^

«Организация хирургической стоматологической помощи населению»

Студенты должны изучить организацию рабочего места хирурга-стоматолога, научиться самостоятельно пользоваться стоматологическим креслом, правильно устанавливать освещение, получить навыки пользования инструментами для обследования больных. Обучающиеся должны научиться соблюдать правила асептики и антисептики, осуществлять профилактику распространения инфекционных заболеваний, производить обработку рук перед приемом каждого больного, уметь пользоваться перчатками, маской, защитными очками. Студенты должны познакомиться с заполнением учетно-отчетной документации в отделении или кабинете (приложения 2, 3) ,привлекаться к ее заполнению.

Они знакомятся так же с количественными и качественными показателями работы хирурга-стоматолога и методикой их анализа, усваивают порядок оформления и выдачи листков временной нетрудоспособности, участвуют в диспансеризации населения (приложение 4 ).

«Обследование хирургического стоматологического больного» Студенты должны научиться выяснять жалобы, собирать анамнез заболевания, сведения о наследственности, образе жизни, перенесенных и сопутствующих заболеваниях, условиях труда и вредных привычках больного. Они должны освоить методику обследования челюстно-лицевой области, включающую внешний осмотр, пальпацию, осмотр полости рта, инструментальное исследование (зондирование протоков слюнных желез, ран, диагностическая пункция), дать правильную оценку функции органов челюстно-лицевой области, После удаления зуба студент должен уметь исследовать лунку и в случае подозрения на перфорацию дна верхнечелюстной пазухи обязан определять попадание в полость носа из полости рта жидкости, проводить носо-ротовую и рото-носовую пробы.

Они должны освоить методику обследования челюстно-лицевой области, включающую внешний осмотр, пальпацию, осмотр полости рта, инструментальное исследование (зондирование протоков слюнных желез, ран, диагностическая пункция), дать правильную оценку функции органов челюстно-лицевой области, После удаления зуба студент должен уметь исследовать лунку и в случае подозрения на перфорацию дна верхнечелюстной пазухи обязан определять попадание в полость носа из полости рта жидкости, проводить носо-ротовую и рото-носовую пробы.

Обследуя больного с травмой костей лица, студент должен научиться определять методом пальпации патологическую подвижность отломков, болезненность зубов, обращать внимание на разрывы слизистой оболочки полости рта, нарушения прикуса.

При подозрении на опухоль и опухолеподобное заболевание студент должен научиться уточнять локализацию образования, его размеры, консистенцию, подвижность, связь с зубами. Для этого ему необходимо овладеть методом пальпации.

Под руководством врача студент назначает больному рентгенологическое исследование зубов, челюстей, других костей лица и черепа, придаточных пазух носа, вводит контрастные вещества в протоки слюнных желез, кисты, свищи.

Осваивается чтение рентгенограмм, ортопантомограмм, радиовизиограмм, томограмм, в том числе компьютерных и магнитно-резонансных, сиало-, цисто- и фистуло-рентгенограмм. Студент должен научиться определять жизнеспособность пульпы зуба методом электроодонтодиагностики. Во время производственной практики студент должен под руководством врача назначать и правильно интерпретировать результаты общего анализа крови и мочи, других анализов, осуществлять забор материала на цитологическое (мазки-отпечатки, соскоб, пунктат, смыв) и морфологическое исследование (биопсия).

По окончании обследования студент с помощью врача-руководителя формулирует диагноз заболевания.

Преподаватель, ответственный за практику, контролирует последовательность выполнения диагностических манипуляций, их полноту. Для уточнения диагноза в сложных случаях студент совместно с лечащим врачом направляет больных на консультацию к другим специалистам.

«Обезболивание тканей полости рта и челюстно-лицевой области»

Под контролем врача-руководителя студент выполняет обезболивание на лице и в полости рта, осваивает методику аппликационного, инфильтрационного (на мягких тканях и на альвеолярном отростке) и проводникового обезболивания (блокирование подглазничного, нижнеальвеолярного нервов внутриротовым и внеротовым доступом, носонебного – внутриротовым доступом, большого небного, подподбородочного нервов, обезболивание на нижнечелюстном возвышении по М.М.Вейсбрему, анестезия по Берше-Дубову).

При необходимости назначает потенцированное обезболивание (премедикацию).

«Лечение хирургических стоматологических больных, оперативные вмешательства и манипуляции»

Врач- руководитель практики предоставляет студенту возможность самостоятельно составить план лечения больного с применением методов, рекомендованных в университете. В случае применения другого метода лечения, с которым студент не был знаком, руководитель должен объяснить его преимущество перед другими методами или необходимость его применения в данном случае.

Под контролем врача студент готовит больного к операции удаления зуба, оформляет согласие больного на оперативное вмешательство. Согласно Закону

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»

от 22.07.93.

№ 5487-1 (статьи 30,31,32) пациент имеет право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, получение информации о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения. Студент производит удаление зубов, осваивает технику использования щипцов и элеваторов, в том числе при сложном и атипичном удалении зубов с отслаивание слизисто-надкостничного лоскута и применением бормашины. Осваивает операции: удаление третьего нижнего моляра при затрудненном его прорезывании, рассечение и иссечение капюшона слизистой оболочки в области нижнего «зуба мудрости», удаление дистопированного, ретинированного и полуретинированного зуба, периостотомии, секвестрэктомии внутриротовым доступом.

Студент ассистирует врачу-руководителю на амбулаторных операциях, таких как резекция верхушки корня, реплантация зуба, гемисекция, ампутация корня, цистэктомия, цистотомия. Обучаемые осваивают местные способы остановки кровотечения после удаления зубов, учатся производить разрезы на лице и в полости рта по поводу абсцессов мягких тканей, удалять конкременты из протоков слюнных желез, производить инстиляцию систмы их протоков растворами лекарственных веществ, осуществляют перевязки своим больным.

Под контролем врача-руководителя производят первичную хирургическую обработку ран мягких тканей лица, снимают швы, вправляют вывих нижней челюсти, осуществляют репозицию и фиксацию вывихнутых зубов и сломанных участков альвеолярного отростка лигатурной проволокой, быстротвердеющей пластмассой, репозицию и фиксацию отломков челюстей при переломах мягкой пращевидной повязкой, лигатурной проволокой, проволочными, в том числе стандартными шинами. Участвуют в операции удаления небольших доброкачественных опухолей, опухолеподобных и кистозных образований лица и полости рта (папилома, фиброма, липома, эпулис и др.).

Под руководством врача студент направляет больного на процедуры в физиотерапевтический кабинет, выезжает вместе с врачом для оказания экстренной помощи на дому. Студент должен знать порядок госпитализации больных в клинику (отделение) челюстно-лицевой хирургии. Так, больных с острыми воспалительными процессами, травмой, кровотечением необходимо направлять в специализированную клинику (отделение) челюстно-лицевой хирургии (области, города) в экстренном порядке круглосуточно.

Плановые больные направляются на госпитализацию через консультативный кабинет поликлиники многопрофильной больницы, имеющей челюстно-лицевое отделение. Врач-руководитель помогает студенту разобраться в ошибках, допущенных при диагностике и составлении плана лечения, если они имели место, усвоить лечение осложнений, возникших во время и после лечения зубов.
Врач-руководитель помогает студенту разобраться в ошибках, допущенных при диагностике и составлении плана лечения, если они имели место, усвоить лечение осложнений, возникших во время и после лечения зубов.

Студент под руководством врача-руководителя должен участвовать в оказании помощи больному при неотложных состояниях, могущих развиться на амбулаторном хирургическом приеме (обморок, коллапс, шок, гипертонический криз и др.) ^ � Помимо лечебной работы студенты во время производственной практики занимаются санитарно-просветительной и учебно-исследовательской работой, участвуют в производственных совещаниях, научных и клинических конференциях, проводимых в поликлинике. Студенты привлекаются к профилактическим мероприятиям, проводимым в лечебно-профилактическом учреждении. Санпросветработа складывается из чтения лекций, бесед, оформления санбюллетней по актуальным вопросам хирургической стоматологии.

Темы лекций и бесед утверждаются преподавателем-руководителем практики и врачом-куратором. УИРС проводится по темам, разработанным кафедрой ЧЛХ и хирургической стоматологии.

Проводимое исследование может быть продолжением работы студента в научном кружке.

По каждой теме составляется краткая аннотация с определением цели и задач работы, протокол исследования (карта исследования больного).

Для научной работы помимо наблюдений студента за время практики, может быть использован архивный материал хирургического отделения стоматологической поликлиники. Студент анализирует свои наблюдения и составляет короткий отчет, в котором дает краткий литературный обзор с обоснованием актуальности темы исследования, описывает изученный материал, полученные результаты с их обсуждением, делает выводы и дает рекомендации. За время прохождения производственной практики студент должен помнить и выполнять основные положения деонтологии: • чутко и внимательно относится к больному и его родственникам; • внушать больному уверенность в правильности поставленного диагноза, плана лечения, настраивать на благоприятный исход заболевания; • строго выполнять принципы профессиональной этики, правильно строить свои взаимоотношения с персоналом медицинского учреждения; • сохранять врачебную тайну; • уделять особое внимание ведению медицинской документации.

^ Дневник (приложение 1) является основным документом студента при прохождении производственной практики по хирургической стоматологии на клинической базе. В начале дневника дается краткое описание базы, на которой проводится практика, указывается категорийность поликлиники, описывается оснащенность хирургического кабинета, его отделка, количество кресел, способы стерилизации инструментов, продолжительность рабочего дня, порядок приема больных, постановки на диспансерный учет Ежедневно в дневнике необходимо описывать одного больного с конкретным заболеванием из принятых студентом.

В конце страницы пишется количество пациентов, бывших на приеме у студента за рабочую смену и перечень самостоятельно выполненных манипуляций. Обязательно заполняются все отчетные графы дневника.

Дневник ежедневно проверяет и подписывает врач-руководитель, внося в него соответствующие замечания. По окончании производственной практики пишется характеристика и оценивается работа студента по 5-ти балльной системе, в конце ставится подпись главного врача и печать лечебно-профилактического учреждения. В характеристике учитывается теоретическая подготовка студента, его мануальные навыки, степень самостоятельности, взаимоотношения с больными и медицинским персоналом, трудовая дисциплина, участие в санитарно-просветительной работе.

Дневник должен быть сдан в отдел практики СГМУ не позднее первой недели от начала нового семестра. Окончательная проверка дневника проводится преподавателем кафедры ЧЛХ и хирургической стоматологии, ответственным за практику.

Оценка за практику вносится в специальную ведомость, которая сдается в отдел практики. Копия ведомости храниться на кафедре.

Перед сдачей дневника на проверку студент должен перенести цифровой отчет о выполненной работе на практике в свою книжку учета практических навыков по специальности № 0404 «Стоматология». По всем вопросам производственной практики по хирургической стоматологии студент должен обращаться в отдел практики СГМУ, к ответственным по практике на стоматологическом факультете и кафедре челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии.

Приложение 1^ Министерство здравоохранения РФ Северный государственный медицинский университет Кафедра челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии ДНЕВНИК ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Студента_______________________ Курс__________Группа___________ Время практики, с______по________ Базовый руководитель_____________ Место прохождения практики___________________________ ОПИСАНИЕ ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ (КАБИНЕТА) СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ,ГДЕ ПРОХОДИТ ПРАКТИКА (ПЛОЩАДЬ, ОБОРУДОВАНИЕ, САНЭПИДРЕЖИМ, РЕЖИМ РАБОТЫ НАЛИЧИЕ РЕНТГЕНОВСКОГО КАБИНЕТА И ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ ФИЗИОЛЕЧЕНИЯ) _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Далее идёт таблица, разделённая на следующие графы Дата Ф.И.О.больного Возраст Жалобы и анамнез заболевания Объективные данные и дополнительные методы исследования Диагноз Лечение УЕТ Содержание практики за день: Принято больных- Инфильтрационная анестезия- Проводниковая анестезия- Удалено зубов- , из них по поводу Периодонтита- , пародонтита- Сложное удаление зубов- Внутриротовые разрезы по поводу периостита, абсцесса, обострения хронического периодонтита- Лечение альвеолита- Перевязки- Другие вмешательства- Выработано УЕТ- Подпись руководителя___________ Учет работы по условным единицам трудоемкости приведен в приложении № 3 КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ МИНИМУМ ПРАКТИЧЕСКИХ МАНИПУЛЯЦИЙ, КОТОРЫЕ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЫПОЛНИТЬ ЗА ПЕРИОД ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ Наименование манипуляций 1. Прием больных — 75 человек; 2.

Местная анестезия — 70 — инфильтрационная — 50 — проводниковая — 20 3. Операция удаления зуба — 5 4. Вскрытие воспалительных очагов при лечении одонтогенных гнойных процессов (периостит, остеомиелит, абсцессы и флегмоны) — 3 5.

Хирургическая обработка ран, лигирование и шинирование челюстей при травме челюстно-лицевой области — 2 6.

Амбулаторные операции: резекция верхушки корня, ампутация, гемисекция, реплантация, цистотомия и цистэктомия, хирургическое лечение болезней пародонта — 1 Примечание. Студент может выполнить объем работы выше перечисленного минимума манипуляций, ниже – нежелательно, может быть не зачтена практика. ^ Далее идёт таблица, содержащая следующие графы Дата Название беседы, лекции, санбюллетеня Количество присутствующих Отзыв УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (УИРС) ВО ВРЕМЯ ПРАКТИКИ (Название темы, характер выполняемой работы, ее оценка, участие в научно-практических конференциях поликлиники) ______________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________ Подпись руководителя___________________ ХАРАКТЕРИСТИКА ______________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________ М.П.

Дата_________ Подписи: Главный врач__________ Руководитель практики__________ ЗАМЕЧАНИЯ И ПОЖЕЛАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ И СТУДЕНТА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ _________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________ ^ Студента________________ Курс________Группа___________ _____________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________Ассистент_____________________ Дата__________________ Приложение 2 ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА МЗ СССР № 1030 от 4.10.80. ^ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ» Далее идёт таблица, содержащая следующие графы №п/п Название документа № формы 1.

Медицинская карта стоматологического больного 043-у 2. Вкладной лист к амбулаторной истории болезни 25-а 3. Листок учета работы врача-стоматолога 039-2-у 4.

Листок ежедневного учета работы врача-стоматолога 037-у 5. Выписка из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного 027-у 6.

Контрольная карта диспансерного наблюдения 030-у 7.

Журнал записи амбулаторных операций 069-у 8. Журнал учета санитарно-просветительной работы 038-0-у 9. Статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов 025-2-у 10. Талон на законченный случай временной нетрудоспособности 025-9/4-у-96 11. Справка о временной нетрудоспособности студентов, учащихся профтехучилищ о болезнях, карантине ребенка, посещающего школу, детское дошкольное учреждение 095-у 12.
Справка о временной нетрудоспособности студентов, учащихся профтехучилищ о болезнях, карантине ребенка, посещающего школу, детское дошкольное учреждение 095-у 12.

Направление на консультацию и во вспомогательные кабинеты 028-у 13. Направление на цитологическое исследование и результат исследования 203-у 14. Направление на патгистологическое исследование биопсии, операционного, секционного материала 014-у 15.

Направление на гематологический, общеклинический анализ 2 01-у 16. Направление на биохимический анализ крови, плазмы, сыворотки, мочи, спинномозговой жидкости 202-у 17. Направление на микробиологическое исследование 204-у 18.

Рецепт (взрослый, детский) 107-у 19.

Рецепт (бесплатно, оплата 20 % стоимости) 148/1-88-у Приложение 3 ВЫПИСКА ИЗ КЛАССИФИКАТОРА ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ И ТЕХНОЛОГИЙ, ВЫРАЖЕННЫХ В УСЛОВНЫХ ЕДИНИЦАХ ТРУДОЕМКОСТИ (УЕТ) ДЛЯ ЛЕЧЕБНО — ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ БЮДЖЕТОВ ВСЕХ УРОВНЕЙ И СРЕДСТВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Генеральный директор АОФОМС Директор департамента здравоохранения ___________________В.В.Трофимов Архангельской области 11.11.2003 г _____________________ Т.И.

Лихно 11.11.2003 г. Далее идёт таблица, содержащая следующие графы Код Виды работ УЕТ (взрослый прием) 1 1 Осмотр (без проведения лечебно-диагностических мероприятий) 0,5 1 1 1 Оформление документации первичного больного 0,5 1 1 2 Осмотр перед операцией 0.5 1 1 3 Осмотр после операции (однократно) 0,5 1 2 Консультация специалиста (осмотр, сбор анамнеза, оформление документации, подключение дополнительных лечебных и диагностических процедур, консультативное заключение) 1,5 1 4 Оформление эпикриза в карте диспансерного больного (при взятии на «Д» учет и годовой) 1,0 1 5 Оформление выписки из медицинской карты стоматологического больного 1,0 1 6 Оказание экстренной помощи при обмороке, шоке 0,5 1 7 Оказание разовой стоматологической помощи на дому (плюсуется к выполненному объему) 5,0 1 7 1 Консультация нейростоматологического больного, больного с заболеванием СОПР 1,0 1 7 2 Консультация больного 2 – 3 специалистами 1,0 каждому специалисту 1 10 Одонтометрия 1 зуба 0,5 1 11 1 Анестезия аппликационная 0,25 1 11 2 Анестезия внутриротовая (инфильтрационная, проводниковая) 0,5 1 11 3 Внеротовая анестезия (блокада) 1,5 1 12 Премедикация 1,0 1 23 Обучение, санитарное просвещение, консультация матери, сопровождающих лиц 1,0 1 33 Чтение одной дентальной рентгенограммы 0,5 2 6 16 Вскрытие пародонтального абсцесса 0,5 2 6 18 Временное шинирование 6-8 зубов 1,5 2 6 20 Удаление пародонтальной кисты: в области 1-2 зубов 2,5 в области 3-4 зубов 4,0 3 1 Удаление временного зуба 0,5 3 2 Удаление постоянного зуба 1,0 3 2 1 Удаление части отколовшейся коронки зуба 0,25 3 3 Сложное удаление зуба с разъединением корней 1,5 3 4 Сложное удаление зуба с выкраиванием слизисто-надкостничного лоскута и резекцией костной пластинки 3,5 3 5 Удаление ретинированного, дистопированного зуба 4,5 3 6 Коррекция альвеолярного отростка для подготовки к протезированию 3,5 3 6 1 Удаление экзостозов в области 1 удаленного зуба 0,5 3 7 Перевязка раны в полости рта 1,03 8 Лечение альвеолита с ревизией лунки 1,25 3 9 Остановка кровотечения 1,0 3 10 Внутриротовой разрез с дренированием раны 2,0 3 11 Внеротовой разрез, дренирование 3,0 3 12 Перевязка после внеротового разреза 1,0 3 13 Секвестрэктомия 3,0 3 14 Резекция верхушки корня одного зуба 3,0 3 15 Резекция верхушки корня двух и более зубов 4,0 3 16 Цистэктомия 4,0 3 16 1 Цистотомия 2,5 3 17 Иссечение доброкачественного новообразования мягких тканей полости рта (папилома, фиброма, эпулис, гипертрофический гингивит) 3,0 3 18 Удаление ретенционной кисты – цистэктомия 3,0 3 19 Удаление ретенционной кисты — цистотомия 2,0 3 20 Удаление доброкачественного образования кости (одонтома, остеома и др,) 3,0 3 21 Иссечение капюшона слизистой оболочки над «зубом мудрости» 1,25 3 22 Коррекция уздечки языка, губы 2,5 3 23 Рассечение уздечки языка 0,5 3 24 Иссечение доброкачественных образований кожи 2,0 3 25 Шинирование при переломах челюстей без смещения отломков 8,0 3 26 Шинирование при переломах челюстей со смещением отломков 9,0 3 27 Лигатурное скрепление при вывихах зубов (1 зуб) 3,0 3 28 Снятие шины с одной челюсти 1,0 3 29 ПХО раны без наложения швов 2,0 3 30 Наложение одного шва 0,25 3 31 Пластика перфорации верхнечелюстной пазухи 4.0 3 32 Биопсия слизистой оболочки полости рта 1,5 3 33 Биопсия кожи 1,0 3 34 Биопсия кости 2,0 3 35 Биопсия пункционная 0,5 3 35 1 Взятие материала на цитологическое исследование 1,0 3 36 Бужирование протока слюнной железы 0,75 3 37 Удаление камня из протока слюнной железы 4,5 3 38 Сиалография 1,5 3 39 Склерозирующая терапия 1,5 3 40 Наложение повязки, компресса с участием врача 0,5 3 41 Вправление вывиха нижней челюсти 2,0 3 41 1 Вправление скуловой кости 1,5 3 42 Компактостеотомия в области двух зубов 2,0 3 43 Гемисекция, ампутация корня зуба без выкраивания слизисто-надкостничного лоскута 3,0 3 44 Гемисекция, ампутация корня зуба с выкраиванием слизисто-надкостничного лоскута 3,5 3 45 Короно-радикулярная сепарация 3,0 3 46 Снятие швов 0,5 3 47 Реплантация однокорневого зуба или зачатка зуба 4,0 3 48 Реплантация многокорневого зуба 5.0 3 49 Пластика слюнного свища 5,5 Приложение 4 ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА МЗ СССР № 770 ОТ 30.05.86.
Лихно 11.11.2003 г. Далее идёт таблица, содержащая следующие графы Код Виды работ УЕТ (взрослый прием) 1 1 Осмотр (без проведения лечебно-диагностических мероприятий) 0,5 1 1 1 Оформление документации первичного больного 0,5 1 1 2 Осмотр перед операцией 0.5 1 1 3 Осмотр после операции (однократно) 0,5 1 2 Консультация специалиста (осмотр, сбор анамнеза, оформление документации, подключение дополнительных лечебных и диагностических процедур, консультативное заключение) 1,5 1 4 Оформление эпикриза в карте диспансерного больного (при взятии на «Д» учет и годовой) 1,0 1 5 Оформление выписки из медицинской карты стоматологического больного 1,0 1 6 Оказание экстренной помощи при обмороке, шоке 0,5 1 7 Оказание разовой стоматологической помощи на дому (плюсуется к выполненному объему) 5,0 1 7 1 Консультация нейростоматологического больного, больного с заболеванием СОПР 1,0 1 7 2 Консультация больного 2 – 3 специалистами 1,0 каждому специалисту 1 10 Одонтометрия 1 зуба 0,5 1 11 1 Анестезия аппликационная 0,25 1 11 2 Анестезия внутриротовая (инфильтрационная, проводниковая) 0,5 1 11 3 Внеротовая анестезия (блокада) 1,5 1 12 Премедикация 1,0 1 23 Обучение, санитарное просвещение, консультация матери, сопровождающих лиц 1,0 1 33 Чтение одной дентальной рентгенограммы 0,5 2 6 16 Вскрытие пародонтального абсцесса 0,5 2 6 18 Временное шинирование 6-8 зубов 1,5 2 6 20 Удаление пародонтальной кисты: в области 1-2 зубов 2,5 в области 3-4 зубов 4,0 3 1 Удаление временного зуба 0,5 3 2 Удаление постоянного зуба 1,0 3 2 1 Удаление части отколовшейся коронки зуба 0,25 3 3 Сложное удаление зуба с разъединением корней 1,5 3 4 Сложное удаление зуба с выкраиванием слизисто-надкостничного лоскута и резекцией костной пластинки 3,5 3 5 Удаление ретинированного, дистопированного зуба 4,5 3 6 Коррекция альвеолярного отростка для подготовки к протезированию 3,5 3 6 1 Удаление экзостозов в области 1 удаленного зуба 0,5 3 7 Перевязка раны в полости рта 1,03 8 Лечение альвеолита с ревизией лунки 1,25 3 9 Остановка кровотечения 1,0 3 10 Внутриротовой разрез с дренированием раны 2,0 3 11 Внеротовой разрез, дренирование 3,0 3 12 Перевязка после внеротового разреза 1,0 3 13 Секвестрэктомия 3,0 3 14 Резекция верхушки корня одного зуба 3,0 3 15 Резекция верхушки корня двух и более зубов 4,0 3 16 Цистэктомия 4,0 3 16 1 Цистотомия 2,5 3 17 Иссечение доброкачественного новообразования мягких тканей полости рта (папилома, фиброма, эпулис, гипертрофический гингивит) 3,0 3 18 Удаление ретенционной кисты – цистэктомия 3,0 3 19 Удаление ретенционной кисты — цистотомия 2,0 3 20 Удаление доброкачественного образования кости (одонтома, остеома и др,) 3,0 3 21 Иссечение капюшона слизистой оболочки над «зубом мудрости» 1,25 3 22 Коррекция уздечки языка, губы 2,5 3 23 Рассечение уздечки языка 0,5 3 24 Иссечение доброкачественных образований кожи 2,0 3 25 Шинирование при переломах челюстей без смещения отломков 8,0 3 26 Шинирование при переломах челюстей со смещением отломков 9,0 3 27 Лигатурное скрепление при вывихах зубов (1 зуб) 3,0 3 28 Снятие шины с одной челюсти 1,0 3 29 ПХО раны без наложения швов 2,0 3 30 Наложение одного шва 0,25 3 31 Пластика перфорации верхнечелюстной пазухи 4.0 3 32 Биопсия слизистой оболочки полости рта 1,5 3 33 Биопсия кожи 1,0 3 34 Биопсия кости 2,0 3 35 Биопсия пункционная 0,5 3 35 1 Взятие материала на цитологическое исследование 1,0 3 36 Бужирование протока слюнной железы 0,75 3 37 Удаление камня из протока слюнной железы 4,5 3 38 Сиалография 1,5 3 39 Склерозирующая терапия 1,5 3 40 Наложение повязки, компресса с участием врача 0,5 3 41 Вправление вывиха нижней челюсти 2,0 3 41 1 Вправление скуловой кости 1,5 3 42 Компактостеотомия в области двух зубов 2,0 3 43 Гемисекция, ампутация корня зуба без выкраивания слизисто-надкостничного лоскута 3,0 3 44 Гемисекция, ампутация корня зуба с выкраиванием слизисто-надкостничного лоскута 3,5 3 45 Короно-радикулярная сепарация 3,0 3 46 Снятие швов 0,5 3 47 Реплантация однокорневого зуба или зачатка зуба 4,0 3 48 Реплантация многокорневого зуба 5.0 3 49 Пластика слюнного свища 5,5 Приложение 4 ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА МЗ СССР № 770 ОТ 30.05.86.

«О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕОБЩЕЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ»

IV. Список литературы 1. Примерная программа дисциплины

«Хирургическая стоматология, ВЧЛХ, ЛФК, реабилитология»

для специальности: 040400 –«Стоматология».

М. 2002 2. Программа по производственной практике по профильным дисциплинам для студентов стоматологических факультетов. М. 1987 3. Хирургическая стоматология (под ред.

Т.Г. Робустовой) М. 1996 4. Шаргородский А.Г. Руководство к практическим занятиям по хирургической стоматологии. М. 1976

Алгоритм

3.2.5.1.

Подготовка пациента к операции (психологическая, медика­ментозная). Премедикация по показаниям с учётом сопутствующей патологии; 3.2.5.2. Анестезия проводится с учётом состояния пациента и ин­формации, изложенной в пункте 1; 3.2.5.3.

Подготовка инструментов. Удаление производят клювовидными щипцами или щипцами, изогнутыми по плоскости, имеющими на конце щечек треугольные выступы; 3.2.5.4. Придание пациенту положения, максимально удобного для доступа к операционному полю; • Положение пациента, врача и пальцев его левой руки такое же, как при удалении малых и больших коренных зубов; 3.2.5.5.
Придание пациенту положения, максимально удобного для доступа к операционному полю; • Положение пациента, врача и пальцев его левой руки такое же, как при удалении малых и больших коренных зубов; 3.2.5.5.

Максимально щадящее отслоение круговой связки; 3.2.5.6. Наложение щипцов; 3.2.5.7. Продвижение щипцов; 3.2.5.8.

Мягкое смыкание щипцов; 3.2.5.9. Вывихивание зуба (люксация, ротация).

• Вывихивают зуб плавными движениями, смещая его вначале в язычную, затем в щечную сторону; 3.2.5.10. Выведение зуба из лунки (тракция).

Извлекают зуб из лун­ки вверх и в сторону щеки; 3.2.5.11. Кюретаж лунки; 3.2.5.12. Выравнивание краёв альвеолы и десневого края; 3.2.5.13.

Сближение краёв лунки, гемостаз 3.2.5.14.

Укрытие лунки защитной повязкой («Alveo-Penga», Альвожил или йодоформный тампон) либо ушивание лунки.4.Удаление корней зубов Удаление корней зубов в одних случаях бывает довольно простым, в других представляет значительные трудности. Когда кость, окружающая корень зуба, подверглась патологическим изменениям и процессу резобции, удаление корня не вызывает особых затруднений.

Более слож­ным становится вмешательство при глубоко расположенных в альвеоле корнях и толстых неизмененных стенках, а также когда во время удале­ния зуба или в результате травмы происходит перелом корня в средней трети или в верхушечной части.

Корни удаляют щипцами со специально приспособленными для это­го щечками. Довольно часто для удаления корней используют элевато­ры.

При безуспешных попытках удалить корень зуба щипцами и элева­тором производят операцию выпиливания корня.4.1.

Удаление корней зубов щипцами удаления корней зубов щипцами идентичен алгоритму удаления зубов за исключением этапов с 3.1.2.5.

по 3.1.2.14, изменяе­мых и взаимозаменяемых по усмотрению хирурга (см. раздел 2.4). 4.1.1. Перед наложением щипцов тщательно отделяют круговую связку и десну со всех сторон от удаляемого корня; 4.1.2. После наложения щипцов их щечки продвигают под десну так, чтобы захватить часть корня, выступающую над краем лунки с на­ружной и внутренней стороны.

• Иногда в результате патологического процесса происходит расса­сывание кости вокруг корня, тогда щечки щипцов удается продвинуть достаточно глубоко и плотно охватить ими корень.

• Если корень находится глубже альвеолярного края, то продвинуть щечки щипцов между ним и стенкой лунки не удается. В этом случае приходится отслаивать слизистую оболочку и надкостницу от края лун­ки и, продвинув щечки щипцов на 4—5 мм, захватить вместе с корнем края лунки. удаления корней зубов верхней челюсти 4.1.3.

удаления корней зубов верхней челюсти щипцами анало­гичен алгоритму удаления зубов за исключением этапов с 3.1.2.5. по 3.1.2.14., изменяемых и взаимозаменяемых по усмотрению хирурга (см. раздел 2.4). • Операцию производят специальными щипцами, различающимися по форме и строению.

При удалении резцов и клыка применяют прямыещипцы, малых коренных зубов — S-образные, больших коренных зубов — штыковидные. • Штыковидными щипцами можно удалять корни всех зубов верхней челюсти. Устройство щечек щипцов для удаления корней позволяет про­двинуть их глубоко под десну и надежно захватить выступающую часть корня или участок кости вместе с корнем.

• Удаление корней центрального и боковых резцов производят обычно вращательными движениями. В редких случаях, кроме враще­ния (ротации), приходится делать одно-два раскачивающих движения в губную и небную стороны.

Корень клыка и второго малого коренного зу­ба удаляют, сочетая раскачивающие движения с вращательными. Если корни первого малого коренного и больших коренных зубов разъедине­ны, то их удаляют каждый в отдельности вращательными движениями.

Удаление соединенных корней первого малого коренного зуба произво­дят путем смещения их в щечную и небную стороны.

• При удалении корней больших коренных зубов, соединенных пере­мычкой, пользуются штыковидными щипцами с широкими щечками.

Одну щечку накладывают на небный корень, другую — на перемычку между щечными корнями или на передний щечный корень. Путем посте­пенного раскачивания в щечную и небную стороны часто удается уда­лить все три корня или небный и передний щечный. Если во время уда­ления корни разъединяются, то их удаляют по одному вращательными движениями штыковидными щипцами с более узкими щечками.

• В некоторых случаях из-за толстых стенок лунки и значительного отклонения небного корня удаление щипцами соединенных перемычкой корней первого и второго больших коренных зубов не удается. Во время вывихивания щечки щипцов не удерживаются на корнях, соскальзыва­ют.

Тогда прибегают к разъединению корней бором. Обычно распилива­ют дно полости зуба на месте соединения небного корня со щечными корнями. Вначале шаровидным бором просверливают сквозное отвер­стие в межкорневой спайке соответственно отхождению небного корня.

Затем тонким фиссурным бором распиливают дно полости зуба в про­дольном (переднезаднем) направлении, отделяя таким образом небный корень от щечных корней. В образовавшуюся щель вводят прямой эле­ватор и легкими вращательными движениями продвигают его вверх. После внедрения щечки элеватора между корнями ручку элеватора сме­щают в щечную сторону и вывихивают небный корень.

Извлекают ко­рень из лунки штыковидными щипцами.

Разъединять щечные корни обычно не приходится. Их удаляют штыковидными щипцами, захватив одной щечкой со стороны лунки удаленного небного корня, другой — со щечной стороны.

Перемещая щипцы в щечную, а затем в небную сторо­ну, вывихивают сразу два корня или один из них.

Оставшийся корень легко удаляют вращательными движениями. • Корни третьего большого коренного зуба чаще всего сросшиеся, поэтому удаление их штыковидными щипцами с широкими щечками не представляет большой трудности.4.1.4.

удаление корней зубов нижней челюсти удаления корней зубов нижней челюсти щипцами анало­гичен алгоритму удаления зубов за исключением этапов с 3.1.2.5. по 3.1.2.1.4, изменяемых и взаимозаменяемых по усмотрению хирурга (см. раздел 2.4). Корни всех зубов нижней челюсти удаляют щипцами, изо­гнутыми по ребру, реже — по плоскости с узкими, тонкими и сходящи­мися щечками.

Ширина и толщина их бывают различными. Удаление корней нижних резцов обычно не представляет трудности, так как они короткие, а стенки лунок тонкие.

Техника вмешательства не отличается от таковой при удалении зубов. • У клыка массивный и длинный корень и более толстые стенки лун­ки, поэтому удалить корень его труднее, чем корень резцов. Удаление выполняют щипцами с более широкими щечками.

Вывихивание произ­водят путем раскачивания в губную и язычную стороны в сочетании с легкими вращательными движениями. • У нижних малых коренных зубов корень короче, чем у клыка, но более толстые стенки лунки. Из-за значительной толщины стенок лунки удаление их может оказаться сложным.

Продвинуть глубоко щечки щипцов под десну и захватить корень не всегда возможно. Щечки щип­цов часто упираются в толстый край лунки, продвинуть их глубже не удается. Поэтому корни малых коренных зубов нередко приходится уда­лять, наложив щипцы на края лунки.

Вывихивают их путем раскачива­ния в щечную и язычную стороны. Форма корней позволяет производить легкие вращательные движения.

• Удаление корней нижних больших коренных зубов нередко сложнее удаления корней всех остальных нижних зубов.

Продвинуть глубоко щечки щипцов и наложить их на края лунки из-за значитель­ной толщины альвеолярного отростка в этом участке не удается.

При сжатии щипцов щечки соскакивают и не удерживают корень.

В этих случаях удаление производят элеватором. Только при рассосавшихся в результате хронического воспалительного процесса краях лунки возможно глубоко продвинуть щечки щипцов вдоль корня и плотно захватить его. Разъединенные корни больших коренных зубов удаляют вывихива­ющими движениями в язычную, затем в щечную сторону.

При сохра­нившейся прочной межкорневой перемычке щипцы с широкими щеч­ками накладывают на перемычку между корнями или на один из корней.

В некоторых случаях таким образом удается удалить сразу два корня. Иногда во время вывихивания межкорневая перемычка ломается и из­влекается только один корень, второй корень удаляют щипцами или элеватором.

Если наложить щипцы на корни не удается, то производят разъеди­нение их фиссурным бором. Межкорневую перемычку разрушают в по­перечном (орально-вестибулярном) направлении.

После разъединения корней их удаляют угловым элеватором.

• Удаление корней нижнего третьего большого коренного зуба из-за их анатомической формы, непостоянного числа и особенностей распол­ожения в альвеолярном отростке может представлять значительные сложности.

Поэтому перед оперативным вмешательством необходимо с помощью рентгенографии получить сведения о топографии корней, их числе, форме и состоянии окружающей их кости. • Рассасывание костной ткани вокруг разъединенных или сросших­ся корней позволяет удалить их без особых трудностей клювовидными (иногда изогнутыми по плоскости) щипцами или элеваторами.

Если по рентгенограмме определяются два несросшихся корня, соединенных межкорневой перемычкой, то их удаляют так же, как и корни других больших коренных зубов. При аномалии формы, размеров, положения зуба, прибегают к опе­рации выпиливания корней с помощью бормашины.4.2.Алгоритм удаления корней с помощью бормашины Корень зуба или его часть, оставшуюся в лунке, удалить щипцами и элеваторами иногда невозможно. Чаще это бывает, когда во время уда­ления зуба или травмы происходит перелом верхушечного отдела корня и все попытки извлечь его из глубины лунки описанными выше способа­ми оказываются безуспешными.

Нередко удалить корень не удается из-за значительного искривления его, гиперцементоза или аномалии фор­мы и положения, а так же когда он находится в глубине альвеолярного отростка и полностью покрыт костью и слизистой оболочкой. В этих случаях проводят операцию выпиливания корняОперация выпиливания корня

Дневник по производственной практике по хирургической стоматологии для студентов i курса

Факультет Курс, группа подпись руководителя Дата /Примечание: Отразить уровень теоретической подготовки, овладение практическим навыками, коммуникативные способности студента, формирование профессиональных отношений с сотрудниками базового учреждения, больными и.т.д., дисциплинированность и добросовестность студента.

Оценка за практику (дифференцированный зачет) дата зачета подпись ответственного преподавателя за практику Порядок проведения зачета по производственной практике Зачет проводится на базе практики после её окончания. Зачет принимается комиссией в составе заведующего лечебно-профилактическим отделением, кафедрального руководителя и непосредственного руководителя практики. Оценка заносится в зачетную книжку, а затем в ведомость по производственной практике.

Ultracaini-forte 4% с помощью шприца и тупой иглы произведено струйное промывание лунки 3% раствором перекиси водорода и ра­створом фурацилина в разведении 1 : 5000. Кюретажной ложкой из лунки аккуратно удален распавшийся кровяной сгу­сток с пищевыми остатками. Вновь промыта лунка антисептиками, затем она высушена марлевым тампоном и в нее введен рыхло йодоформный тампон.

Назначено физиотерапевтическое лечение УВЧ, озонотерапия № 3.

Образец заполнения медицинской карты стоматологического больного при абсцессе челюстно-язычного желобка Жалобы: на боль при глотании, затрудненное и болезнен­ное открывание рта, повышение температуры тела до 38°С. Анамнез жизни: Перенесенные и сопутствующие заболевания: грипп, анги­на, пневмония.

Аллергоанамнез не отягощен. Анамнез заболевания 4.6 неоднократно беспокоил ранее. Неделю назад вновь появилась боль в 46.

На титульном листе дневника обязательно указываются фамилия, имя, отчество студента, номер группы, фамилии и должности руководителей практики от ЛПУ и кафедрального руководителя. В дневнике даётся характеристика базового учреждения, график прохождения практики. 2. Дневник должен отражать всю работу студента (по часам ее выполнения) в процессе производственной практики.

Сюда относятся приём, обследование и лечение хирургических стоматологических больных. Последнее включает проведение различных видов анестезий; типичное и атипичное удаление различных групп зубов и корней зубов щипцами и элеваторами; остановка кровотечения после удаления зуба (тампонада и ушивание лунки).

Главный врач стоматологической поликлиники подписывает характеристику и заверяет печатью поликлиники. Без подписи главного врача и печати базового учреждения дневник считается не оформленным. В характеристике в конце практики должны быть отражены следующие показатели: 1) уровень теоретической подготовки; 2) владение практическими навыками; 3) соблюдение основ деонтологии (авторитет студента у больных, взаимоотношение студента с больными, их родственниками и сотрудниками); 4) исполнительность, активность студента, умение клинически мыслить; 5) общая оценка практики.

Характеристика работы студента Ф.И.О.

Аллергоанамнез не отягощен. Анамнез заболевания. 1 час назад во время игры в хоккей пациент получил удар шайбой в область верхней гу­бы. Был «выбит» центральный резец.

Появилось кровотече­ние из лунки удаленного зуба. Больной взял выпавший зуб и обратился к врачу.

При внешнем осмотре Определяется припухлость верхней губы за счет отека и гематомы. Кожа губы синюшного цвета. Поднижнечелюстные лимфатические узлы не увеличены.

Открывание рта свободно. При пальпации верхней губы опреде­ляется боль, на слизистой оболочке верхней губы имеется рвано-ушибленная рана длиной 2,5 см с неровными и синюш­ными краями. В полости рта: Лунка заполнена кровяным сгустком, слизистая обо­лочка десны в области 11, 21, 22 зубов гиперемирована, с участками кровоизлияний, пальпация альвеолярного отростка в этой области болезненная, подвижности нет, наружная стенка альвеолы 1.1 сохранена.

Некоторые примеры заполнения амбулаторной карты больного, согласно индивидуальному плану работы Алгоритм действия врача стоматолога-хирурга при операции удаления зуба 1) придание пациенту положения, максимально удобного для доступа к операционному полю 2) выбор метода обезболивания 3) максимально щадящее отслоение круговой связки; 4) наложение щипцов; 5) продвижение щипцов; 6) фиксация (смыкание) щипцов; 7) вывихивание зуба (люксация, ротация) 8) выведение зуба из лунки (тракция); Жалобы: Повышение Т-тела -37 С, припухлость щеки, боль в зубе на верхней челюсти слева, усиливающаяся при накусывании. Анамнез жизни: Перенесенные и сопутствующие заболевания отрицает, аллергоанамнез не отягощен. Анамнез заболевания: 2.7 ранее лечен, периодиче­ски беспокоил.