4 правила истинной дедукции по р декарту с разъяснениями

Рассуждения о дедуктивном методе Рене Декарта.


Французский философ и математик Рене Декарт (1596 – 1650)явился одним из видных представителей французского рационализма. Рене Декарт внедряет в философию методы математики и точных наук.

К основным произведениям Рене Декарта (по лат.

–картезия) можно отнести«Рассуждения о методе» и « Метафизические рассуждения». Философия Рене Декарта явилась опровержением эмпиризма и обоснованиемрационализмав гносеологии.

В своей философии Рене Декарт утверждал, что такие свойства эмпирических объектов, какпротяженность, величина, количествоизменчивы, а, следовательно, недостоверны и подвергаются сомнениям.

В истории философии этот метод получил названиекартезианского сомнения. Сомневаться можно во всем, кроме реальности того, что ведет к сомнению, а именномысли.

Самая достоверная истина философии гласит:«Я мыслю, следовательно, существую». Каждая мысль, считает Декарт, самоценна.Главным средством познанияРене Декарт считаетразум, законы которого вечны, абсолютны и неизменны.Главный путь познаниядля Рене Декарта –интеллектуальная интуиция.

То, что в основе бытия и познания лежит разум, Декарт доказал следующим образом:

  1. 31.03.2015728.32 Кб
  2. 16.11.2018154.11 Кб
  3. следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;
  4. следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;
  5. главным критерием познания является аналитический разбор любого представления. Анализ – это деление предмета на возможно большее число частей. Чем больше частей и они меньше, тем лучше познан предмет;
  6. 31.03.20156.73 Mб
  7. соблюдение в последовательности в рассуждениях: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от суждений к умозаключениям;
  8. абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);
  9. поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. Рене Декарт является сторонником окказионализма(от лат. – повод) – учения в теории познания, согласно которому ощущения являются лишь поводом для возникновения идей. Ощущения и идеи существуют независимо друг от друга. В результате интуиции для человека становятся очевидными некоторые врожденные идеи (математики, этики, философии и т. д.). Рене Декарт был сторонником деизма.Деизм– это светское толкование божественного происхождения мира. Бог воспринимается Декартом как инженер, мастер. Рене Декарт был одним из первых представителейконцепции механицизма, согласно которой мир – это независимый механизм, который существует без вмешательства Бога. Философия Рене Декарта получила название онтологического дуализма– учения о сосуществовании двух противоречивый онтологических первоначал –материальногоиидеального. С одной стороны, Рене Декарт признавал существование материальной субстанции и был сторонником атомизма. С другой стороны, Рене Декарт признавал существование души и вечных идей.Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций – материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Человек – единственное существо, в котором соединяются и существуют обе субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой. Рене Декарт впервые вводит понятиесубъектапознания в качестве индивида, обладающего сознанием. Он дал самое простое и лаконичное определение сознанию: «Сознание– способность человека желать, чувствовать, мыслить». Рене Декарт вводит 4 основных критерия истины:
  10. мыслить может реально существующий человек;
  11. 13.03.20161.49 Mб
  12. истинным является то, что ясно и отчетливо для восприятия (критерий очевидности). Примером такой ясности и отчетливости могут служить математические понятия, аксиомы;
  13. 31.03.201524.35 Кб
  14. 31.03.2015138.75 Кб
  15. 31.03.2015123.61 Кб
  16. в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они?

    каковы их свойства? Например: есть ли Бог?

    конечна ли Вселенная? и т. д.);

  17. 31.03.20151.75 Mб
  18. 13.03.2016162.3 Кб
  19. сомнение – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, –мыслит;
  20. 03.05.20151.04 Mб
  21. критерием достоверности познания является возможно большая широта научного обобщения.
    Для достоверности познания в науке следует делать как можно более широкие обобщения. Узких обобщений наука не терпит. Таким образом, философия Декарта стала наиболее ярким примером рационалистической философии. Декарт создает свой субъект, объект и метод познания. Субъектом является индивид, обладающий сознанием.

    Субъектом является индивид, обладающий сознанием. Объект – это врожденные идеи или мысли, которые самоценны («Я мыслю, следовательно, существую»), а методом рационального познания становится дедукция и анализ. Стр 3 из 8 Соседние файлы в предмете

    • 31.03.2015989.73 Кб
    • 31.03.2015728.32 Кб
    • 31.03.201524.35 Кб
    • 31.03.20151.75 Mб
    • 31.03.2015123.61 Кб
    • 13.03.2016162.3 Кб
    • 16.11.2018154.11 Кб
    • 31.03.2015138.75 Кб
    • 03.05.20151.04 Mб
    • 31.03.20156.73 Mб
    • 13.03.20161.49 Mб

    Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

  22. 31.03.2015989.73 Кб

Похожие главы из других работ:

Анализ и синтез, индукция и дедукция Рациональные суждения традиционно делят на дедуктивные и индуктивные.

Вопрос об использовании индукции и дедукции в качестве методов познания обсуждался на протяжении всей истории философии. Индукция и дедукция как основные методы познания в философии Нового времени Если Ф.

Бэкон разрабатывал в основном метод эмпирического, опытного исследования природы, то французский математик и философ Ренэ Декарт (1596-1650), напротив, поставил на первое место разум.

Основные подходы к пониманию развития общества. Философ Рене Декарт Французский философ, физик, математик и физиолог Рене Декарт(31 марта 1596 г.- 11 февраля 1650 г).

Рене Декарт родился в Лаэ (городок в провинции Турень) в семье служилого дворянина В 1606 г.

Понимающий метод философии как метод познания другого . Проблема истины в эпистемологии Рене Декарт (1596-1650), которого считают основоположником рационализма, начал с того, что все поставил под сомнение, чтобы получить истинное знание.

Этот прием получил название методическое сомнение. Он считал, что ощущение может обмануть нас.

Рационализм Декарта Философ Рене Декарт (1596-1650) стоял у истоков рационалистической традиции. Декарт получил образование в иезуитской коллегии Ла-флеш.

Он рано начал сомневаться в ценности книжной учености, так как, по его мнению. Рационализм Декарта Декарт хочет предложить, как он сам пишет в «Правилах для руководства ума», «четкие и легкие правила, которые не позволят тому, кто ими будет пользоваться, принять ложное за истинное.

1. «Никогда не принимать ничего на веру.

Становление рационалистической картины мира в западной Европе Если Ф. Бэкон разрабатывал в основном метод эмпирического, опытного исследования природы, а Т.

Гоббс несколько расширил эмпиризм Бэкона за счет математики, то французский математик и философ Ренэ Декарт (1596—1650), напротив. Философия истины На протяжении всей своей жизни Декарт прежде всего интересовался проблемами методологии, в частности, проблемами очевидности и достоверности.

Его первая работа носила название «Правила для руководства ума».

Философия Нового времени Французский ученый и философ Рене Декарт (1596-1650), (Декарт означает, на лат.

Картезий), как и Бэкон, выступил с требованием коренной реформы схоластической науки. Он также констатирует. Философия Рене Декарта Картезианство (от Cartesius — лат.

транскрипция имени Декарт) — учение Декарта и особенно его последователей.

Картезианская школе получила большое распространение среди французских и нидерландских философов в 17-18 вв. Рене Декарт. Философия Рене Декарта (1569-1650 гг.) Рене Декарта один из родоначальников новой философии, выступивший с требованием пересмотра всей предшествующей традиции.

Нужна философия, опирающаяся на такие предпосылки. Философская проблематика эпохи Просвещения Если Бэкон разрабатывал в основном метод эмпирического, опытного исследования природы, а Гоббс несколько расширил эмпиризм Бэкона за счет математики, то французский ученый и философ Р. Декарт, напротив поставил на первое место разум.

Эвристические методы научного познания В эмпирических науках в отличие от математики и логики теория должна быть не только непротиворечивой, но и обоснованной опытным путем. Отсюда возникают особенности построения теоретических знаний в эмпирических науках. Элементы методологии научного исследования Гипотетико-дедуктивный метод является своеобразным синтезом аксиоматического и экспериментального методов.

При построении теории этим методом сначала несколько гипотез или догадок объединяются в систему аксиом.

|

Рене Декарт – «Рассуждение о методе».

4 правила метода и 3 правила морали

Рене Декарт – «Рассуждение о методе».

4 правила метода и 3 правила морали. 2.2. Основные правила метода Декарт говорил: «Мое намерение состоит не в том, чтобы научить здесь методу, которому каждый должен следовать, чтобы хорошо направлять свой разум, а только в том, чтобы показать, каким образом я старался направлять свой собственный разум.» (2).
2.2. Основные правила метода Декарт говорил:

«Мое намерение состоит не в том, чтобы научить здесь методу, которому каждый должен следовать, чтобы хорошо направлять свой разум, а только в том, чтобы показать, каким образом я старался направлять свой собственный разум.»

(2).

В результате своих рассуждений, Декарт выводит четыре правила, которых затем придерживался всю жизнь. Первое правило — «Никогда не принимать ничего на веpу, в чем с очевидностью не увеpен; иными словами, стаpательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что пpедставляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим обpазом не может дать повод к сомнению».

Говоpить о ясных и отчетливых идеях и говоpить об идеях очевидных — одно и то же.

По мнению Декаpта это не веpа в шаткое свидетельство человеческих чувств и не обманчивое суждение беспоpядочного вообpажения, но пpочное понятие ясного и внимательного ума, поpожденная лишь естественным светом pазума и благодоpя своей пpостоте более достовеpное, чем сама дедукция.

Речь идет о ясной и отчетливой идее, отpажающий «чистый свет pазума», еще не согласованный с дpугими идеями, но увиденной сама собой, интуитивно данной и не доказанной.

Речь идет об идее, пpисутствующей в уме, и об уме.

Достичь этой взаимной пpозpачности — цель тpех дpугих пpавил. Втоpое пpавило:

«Разделять каждую пpоблему избpанную для изучения, на столько частей сколько возможно и необходимо для наилучшего ее pешения»

. Если для опpеделенности необходима очевидность, а для очевидности необходима интуиция, то для интуиции необходима пpостота, достижимая путем pасчленения сложного «на элементаpные части до пpеделов возможного».

Большие завоевания достигаются постепенно, шаг за шагом.

Третье правило:

«Распологать свои мысли в опpеделенном поpядке, начиная с пpедметов пpостейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование поpядка даже сpеди тех, котоpые в естественном ходе вещей не пpедшествуют дpуг дpугу»

.

И чтобы избежать спешки, матери всех ошибок, следует контролировать отдельные этапы работы. Четвертое правило: «Делать повсюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Перечень контролирует полноту анализа, а обзор — корректность синтеза». Если вкратце, то метод, разработанный Декартом, сводится к следующим четырем основным правилам: 1) принимать за истинное только то, что мыслится вполне ясно и отчетливо; 2) делить каждую из исследуемых проблем на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего ее разрешения; 3) начинать исследование предметов наиболее простых и легко познаваемых и восходить постепенно к познанию наиболее сложного; 4) составлять перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы быть уверенным в отсутствии упущений.

ВЫВОД: Выше изложенные правила просты. Они подчеркивают необходимость полного осознания этапов, на которое распадается любое строгое исследование. Они являются моделью знания именно потому, что ясность и отчетливость защищают от возможных ошибок или поспешных обобщений.

Таким образом, чтобы продвигаться вперед, не делая ошибок, следует по мнению Декарта, повторять в любом исследовании процесс упрощения и строгого сцепления частей — операции, типичные для геометрии. Простота, по Декарту, не есть всеобщее из традиционной философии, так же как интуиция не есть абстракция. Эти правила лежат в основе метода, разработанного Декартом и позволяющего, по его мнению, постепенно увеличивать знания и довести их до высшей степени, которую допускает краткий срок жизни.

Надо начинать с простейшего и легко познаваемого. По Декарту, единственное достоверное основание — сомнение. И

«заметив, что истина: я мыслю, следовательно я существую столь прочна и столь достоверна, что самые причудливые предположения скептиков не способны ее поколебать, я рассудил, что могу без опасения принять ее за первый искомый мною принцип философии»

.

2.3. Несколько правил морали, извлеченные из этого метода Третья глава содержит

«несколько правил морали, извлеченных из этого метода»

, на основе которых Декарт строил свои жизненные принципы.

«Первым правилом было то, что нужно повиноваться законам и обычаем моей страны, неотступно придерживаясь религии, в которой по милости божьей, я был воспитан с детства, и руководствуясь во всем остальном наиболее умеренными и чуждыми крайностей мнениями, сообща выработанными самыми благоразумными людьми, в кругу которых мне приходилось жить.»

Декарт отмечает далее, что для того, чтобы изучить эти мнения необходимо наблюдать за поведением людей, а не слушать, что они говорят. Непременные признаки истины — очевидность и отчетливость, и здесь достаточно здравого смысла, воплощенного в обычаях народа, среди которого проходит его жизнь.

«Вторым правилом было оставаться настолько твердым и решительным в своих действиях, насколько это было в моих силах, и с не меньшим постоянством следовать даже самым сомнительным мнениям, если я их принял за вполне правильные»

.

Декарт, аргументируя это правило, при водит пример с путником, заблудившемся в лесу: — «он не должен кружить или блуждать из стороны в сторону, ни тем паче оставаться на одном месте, но должен идти как можно прямее в одну сторону, не меняя направления по ничтожному поводу, хотя первоначально всего лишь случайность побудила его избрать это направление». Это правило призывает покончить с медлительностью и преодолеть неуверенность и нерешительность, поскольку жизнь торопит, постоянным остается только обязательство истины и доброты, которые служат идеалами человеческой жизни.

«Третьим правилом было всегда побеждать скорее себя, чем судьбу, изменять свои желания, а не порядок мира и вообще привыкнуть к мысли, что в полной нашей власти находятся только наши мысли и что после того, как мы сделали все возможное с окружающими нас предметами, то, что нам не удалось, следует рассматривать как нечто абсолютно не возможное»

. Идея Декарта — это изменение самого себя, что возможно напряжением разума с помощью правил ясности и отчетливости.

Изменяя мысли мы укрепляем волю.

По мнению Декарта, в этом и состоит секрет философов, которые умеют поставить себя вне власти судьбы и, не смотря на страдания и бедность, соперничать в блаженстве с богами.

Они пришли к убеждению, что в их власти находятся только их мысли, и этого достаточно, чтобы не стремиться ни к чему другому. ВЫВОД: Декарт до конца остался верен выработанным им правилам морали. Заканчивая рассмотрение морали, Декарт говорит: «употребить всю мою жизнь сколько я буду в силах совершенствованию моего разума и продвигаться, насколько буду в силах, в познании истины по принятому мной методу».

Заканчивая рассмотрение морали, Декарт говорит:

«употребить всю мою жизнь сколько я буду в силах совершенствованию моего разума и продвигаться, насколько буду в силах, в познании истины по принятому мной методу»

. Этих правил, возможно не бесспорных, Декарт придерживался всю свою оставшуюся жизнь.

Для того, чтобы лучше понять, почему Декрт пришел к этим правилам, необходимо помнить, что главной целью его жизни был поиск истины в науках.

Философ дорожил каждой минутой своего времени, хотел успеть сделать как можно больше.

Логика Нового времени: Декарт Рене

Французский философ и математик Р.

Декарт (1596-1650), как и Ф. Бэкон, отвергал средневековую схоластику и мистику. Он считал, что конечная задача знания — господство человека над силами природы, открытие и изобретение технических средств, познание причин и явлений.

В учении о познании Р. Декарт — родоначальник рационализма, который сложился в результате одностороннего понимания логического характера математического знания.

Так как всеобщий и необходимый характер математического знания казался Р. Декарту вытекающим из природы самого ума, он отвел в процессе познания главенствующую роль дедукции, которая опирается на достоверные интуитивно постигаемые аксиомы.В трактате «Рассуждение о методе» Р.

Декарт резко критиковал формальную логику за то, что она не пригодна для открытия истинного знания, а способна только разъяснять и доказывать уже известное.

«И хотя логика действительно содержит много очень правильных и хороших предписаний, — писал он, — к ним, однако, примешано столько других — либо вредных, либо ненужных, что отделить их почти так же трудно, как разглядеть Диану или Миневру в необработанной глыбе мрамора»

. Р. Декарт считал, что ограниченность формальной логики следует дополнять с помощью дедуктивно-математического метода. Строгая дедукция, отмечал он, занимает важное место в открытии истины, если она очищена от схоластики.

Р. Декарт предложил четыре основных правила, характеризующие метод познания, новую логику.Первое правило: принимать за истинное только то, что с очевидностью признается мною таковым, т.

е. заботливо избегать поспешности и предубеждения и включать в суждение лишь ясное и отчетливое для нашего ума, что никаким образом не может быть подвергнуто сомнению.Второе правило: дробить каждую из трудностей на столько частей, на сколько это возможно.Третье правило: всякие мысли по порядку начинать с предметов простейших и легчайших и восходить постепенно, как по ступеням, до познания более сложных предметов, допуская, что есть порядок даже между такими, которые естественно не предшествуют одни другим.Четвертое правило: делать перечни и обзоры столь полные и общие, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено.Р.

Декарт выдвинул в качестве критерия истинности признак ясности и отчетливости. Он считал, что благодаря ясному представлению, или интуиции и дедукции, исследователь не станет на путь заблуждения и достигнет истины. Познание истины, по Р. Декарту, включает в себя следующие этапы:

  • сравнение и аналогию.
  • дедукцию;
  • индукцию;
  • интуицию;

Р.

Декарт абсолютизировал роль разума, логического мышления и недооценивал индуктивный метод и чувственное познание, которое, по его мнению, часто приводит нас к заблуждению и является смутным видом познания.Последователи Р. Декарта — французские теологи, философы и логики А. Арно (1612-1694) и П. Николь (1625-1695) издали логику Пор-Рояля под названием «Логика, или Искусство мыслить» (1662), которая вобрала в себя все то, что было создано средневековой логикой.

Эта работа в основном представляет собой изложение дедуктивного метода Р. Декарта. А. Арно и П. Николь определяли логику как искусство правильно прилагать разум к познанию вещей. Они вводят термин «содержание понятия», определяют и дают классификацию суждений, в частности скрытых и сложных суждений, исследуют методы анализа и синтеза, их взаимосвязь.

А. Арно и П. Николь выделяют шесть видов сложных суждений:

  • ограничительные.
  • суждения копулятивные;
  • причинные;
  • условные;
  • относительные;
  • разделительные;

Дедуктивный метод Р.

Декарта

В Новое время заслуга преобразования дедукции принадлежит Рене Декарту (1596-1650).

Он критиковал средневековую схоластику за ее метод дедукции и считал этот метод не научным, а относящимся к области риторики. Декарт мечтал связать все науки в одно целое, в систему знаний о мире, вырастающую из одного-единственного принципа, аксиомы. Тогда наука превратилась бы из коллекции разрозненных фактов и сплошь и рядом противоречащих друг другу теорий — в логически связную и цельную картину мира.

Вместо средневековой дедукции он предложил точный математизированный способ движения от самоочевидного и простого к производному и сложному.

«Под методом, — пишет Декарт, — я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное — и, без лишней траты умственных сил, — но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно»

. Свои представления о методе Р.

Декарт изложил в работе «Рассуждение о методе», «Правила для руководства ума». Им предлагаются четыре правила. Первое правило. Принимать за истинное все то, что воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к какому-либо сомнению, т.е.

вполне самоочевидно. Это указание на интуицию как исходный элемент познания и рационалистический критерий истины.

Декарт верил в безошибочность действия самой интуиции. Ошибки, по его мнению, проистекают от свободной воли человека, способной вызвать произвол и путаницу в мыслях, но никак от интуиции разума. Последняя свободна от какого бы то ни было субъективизма, потому что отчетливо (непосредственно) осознает то, что отчетливо (просто) в самом познаваемом предмете.

Интуиция есть осознание «всплывших» в разуме истин и их соотношений, и в этом смысле — высший вид интеллектуального познания. Она тождественна первичным истинам, называемым Декартом врожденными.

В качестве критерия истины интуиция есть состояние умственной самоочевидности. С этих самоочевидных истин начинается процесс дедукции.

Второе правило. Делить каждую сложную вещь на более простые составляющие, не поддающиеся дальнейшему делению умом на части. В ходе деления желательно дойти до самых простых, ясных и самоочевидных вещей, т.е. до того, что непосредственно дается интуицией.

Иначе говоря, такой анализ имеет целью открыть исходные элементы знания.

Здесь надо отметить, что анализ, о котором говорит Декарт, не совпадает с анализом, о котором говорил Бэкон. Бэкон предлагал разлагать предметы вещественного мира на «натуры» и «формы», а Декарт обращает внимание на разделение проблем на частные вопросы. Второе правило метода Декарта вело к двум, одинаково важным для научно-исследовательской практики XVIII века, результатам:

  1. 1) в итоге анализа исследователь располагает объектами, которые поддаются уже эмпирическому рассмотрению;
  2. 2) философ-теоретик выявляет всеобщие и потому наиболее простые аксиомы знания о действительности, которые могут уже послужить началом дедуктивного познавательного движения.

Таким образом, декартов анализ предшествует дедукции как подготавливающий ее этап, но от нее отличный.

Анализ здесь сближается с понятием «индукция». Выявляемые анализирующей индукцией Декарта исходные аксиомы оказываются по своему содержанию уже не только прежде неосознававшимися элементарными интуициями, но и искомыми, предельно общими характеристиками вещей, которые в элементарных интуициях являются «соучастниками» знания, но в чистом виде выделены ещё не были.

Третье правило. В познании мыслью следует идти от простейших, т.е.

элементарных и наиболее для нас доступных вещей к вещам более сложным и, соответственно, трудным для понимания. Здесь дедукция выражается в выведении общих положений из других и конструировании одних вещей из других. Обнаружение истин соответствует дедукции, оперирующей затем ими для выведения истин производных, а выявление элементарных вещей служит началом последующего конструирования вещей сложных, а найденная истина переходит к истине следующей ещё неизвестной.

Поэтому собственно мыслительная дедукция Декарта приобретает конструктивные черты, свойственные в зародыше так называемой математической индукции.

Последнюю он и предвосхищает, оказываясь здесь предшественником Лейбница. Четвертое правило. Оно состоит в энумерации, что предполагает осуществлять полные перечисления, обзоры, не упуская ничего из внимания. В самом общем смысле это правило ориентирует на достижение полноты знания.

Оно предполагает:

  1. · во-вторых, приближение к максимальной полноте рассмотрения приводит надежность (убедительность) к очевидности, т.е. индукцию — к дедукции и далее к интуиции. Сейчас уже признано, что полная индукция есть частный случай дедукции;
  2. · в-третьих, энумерация есть требование полноты, т.е. точности и корректности самой дедукции. Дедуктивное рассуждение рушится, если в ходе его перескакивают через промежуточные положения, которые ещё надо вывести или доказать.
  3. · во-первых, создание как можно более полной классификации;

В целом по замыслу Декарта его метод был дедуктивным, и в этой его направленности были подчинены как его общая архитектоника, так и содержание отдельных правил.

Также следует отметить, что в дедукции Декарта скрыто присутствие индукции. В науке Нового времени Декарт был пропагандистом дедуктивного метода познания потому, что он был вдохновлен своими достижениями в области математики.

Действительно, в математике дедуктивный метод имеет особое значение. Можно даже сказать, что математика является единственной собственно дедуктивной наукой.

Но получение новых знаний посредством дедукции существует во всех естественных науках. дедукция аристотель логика

4. Учение Декарта об интеллектуальной интуиции

Рационализм Декарта основывается на том, что он попытался применить ко всем наукам особенности математического метода познания.

Бэкон прошел мимо такого эффективного и могучего способа осмысления опытных данных, каким в его эпоху становилась математика. Декарт же, будучи одним из великих математиков своего времени, выдвинул идею всеобщей математизации научного знания. французский философ при этом истолковывал математику не просто как науку о величинах, но и как науку о порядке и мере, царящей во всей природе.

В математике Декарт более всего ценил то, что с ее помощью можно прийти к твердым, точным, достоверным выводам.

К таким выводам, по его мнению, не может привести опыт. Рационалистический метод Декарта и представляет собой, прежде всего, философское осмысление и обобщение тех приемов открытия истин, которыми оперировала математика.

Суть рационалистического метода Декарта сводится к двум основным положениям. Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин, или, иначе говоря, в основе познания, по Декарту, должна лежать интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная интуиция, по Декарту, — это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения.

Во- вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция — это такое действие ума посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия. Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо.

К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага.

С помощью дедукции мы неизвестное делаем известным.

Декарт сформулировал следующие три основных правила дедуктивного метода. 1. Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное. 2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.

3. В вопросе также должно содержаться нечто известное.

Таким образом, дедукция — это определение неизвестного через ранее познанное и известное. После определения основных положений метода перед Декартом встала задача сформировать такой исходный достоверный принцип, из которого, руководствуясь правилами дедукции, можно было бы логически вывести все остальные понятия философской системы, то есть Декарт должен был осуществить интеллектуальную интуицию.

Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается с сомнения. Декарт подверг сомнению истинность всех знаний, которыми располагало человечество. Провозгласив сомнения в качестве исходного пункта всякого исследования, Декарт ставил цель — помочь Человечеству избавиться от всех предрассудков (или идолов, как их называл Бэкон), от всех фантастических и ложных представлений принятых на веру, и таким образом расчистить путь для подлинного научного знания, и вместе с тем, найти искомый; исходный принцип, отчетливое ясное представление, которое уже нельзя подвергнуть сомнению.

Поставив под сомнение достоверность всех наших представлений о мире, мы можем легко допустить, писал Декарт, «что нет ни Бога, ни неба, ни земли и что даже у нас самих нет тела. Но мы все таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в истинности всех этих вещей. Столь же нелепо пола гать несуществующим то, что мыслит, в то время как оно мыслит что, невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение «я мыслю, следовательно я существую» истин но и, что оно поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений (Декарт Р.

Избр. произв.— М., 1950.— С. 428). Итак, положение «я мыслю, следовательно я существую», то есть представление о том, что мышление само по себе, независимо от его содержания и объектов, демонстрирует реальность мыслящего субъекта и является той первичной исходной интеллектуальной интуицией, из ко торой, по Декарту, выводятся все знания о мире.

Следует отметить, что принцип сомнения применялся в философии и до Декарта в античном скептицизме, в учении Августина в учении Ш. Монтеня и др. Уже Августин на основе сомнения утверждал достоверность существования мыслящего существа. Следовательно, в этих вопросах Декарт не оригинален и находится в русле философской традиции.

За пределы этой традиции его выводит крайне рационалистическое положение, что только мышление обладаем абсолютной и непосредственной достоверностью.

Оригинальность Декарта состоит в том, что он приписывает несомненный характер самому сомнению, мышлению и бытию субъекта мышления: обратившись к самому себе, сомнение, по Декарту, исчезает. Сомнению противостоит непосредственная ясность самого факта мышления, мышления, не зависящего от своего предмета, от предмета сомнения Таким образом, «я мыслю» у Декарта есть как бы та абсолютно достоверная аксиома, из которой должно вырасти все здание науки, подобно тому, как из небольшого числа аксиом и постулатов выводятся все положения Евклидовой геометрии. Рационалистический постулат «Я мыслю» является основой единого научного метода.

Этот метод, по мнению Декарта, должен превратить познание в организационную деятельность, освободив его от случайности, от таких субъективных факторов, как наблюдательность и острый ум, с одной стороны, удача и счастливое стечение обстоятельств — с другой.

Метод позволяет науке не ориентироваться на отдельные открытия, а планомерно и целенаправленно развивается, включая в свою орбиту все более широкие области неизвестного, иначе говоря, превратить науку в важнейшую сферу человеческой жизнедеятельности. Декарт был сыном своего времени, и его философская система, как и система Бэкона, не была лишена внутренних противоречий.

Выдвигая на первый план проблемы познания, Бэкон и Декарт заложили основы для построения философских систем Нового времени.

Если в средневековой философии центральное место отводилось учению о бытии — онтологии, то со времени Бэкона и Декарта на передний план в философских системах выходит учение о познании — гносеология. Бэкон и Декарт положили начало раскола всей действительности на субъект и объект. Субъект — это носитель познавательного действия, объект — это то, на что направлено это действие.

Субъектом в системе Декарта является мыслящая субстанция— мыслящее «Я».

Однако Декарт сознавал, что «Я» как особой мыслящей субстанции надо найти выход к объективному миру. Иначе говоря, гносеология должна опираться на учение о бытии — онтологию. Декарт решает эту проблему на основе введения в свою метафизику идеи Бога.

Бог является творцом объективного мира. Он же.— создатель человека. Истинность исходного принципа как знания ясного и отчетливого гарантирована у Декарта существованием Бога — совершенного и всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума.

Таким образом, самосознание субъекта у Декарта не замкнуто на себе, а разомкнуто, открыто Богу, выступающему источником объективной значимости человеческого мышления. С признанием Бога в качестве источника и гаранта человеческого самосознания, разума связано учение Декарта о врожденных идеях.

К ним Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, идеи чисел и фигур, а также некоторые наиболее общие понятия, как например, «из ничего ничего не происходит». В учении о врожденных идеях по-новому было развито платоновское положение об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она пребывала в мире идей.

Рационалистические мотивы в учении Декарта переплетаются с теологическим учением о свободе воли, дарованной человеку Богом в силу особого расположения — благодати.

Согласно Декарту, источником заблуждений не может быть разум сам по себе. Заблуждения есть продукт злоупотребления человеком присущей ему свободной воли. Заблуждения возникают тогда, когда бесконечно свободная воля переступает границы конечного человеческого разума, выносит суждения, лишенные разумного основания.

Однако из этих «идей Декарт не делает агностических выводов.

Он верит в неограниченные возможности человеческого разума в деле познания всей окружающей его действительности.

Таким образом, Ф. Бэкон и Р. Декарт заложили основы новой методологии научного познания и дали этой методологии глубокое философское обоснование.

Картезианское сомнение

Для нахождения основных положений знания Декарт предлагает воспользоваться принципами сомнения и непосредственной очевидности. Идея сомнения состоят в том, что все существующее знание необходимо подвергать сомнению, чтобы отыскать такие положения, которые уже нельзя было бы опровергнуть.

Сомнение, с одной стороны, направлено против слепой веры, а с другой стороны, ориентировано на поиск наиболее очевидного и достоверного.

Проведя трудоемкую философскую работу, Декарт получает то основание очевидности, в которой никто не сможет усомниться. Он берет за основу принцип: «Я мыслю, следовательно, существую».

Правдивость этой исходной точки мышления и познания, по утверждению Декарта, гарантирована Богом, вложившим в человека естественный природный свет разума. Декарт развил «картезианское сомнение» — метод, который направлен на управление человеческим разумом в познании.

Какие 4 правила рационалистического метода формулирует Декарт?

Первое правило — это правило очевидности Декарт формулирует следующим образом: «Hикогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен; иными словами, старательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не может дать повод к сомнению».

Это не просто правило, но фундаментальный нормативный принцип, именно потому, что все должно сводиться к ясности и отчетливости, в чем заключается очевидность. Говорить о ясных и отчетливых идеях и говорить об идеях очевидных — одно и то же. Умственное действие посредством которого достигается очевидность — интуитивное действие, или интуиция.

Со слов Декарта это не вера в шаткое свидетельство человеческих чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но прочное понятие ясного и внимательного ума, порожденная лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция. Итак речь идет о действии, которое служит себе и основой, и подтверждением, ибо оно опирается ни на что иное, как на взаимную прозрачность интуитивного действия.

Речь идет о ясной и отчетливой идее, отражающий «чистый свет разума», еще не согласованный с другими идеями, но увиденной сама собой, интуитивно данной и не доказанной. Речь идет об идее, присутствующей в уме, и об уме, открытом идее без какого бы то ни было посредничества.

Достичь этой взаимной прозрачности — цель трех других правил.

Второе правило:

«Разделять каждую проблему избранную для изучения, на столько частей сколько возможно и необходимо для наилучшего ее решения»

.

Это защита аналитического метода, который только и может привести к очевидности, так как расчленяя сложное на простое, светом разума изгоняется двусмысленность. Если для определенности необходима очевидность, а для очевидности необходима интуиция, то для интуиции необходима простота, достижимая путем расчленения сложного «на элементарные части до пределов возможного».

Большие завоевания достигаются постепенно, шаг за шагом. Однако разложения сложного на простое недостаточно, поскольку оно дает сумму раздельных элементов, а не прочную связь, создающее из них сложное целое.

Поэтому за анализом должен следовать синтез.

Таким образом цель третьего правила, которое формулирует Декарт, определяется так:

«Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу»

.

Итак, следует опять соединить элементы, в которых живет одна сложная реальность. Здесь имеется в виду синтез, который должен отталкиваться от элементов абсолютных, независимых от других, продвигаясь к элементам относительным и зависимым, открывая дорогу цепи аргументов освещая сложные связи.

Имеется в виду восстановление порядка построением цепочки рассуждений от простого к сложному, не без связи с действительностью. Без очевидности не было бы интуиции, а переход от простого к сложному необходим для акта дедукции. Может показаться, что в результате синтеза мы получаем тот же предмет с которого начинали, однако в действительности это уже реконструированный комплекс ставший прозрачным под лучом прожектора мысли.

И, наконец, чтобы избежать спешки, матери всех ошибок, следует контролировать отдельные этапы работы. Поэтому Декарт формулирует последнее четвертое правило: » Делать повсюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Перечень контролирует полноту анализа, а обзор — корректность синтеза.

№20. Доказательство существования Бога у Декарта.

Проблема параллелизма мыслительной и протяженной субстанции – «порядок идей тот же, что и порядок вещей» Природа (res extensa) соответствует механистическим и материалистическим представлениям, тогда как душа (res cogitans) — нет.

Определяя эти две сферы res extensa и res cogitans как логические противоположности, Декарт одновременно утверждал, что они взаимно влияют друг на друга. В то же время он использовал такое понятие влияния, которое требовало тождественности причины и следствия. В результате Декарт столкнулся с логической дилеммой, поскольку он постулировал определенное тождество двух факторов, которые ранее определил как логически разные.

Отсюда вытекает проблема психофизического параллелизма — параллельных действий души и тела.

Необходимость согласования порядков субстанций В мире есть три типа онтологических объектов: материя, Бог, души. Декарт определяет субстанцию как

«вещь, которая существует, совершенно не нуждаясь для своего бытия в другой вещи»

. Любая субстанция обладает одним определенным атрибутом.

Атрибут духовной субстанции – мышление, материальной субстанции – протяжение в длину, ширину и глубину. Человек легко может образовать две идеи – сотворенной мыслящей и сотворенной протяженной субстанций. Но помимо сотворенных имеется и несотворенная мыслящая субстанция – Бог.

Только он не нуждается для своего существования ни в чем ином. Сотворенные субстанции (дух и материя) не нуждаются для своего бытия ни в какой другой созданной вещи, но все-таки зависимы от Бога.

Идея высшего существа в уме и реальность. Декарт исходит из того, что он имеет представление о Совершенном Существе, Боге, хотя сознает, что сам он не является совершенным.

Далее он предполагает, что следствие не может содержать больше, чем содержится в причине. Он интерпретирует это так, что представление о Совершенном Существе не может быть порождено чем-то несовершенным.

В силу того, что он сам является несовершенным, он не может быть причиной этого представления.

Этой причиной может быть только Совершенное Существо.

Поскольку Декарт действительно обладает представлением о Совершенном Существе, то это представление должно быть, следовательно, причинено Совершенным Существом, то есть Богом. Следовательно, Бог существует.

___________________________________________________________________________ Стр 10 из 32 » Соседние файлы в предмете

  1. 11.11.2018374.78 Кб
  2. 20.11.2018455.68 Кб
  3. 13.11.20181.14 Mб
  4. 04.11.2018146.43 Кб
  5. 04.11.20184.15 Mб
  6. 20.12.2018520.7 Кб
  7. 31.10.20184.37 Mб
  8. 15.12.201869.63 Кб
  9. 04.11.20182.33 Mб
  10. 22.11.20181.05 Mб
  11. 21.12.20181.54 Mб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Тренажер «Простое сравнение».